Рефераты. Православное вероучение и культ

-       Петров Пост (от праздника Всех Святых до Дня Первоверховных апостолов Петра и Павла);

-       Успенский Пост (две недели перед Успением Богородицы);

-       Рождественский Пост (от Дня апостола Филиппа 27 ноября до Рождества Христова).

Приняты также однодневные посты: среда и пятница в течение всего года, кроме праздничных «сплошных» недель (в среду Иисус был предан в руки врагов, в пятницу - распят); канун Крещения Господня («крещенский сочельник»); День Усекновения главы Иоанна Предтечи; День Воздвижения Креста Господня.

Православное богослужение Храмовое богослужение в православии имеет суточный цикл, включающий в себя утреню, обедню (литургию), часы, вечерню, полуночницу и повечерье. Оно состоит из:

-       молитвенных песнопений, посвященных церковным праздникам (стихир) и прославлению подвига святого (икосов, кондаков), составляющих особые молитвословия (акафисты);

-       молитвенных прошений (ектений);

-       чтения Священного писания в установленном порядке.

Центральное место в суточном богослужении занимает литургия (по-гречески – «общее дело»), во время которой совершается евхаристия - таинство причащения.

Первый единый литургический канон (порядок богослужения) был составлен в IV веке святым Василием Великим. Сейчас литургия Василия Великого служится лишь несколько раз в году, а наиболее употребительным в православном богослужении стал литургический канон Иоанна Златоуста.

В период Великого Поста служится также литургия Преждеосвященных Даров, во время которой евхаристия не совершается. Литургическое богослужение имеет сложную структуру, включающую:

-       проскомидию (подготовительную часть);

-       литургию оглашенных (готовящихся к принятию крещения);

-       литургию верных, когда совершается евхаристия.

Последование молитв во время евхаристии составляет анафору (по-гречески - возношение). Согласно каноническим правилам, священные сосуды, используемые для евхаристии, - дарохранительница, дароносица, потир (евхаристическая чаша) - для иных целей использоваться не могут.

Проповедь в православном богослужении центрального значения не имеет, поскольку само богослужение изобилует проповедническими элементами. Богослужение в православных церквах совершается обычно на национальных языках (славянских, греческом, сирийском, грузинском, английском).

В Русской церкви используется церковно-славянский язык - искусственный язык-интерлингва, созданный на основе южнославянских говоров и диалектов IХ века, который иногда ошибочно отождествляется со старославянским и древнерусским.

Перевод на церковно-славянский язык литургических текстов и богослужебных книг был выполнен в 60-х годах IX века святыми Кириллом и Мефодием - создателями славянской азбуки (кириллицы). Получив первоначальное распространение в Болгарии, тексты славянского богослужения после принятия христианства попали на Русь. Попытки перевода православного богослужения на современный русский язык предпринимались неоднократно, но были малоуспешными. В православном богослужении используется хоровое пение без музыкального сопровождения, в котором ранее принимали участие все молящиеся (данный обычай сохранился у старообрядцев).

Впоследствии появились специальные церковные хоры и чтецы (псаломщики). Первые специализированные вокалы церковных служб были составлены в VIII веке И. Дамаскином и Ф. Студитом.

Среди российских композиторов, оставивших значительное наследие духовной музыки, наиболее известны П. Чайковский (1840-1893) и С. Рахманинов (1873-1943). Кроме того, можно назвать М. Березовского (1745-1777), А. Веделя (1767-1806), Д. Бортнянского (1751-1825), А. Кастальского (1856-1926), А. Гречанинова (1864-1956), П. Чеснокова (1877-1944).


Вопрос №2. Церковная организация православия

В настоящее время общая численность православных в мире составляет более 220 млн. человек..Согласно православному вероучению Церковь – это не просто собрание любых желающих поговорить или вспомнить об Иисусе Христе. Православная Церковь – это:

1) дом Божий, храм, дом Господень;

2) от Бога единожды установленное и непрерывно существующее вселенское общество верующих во Христа, соединенное словом Божиим, законным священноначалием и таинствами, управляемое Самим Господом и Духом Божиим, для вечной жизни и спасения верных;

3) живое, бессмертное и обладающее сознанием, единственное и единое Тело; всегда оживляемое, очищаемое и освящаемое Духом Святым; постоянно от Бога имеющее благодать Божию; созданное и неизменно возглавляемое Самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом – средоточием православной веры;

4) Вселенская Православная Церковь – единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь – все входящие в нее Поместные Православные Церкви.

