Рефераты. Преобразование и сохранение естественной среды обитания человека

Общество, являясь частью глобальной системы, оказывает существенное воздействие на качественную сторону системы в целом. Академик В.Г. Нестеров считает, что вся история человечества представляет собой поучительную характеристику его деятельности по преобразованию живой природы в условиях ее развития. "Такой подход человека к окружающей среде вызывался, вызывается и будет вызываться тем, - пишет он, - что природа, вопреки некоторым воззрениям, не вполне совершенна и может быть преобразована в новые, более эффективные формы. Весь период своего существования человек стремился изменить природу в своих интересах и достигал в этом отношении успехов тогда, когда условия среды соответствовали условиям существования новых видов и форм организмов".

Наряду с творческой деятельностью людей, направленной на сохранение и дальнейшее обогащение природной среды, в наше время имеет место и столкновение развивающейся промышленной индустрии с природой, представляющей эстетическую ценность, что порождает конфликтные ситуации, которые не всегда могут быть решены в пользу последней. Поэтому возникает необходимость в идее компенсации, которая отражает дискретность объективного содержания понятия сохранения. Можно выделить три основных пути компенсации разрушаемой природы, выступающих на первый план в различные исторические периоды: самовосстановление природы, интуитивная художественная деятельность человека природными средствами и целенаправленные процессы создания культурного и художественного оформления ландшафта. Они отражают уровень познания человеком природы, ее творческого преобразования и связаны как с характером природопользования, так и с социальной организацией общества.

Явление самовосстановления природы доминирует преимущественно в периоды становления человеческого общества и первобытнообщинного строя, где компенсаторные процессы ведут к прогрессивному развитию новых, эстетически значимых природных форм. Если положение К. Маркса о том, что природа является естественным условием существования человека, его неорганическим телом, а ее целостность – предпосылкой и необходимым условием нормальной полноценной жизнедеятельности человеческого рода, имеет отношение ко всем периодам истории общества, то первобытнообщинное социальное устройство демонстрирует наиболее прямые, непосредственные формы "сращенности" человека и природы. И хотя биосфера является основным средством производства и подвергается постоянным преобразованиям, отсутствие, а в дальнейшем даже наличие "ручной" техники, представляющей, по существу, продолжение природной организации человека, делает изменения, вносимые человеком, относительно незначительными. Ограничения, связанные с физическими, психологическими, интеллектуальными возможностями первобытных народов, обусловливают ограниченность их репродуктивной и реконструктивной деятельности в природе. Это обстоятельство создает возможность самовосстановления природы.

Более того, оказываясь в процессах производства во власти природы, человек воспроизводит свою органическую связь с ней, свою зависимость от нее. В результате скорее интуитивного, чем осознанного чувства возникают первые формы природоохранных мероприятий, создающие условия самовосстановления природы. МЛ. Лифшиц замечает, что человек мифологической эпохи, “поднимаясь над окружающей его природной средой, вступает в союз с ее элементарными механическими силами... Сама природа на уровне человеческого бытия обретает субъективные свойства, но это совершается не в человеческой голове, взятой отдельно от внешнего объекта, а в практическом взаимодействии людей с природой”. Использование законов природы в хозяйственной деятельности как компенсаторных сил и охрана природы в этот период были в основном спорадическими по характеру, но они все-таки создавали возможность для самовосстановления природы.

Собственно процессы самовосстановления природы как часть общего процесса сохранения присущи и более поздним периодам человеческой культуры. Так, по достаточно компетентному источнику – "Запискам о московитских делах", составленным австрийским посланником ХVI в. Герберштейном, в период основания и развития Москвы в ближайших окрестностях шла активная вырубка леса. В то же время оставлялись урочища, заповедники, являющиеся сегодня своеобразной летописью изменения растительного покрова, который не потерял эстетическую ценность.

