После подстановки значений угла получим выражение для силы трения, создаваемой плашкой на контактной поверхности при изменении угла j от нуля до максимума,
Fтр1 = qkRтр.нhln[(1/сosjmax) + tgjmax],
где jmax – половина угла охвата трубы плашкой.
Так как угол охвата трубы плашкой составляет 2jmax, то выражение будет иметь вид
Fтр1 = 2qkRтр.нhln[(1/сosjmax) + tgjmax].
В практических расчетах удобнее вычислять силу трения, обеспечиваемую парой плашек, прижатых к трубе с двух противоположных сторон. В результате значение силы трения должно быть удвоено:
Fтр1 = 4qkRтр.нhln[(1/сosjmax) + tgjmax].
Величина распределенной нагрузки q может быть определена как
q = P/hb = P/Rтр.нh2sinjmax.
После подстановки в получим
Fтр1 = 2Pkln[(1/сosjmax) + tgjmax]/sinjmax.
Таким образом, криволинейный профиль плашки в формуле для определения силы трения может быть учтен с помощью коэффициента
hф = ln[(1/сosjmax) + tgjmax]/sinjmax,
а окончательная формула примет традиционный вид:
Fтр1 = 2Pkhф.
Для упрощения расчетов можно пользоваться величиной коэффициента hф, зависящей только от угла охвата трубы плашкой jmax:
Угол захвата трубы плашкой jmax, градус .............................................................
20
30
40
50
Коэффициент hф .......................................
1,042
1,099
1,187
1,320
60
70
80
85
1,521
1,847
2,474
3,143
Максимальное тяговое усилие Qmax, создаваемое транспортером при перемещении трубы, определяется суммой сил трения, создаваемых плашками, находящимися в контакте с поверхностью трубы, т.е.
Qmax = SFтрn,
где n – число пар плашек.
Если усилие прижима плашек к трубе одинаковое, то максимальное тяговое усилие может быть рассчитано по формуле
Qmax = 2Pmaxkhфn.
Величина максимального усилия, прилагаемого к плашке, Pmax может быть определена исходя из условия прочности трубы, сжатой плашками.
При проектировании устройств для перемещения трубы приходится решать обратную задачу – определять необходимое число пар плашек, которые могут обеспечить заданное тяговое усилие.
Алгоритм решения этой задачи следующий:
а) исходя из геометрических размеров поперечного сечения трубы и прочностных свойств материала, из которого она изготовлена, определяют максимально допустимое усилие [Pmax], которое может быть приложено к плашкам;
б) по заданной величине тягового усилия транспортера Qmax с учетом коэффициента трения k и предполагаемого угла охвата плашками трубы устанавливают необходимое число пар плашек, которые должны быть прижаты к трубе одновременно.
Решение задачи усложнено тем, что транспортер будут использовать с колоннами гибких труб, изготовленных из материалов с различными прочностными характеристиками, поэтому его конструкция должна обеспечивать создание номинального тягового усилия для различных колонн.
Для удовлетворения этого условия число плашек следует определять, исходя из условий работы с трубой, имеющей минимальные прочностные характеристики, а размеры гидравлических цилиндров и давления в них, – исходя из максимальных значений этих характеристик:
n = Qmax/2Pmaxsminkhф.
Расчет режима работы
гидропривода транспортера
Две бесконечные цепи транспортера приводятся в действие гидромоторами типа 3102.112 через планетарные редукторы. Технические характеристики гидромотора следующие:
Объем рабочей камеры, см3 .................................................................................
112
Номинальная частота вращения вала, об/мин ............................................
1500
Номинальный расход жидкости, л/мин ........................................................
175
Номинальный перепад давления для гидромотора, МПа .......................
Максимальное давление на входе в гидромотор, МПа ............................
35
Крутящий момент гидромотора, Н:
номинальный ........................................................................................................
страгивания ...........................................................................................................
342
258
Номинальная мощность насоса, кВт ...............................................................
58,4
Коэффициент подачи для насоса в номинальном режиме, %, не менее ..................................................................................................................................
95
Гидромеханический КПД для гидромотора в номинальном режиме, %, не менее .................................................................................................................
96
КПД в номинальном режиме, %, не менее:
насоса ......................................................................................................................
гидромотора ..........................................................................................................
91
92
Масса без рабочей жидкости, кг, не более ....................................................
31
Усилие, развиваемое транспортером, при работе двух гидромоторов при их номинальном давлении
P = 2Мкр.ном/R,
где Мкр.ном – крутящий момент на валу каждой из ведущих звездочек транспортера; R – радиус звездочки (R = 114 мм).
Момент
Мкр.ном = Мг.м.номi,
где Мг.м.ном – крутящий момент, развиваемый гидромотором, при номинальном давлении, i – передаточное число редуктора, установленного между гидромотором и звездочкой (i = 24).
При работе гидромотора с перепадом давления, отличающимся от номинального значения, крутящий момент, развиваемый гидромотором,
Мг.м = Мг.м.номРг/Рном,
где Рном – давление, соответствующее номинальному крутящему моменту на валу гидромотора; Рг – рабочее давление в гидроприводе.
Аналогичные зависимости имеют место и для страгивающего момента. Окончательно усилие, развиваемое транспортером при постоянном движении (при номинальном режиме работы гидромотора),
P = 2Мг.м.номi/R = 2×342×24/0,114 = 144 кН.
Усилие, действующее на гибкую трубу при страгивании,
P = 2Мг.м.стрi/R = 2×258×24/0,114 = 108,63 кН.
3.2. Барабан (лебедка)
Определение емкости барабана
Емкость барабана определяется его габаритами и диаметром гибкой трубы, наматываемой на него (рис. 16, а). Габариты барабана – внутренний Dб.в и наружный Dб.н диаметры, длина рабочей части Lб.
При проектировании внутренний диаметр барабана устанавливают, исходя из опыта эксплуатации аналогичных установок, обычно Dб.в = 1600 мм для труб диаметром 25 мм, наружный диаметр принят из конструктивных соображений – возможности установки барабана на конкретное автомобильное шасси – Dб.н = 1900 ¸ 2400 мм, длина рабочей части барабана Lб = 1200 мм.
Число рядов труб, наматываемых на барабан, определяют по формуле
Z = (Dб.н – Dб.в)/2dтр,
откуда
Z = (1900 – 1600)/2×25 = 6.
Число витков трубы, намотанной на барабан в одном ряду,
i = [Lб/(dтр + as)] – 1,
где as – сумма допуска на овальность трубы и зазора между трубами (as = 1 мм),
отсюда
i = [1200/(25 + 1)] – 1 = 45.
Емкость барабана рассчитывают по формуле
L = piZ(Dб.в + dтрZ) = 3,14×45×6×(1600 + 25×6) = 1483 м.
Масса трубы, намотанной на барабан,
Mтр = Lqтр,
где qтр – масса 1 м трубы.
Для 1 м трубы при ее диаметре 25 мм и толщине стенки 2 мм qтр = 1,435 кг, а соответственно при 33 мм и 3 мм qтр = = 2,808 кг.
Для труб диаметрами 25 и 33 мм их массы соответственно будут
Mтр = 1483×1,435 = 2128 кг;
Mтр=1483×2,808 = 4164 кг.
Рис. 16. Кинематическая схема барабана для наматывания колонны гибких труб и их укладчика при использовании планетарного редуктора (а) и цепной передачи (б):
1 – цепная передача привода механизма укладки КГТ (Z1, Z2 – число зубьев звездочек); 2 – каретка; 3 – ходовой винт; 4 – катушка; 5 – планетарный редуктор; 6 – гидравлический мотор.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14