Вселенская Православная Церковь состоит из 15 поместных Церквей, упоминаемых в официальных списках в установленном порядке в соответствии с их древностью и значением (до 1054 года, то есть до отпадения Западной Церкви – католиков, этот список начинался с Римской Церкви): Константинопольский Вселенный Патриархат; Александрийский Патриархат; Антиохийский Патриархат; Иерусалимский Патриархат; Русская Православная Церковь, Московский Патриархат; Грузинский Патриархат; Сербский Патриархат; Румынский Патриархат; Болгарский Патриархат; Кипрская Церковь; Элладская Церковь; Албанская Церковь; Польская Православная Церковь; Чехо-Словацкая Церковь; Православная Церковь в Америке.

Кроме того, в структуру православной церкви входят автономии: Синайская автономная Архиепископия; Финляндская автономная Церковь; Японская автономная Церковь.

Структура Русской Православной Церкви. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, преемственно утвержденному Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году, она является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквями. Таким образом, Русская Православная Церковь в единстве веры и духа является равноправной составной частью единого Богочеловеческого организма – Вселенской Православной Церкви – единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, Глава и основа которого есть Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий по божественной Природе, одна из трех ипостасей единой Пресвятой Троицы – одного и единого Бога. Благодатное общение с Богом осуществляется Русской Православной Церковью и в ней всех православно верующих людей без всяких посредников, сотоварищей, иных форм языческого многобожия и эманаций.

В духовной жизни Русской Православной Церкви, как и во всей Вселенской Православной Церкви, при принятии и утверждении всех решений действует принцип соборности в Духе Святом. В земной Церкви ее Главу – Иисуса Христа, представляет не один «главный епископ» или «папа», а только весь епископат в целом. Церковность противополагается индивидуализму власти. Любая община православных верующих возглавляется законным священником, а не действует из своих собственных самовольных начал.

В Русской Православной Церкви имеются три степени священства: первая (высшая) – епископы (архиереи), которые преемственно (то есть, законно) от апостолов приняли полноту иерархических даров и полномочий; вторая – священники; третья (низшая) – диаконы.

Все находящиеся на одной ступени священства равны по благодатному дару Божьему, но между ними могут быть различия по чести и административным полномочиям. В этой связи важно, что в православии патриарх, митрополиты, архиепископы, епископы, все священноначалие и все остальные без исключения члены Вселенской Церкви окормляются каждый своим духовником, который также обязательно имеет своего духовника, и так далее... до всей церковной соборной духовной полноты (возглавляемой Господом Иисусом Христом). Все это духовное окормление осуществляется при строжайшем соблюдении тайны исповеди.

В настоящее время юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах.

Все входящие в Русскую Православную Церковь канонические подразделения: Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, епархии, Синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, Духовные учебные заведения, миссии, представительства и подворья канонически составляют Московский Патриархат. Любые самочинные своевольно возникшие структуры, даже если они признают Библию священной книгой и считают Иисуса Христа Богом, не входят в Русскую Православную Церковь. «Московский Патриархат» – другое официальное наименование Русской Православной Церкви.

Русская Православная Церковь при уважении и соблюдении существующих в каждом государстве законов осуществляет свою деятельность на основе:

а) Священного Писания (письменного слова Божьего) и Священного Предания (живого слова Божьего – жизни и сознания Тела Христова в Духе Святом);

б) канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов (письменной и устной части Священного Предания);

в) постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и Указов Патриарха Московского и всея Руси:

г) Устава Русской Православной Церкви.

Канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории конкретных государств, могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц в соответствии с существующими в каждой стране законами.

В духовной жизни Русской Православной Церкви, как и во всей Вселенской Православной Церкви, действует принцип соборности в Духе Святом при принятии и утверждении всех решений. В практической управленческой и властной деятельности Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.

В Русской Православной Церкви действует церковный суд в трех инстанциях: епархиальный суд; общецерковный суд; суд Архиерейского Собора. Должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность. Церковный суд Русской Православной Церкви реализует судебную власть посредством церковного судопроизводства. Никакие другие церковные органы и лица не вправе принимать на себя осуществление функций церковного суда. Судебная система в Русской Православной Церкви устанавливается священными канонами, Уставом Русской Православной Церкви и «Положением о церковном суде». Имеется механизм, обеспечивающий единство судебной системы Русской Православной Церкви.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.