Следует обратить внимание на фактор времени, играющий немаловажную роль в процессах самовосстановления природы. Уже на ранних ступенях становления человеческой цивилизации процессы самовосстановления не всегда поспевают за разрушениями, наносимыми живой природе. Механизм стихийной охраны природы, наблюдающийся у ряда народов, не способен компенсировать изменения в природе, вызванные тотальным использованием человеком биосферы земли. На этой почве возникает диспропорция, которая по мере интенсификации общественного производства углубляется и достигает на стадии высокого развития индустрии конфликтного состояния.

Фактор интуитивной художественной деятельности по восстановлению утраченного гармоничного единства человека и природной среды доминирует преимущественно в докапиталистический период. Целенаправленное созидание в природе не характерно для этого этапа социального развития. Неразвитость общественного производства, нерасчлененность во взаимодействиях общества и природы обусловливает природоограниченную целостность в докапиталистических формациях. "Во всех формах общества, где господствует земельная собственность, преобладают еще отношения, определяемые природой", – пишет К. Маркс. Уровень познания природы, также обусловленный преобладанием сельскохозяйственного производства, ориентирует человечество на утилитарное знание, оставляя в тени ее эстетическую ценность. Поэтому первые немногочисленные произведения природотворчества решают, прежде всего, практические задачи и лишь затем эстетические. Таковы сады Семирамиды древнего Вавилона – уникальное архитектурное сооружение, на террасах которого были собраны коллекции древесных и кустарниковых растений. Они имели в первую очередь климатическое и экологическое значение и лишь в длительной эволюции эстетических потребностей человечества стали прообразом висячих садов как жанра искусства.

В современной урбанизированной культуре "висячие сады" на крышах, балконах домов, так называемое вертикальное озеленение, примыкающее к ним по характеру устройства и принципам оформления комнатное цветоводство получают все более широкое распространение. Но этот вид деятельности, хотя и содержит, прежде всего, эстетическую функцию, продолжает сохранять стихийно-художественный характер. В определенной степени, компенсируя разрыв между человеком и природой, который принимает вид антагонизма в условиях современных мегаполисов, он объективирует стремление широких масс к гармонизации отношений с естественной средой.

Возникновение искусства садов и парков как особой области художественной деятельности связано с практикой культурного освоения природных ресурсов. В своих истоках оно опирается на эстетический опыт народа, который становится в дальнейшем основой собственно художественного мышления. Известный исследователь и историк садово-паркового искусства В.Я. Курбатов пишет: "Сопоставляя, однако, все известное, можно думать, что первые искусственные сады появились в местах, бедных влагой и растительностью. Там было необходимо устраивать искусственное орошение, само направление проложенных каналов заставляло располагать посадки определенным образом, и таким образом создавался план парка. Так и в наше время вся долина Ломбардии, бывшая когда-то сухою и унылою равниною, прорезана правильной сетью каналов. Вдоль последних рассажены шелковичные деревья, между ними протянуты виноградные лозы, а середины образовавшихся четырехугольников засеяны рисом и кукурузой. Таким образом путешественнику кажется, что он едет по бесконечно правильно разбитому.

В русской культуре утилитарное назначение садов господствует вплоть до нового времени. В приусадебный парк, например, всегда входили плодовые посадки, занимающие важное место в общей композиции. Более того, как правило, хозяйственные сады, как более ранние, определяют расположение парковых зон. Такова, например, роль плодовых садов царской резиденции Коломенского и Измайлова, использовавшиеся не только в утилитарных, но и в эстетических целях, предопределивших кольцевое построение возникших значительно позже парковых ансамблей. Однако если парк создается в результате творческой деятельности архитектора-декоратора и развивается в русле других видов искусств, испытывая на себе влияние их стилистических особенностей, то утилитарные приусадебные сады, предоставленные вкусам специалистов-естественников, открывают перспективные традиции эстетической культуры промышленного природопользования.

Целенаправленная деятельность человека по созданию культурного, эстетически значимого ландшафта приобретает специфические черты в эпоху становления и развития буржуазных отношений, роста больших городов, сосредоточения масс в местах, оторванных от девственной природы, механизации производственных процессов, в том числе сельскохозяйственных, интенсификации труда. В этот исторический период – период обострения социальных противоречий до антагонизма – отрыв человека от природы также принимает характер антагонистического конфликта. Меняя в корне характер взаимодействия общества и природы, капиталистические отношения обусловливают превращение естественных условий труда – земли, биосферы – в отделенный от человека и противопоставленный "свободный фонд", который выступает в форме "прочно обособившихся стоимостей''. Природная среда, вовлеченная в систему капиталистического воспроизводства, становится объектом самой беззастенчивой и хищнической эксплуатации, ничем не ограниченного использования, а вместе с тем условием и средством отчуждения личности от природы.

Другой, противоположной стороной процесса развития буржуазных форм общественной жизнедеятельности является рост сознания и самосознания масс, повышение общей культуры трудящихся, связанной с индустриализацией и урбанизацией. Проявляющееся стремление народа к демократизации всех форм общественной жизни находит выражение и в природотворческой деятельности. В результате широкого демократического движения в этом направлении создаются парки и сады, являющиеся достоянием не отдельных семей, а достаточно широких слоев населения.

Возникают новые формы творчески преобразованной, искусственно оформленной природы. Отдельные формы садово-паркового искусства становятся самостоятельной частью городского пейзажа, обнаруживая тенденцию к дальнейшей эволюции на основе иного функционального значения. Происходит формирование особого дендродекорационного жанра в системе природотворческой деятельности, который в дальнейшем оказывает сильное влияние на оформление сельских регионов.

Качественный скачок в искусстве природотворчества связан с появлением ландшафтного мышления. Вместе с ним практика преобразования природы по законам красоты получает новый стимул развития. Не случайно созданная в этот период в Сен-Жермене Ленотром терраса на вершине берегового откоса Сены, открывающая вид на долину и панораму Парижа, становится поворотным пунктом как в искусстве садов и парков, так и в общей ориентации природопреобразующей эстетической деятельности. Центром внимания, организующим ландшафтную архитектуру террасы, становится природный ландшафт с его эстетическими значениями.

Выдвижение на первый план ландшафта и художественно преобразованного растительного мира в качестве эстетической ценности усиливает возможности поисков самых разнообразных вариантов преобразований окружающей среды, вплоть до включения их в процессы производства, связанные с промышленным освоением геобиосферы. Привычная картина, где редкими оазисами выглядят отдельные сады, парки, заповедники, сменяется культурно оформленными сельскохозяйственными регионами, многочисленными малыми и большими формами творчески преобразованной природы. Однако частная форма собственности на землю, бесплановость, стихийность ведения хозяйства служат серьезным ограничителем дальнейшего совершенствования природотворческой деятельности общества в целом.

 Планирование природопреобразующей деятельности в масштабах всего общества и разумный контроль со стороны общества открывают беспредельные перспективы сохранения природы. Уже на уровне социалистической организации на смену буржуазному принципу хищнической эксплуатации и господства над природой приходят идеи рачительного, бережного отношения к ней как богатству, принадлежащему всему обществу, сознательно организованного. партнерства, на базе которых создается научно регулируемая и управляемая система практических и эстетических отношений с природой.

Социалистическая культура сохранения природы, опираясь на мировой опыт, вместе с тем вырабатывает принципиально новый подход к компенсаторной деятельности в природе. Сегодня уже можно говорить о сформировавшейся в природопользовании системе из трех сложно связанных компонентов: входящей в производство индустрии; арены действия – природы; творческой деятельности людей. В социалистическом обществе создаются в государственном масштабе условия для преодоления отрицательного воздействия индустриализации на природу, повышения роли производства как ускорителя природных процессов, решающей природосохраняющей силы. Творчество широких масс в этих условиях направлено как на оптимизацию процесса использования природных и технических ресурсов, так и на искусственную эстетизацию естественной среды.

Оптимизация связей с природой становится важным принципом в природопреобразующей деятельности социалистического общества. Здесь формируются методы функционирования системы "общество – природа", которые обеспечивают при наименьшем расходовании средств полезные результаты с точки зрения как сохранения естественной среды, так и удовлетворения социальных интересов, вырабатывается научно обоснованная оптимальная стратегия, позволяющая выбирать из многих вариантов, которые способствуют постепенному развитию природной системы в целом. Примером могут служить национальные парки, заказники, заповедники, где практические, научные и рекреационные задачи не вступают в противоречие, а меры по их решению дополняют друг друга.

Деятельность человека в природе даже в форме оптимальной стратегии может наталкиваться на сопротивление среды. Вся геобиосфера в целом и каждый из ее элементов развиваются по собственным закономерностям и могут быть модифицированы в крайне узких пределах. Однако человек в своей хозяйственной деятельности далеко не всегда способен учитывать этот фактор, поэтому особое значение приобретает принцип организации. Три основных положения в реализации принципа организации играют существенную роль: цель и научная концепция, логическая схема, единый характер управления. Их решение составляет основу создания нового типа хозяйствования в природе. При этом современная социальная и экологическая ситуация как необходимое условие оптимизации отношений с природой обусловливает обращение к эстетическим подходам. Их реализация в практике природопреобразования обеспечивает высокую эффективность производства, улучшает вместе с тем условия сохранения окружающей среды. Примером может служить организация сельскохозяйственных ландшафтов в русле архитектурных требований. Архитектурная организация промышленного ландшафта, опирающаяся на эстетические принципы, благоприятствует осуществлению управления и препятствует дезорганизации среды. Наиболее высоким уровнем организации являются сады и парки, которые в условиях социализма занимают все большее место в жизни людей.

Идеи об эстетической организации природного мира всей планеты последовательно разрабатываются в научных трудах. Над этой темой работали Ж. Дорст, П. Дювинье и М. Танг'. Однако их взгляды и позиции нуждаются в критическом осмыслении, так как некоторые утверждения выглядят максималистски. Оценивая идеи тотальной культуризации природы, нельзя не выделить в качестве объективного фактора то, что эстетическое воздействие девственной природы не может быть приравнено к эффекту культивированной среды. Обращение к истории искусств свидетельствует, что все большие мастера пейзажной живописи черпали вдохновение и искали натуру преимущественно в природе, нетронутой цивилизацией. Поэтому даже в период интенсивного развития "второй природы", расширения сферы природотворчества как искусства по-прежнему остро стоит проблема сохранения первоприроды.

Природа, не тронутая цивилизацией, должна оставаться резервом, который со временем, когда большая часть земного шара будет служить промышленным, эстетическим и научным целям, станет приобретать все большее значение эталона, критерия, в частности эстетического, в дальнейшем возможно появление и других неизвестных ныне значений этих зон. Поэтому необходим рациональный, научно обоснованный подход к практике расширения областей девственной природы, заповедников, тем более что по мере развития научно-технической революции объем негативных влияний на природные эстетически ценные объекты увеличивается настолько, что культурная деятельность, направленная на компенсацию наносимого ущерба, подчас не справляется со своими задачами.

В этих условиях особое значение имеет определение оптимального соотношения первоприроды с культурным ландшафтом. Обоснованная стратегия и планомерная организация во взаимодействиях общества с природной средой – новый этап природопользования. В условиях развитого социализма получают особое значение все формы деятельности по эстетической реконструкции естественной среды. Это, прежде всего культура оформления находящихся в производстве и реставрируемых площадей, архитектура рекреационных ландшафтов, увеличение территорий под национальные парки, заповедники, развитие искусства создания садов и парков, малых дендродекорационных форм. Особое значение приобретает совершенствование туризма как формы отдыха широких масс трудящихся.

Вместе с тем существует и разрыв между повышением общего культурного уровня населения и культурой отношений к природе. Поэтому возникает необходимость, во-первых, в создании системы природоохранных мер, во-вторых, научное обоснование и включение в эту систему критериев эстетической оценки природы, в-третьих, развитие системы экологического воспитания, совершенствование всех видов художественного творчества, связанных с природой.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.