Содержание
1. Правовое положение и порядок создания постоянных комиссий и президиума местных Советов депутатов в Республике Беларусь
2. Характеристика организаций местной власти в Конституциях БССР 1927 года, 1937 года, 1978 года
3. Прокомментируйте регламент местного Совета депутатов (на примере конкретного Совета депутатов), дайте предложение по совершенствованию регламентов местных советов
Список использованных источников
Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Советов, а также организации и контроля за выполнением решений Советов и вышестоящих государственных органов на сессиях Советов из числа депутатов Советов избираются постоянные комиссии. В сельских Советах постоянные комиссии, за исключением мандатных, могут не образовываться. Порядок избрания и деятельности постоянных комиссий определяется регламентом Совета. Для работы в комиссиях могут привлекаться в порядке, определенном регламентом Совета, консультанты и эксперты с правом совещательного голоса. Рекомендации постоянных комиссий подлежат рассмотрению соответствующими государственными органами, предприятиями, организациями, учреждениями, объединениями, органами территориального общественного самоуправления. О результатах рассмотрения рекомендаций и принятых мерах сообщается комиссии в месячный срок.
В областных (Минском городском), районном, городском (города областного подчинения) Советах создаются президиумы. Работу городского (города районного подчинения), поселкового и сельского Советов организует председатель соответствующего Совета. В состав президиума Совета входит председатель Совета, его заместитель (заместители), председатели постоянных комиссий Совета. По решению Совета в состав президиума могут входить иные депутаты Совета. Председатели постоянных комиссий, входящие в состав президиума, исполняют свои обязанности, не порывая с основной служебной или производственной деятельностью. Основной формой деятельности президиума Совета является заседание. Заседания президиума Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседания президиума Совета созывает и ведет председатель Совета, а в его отсутствие - заместитель председателя Совета. Решения президиума Совета принимаются большинством голосов от его состава. Заседание президиума Совета является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от его состава.
Президиум Совета:
1) организует работу по созыву сессий Совета, сообщает депутатам и доводит до сведения населения время и место проведения сессии, а также вопросы, вносимые на рассмотрение Совета, и принятые по ним решения;
2) осуществляет руководство подготовкой сессий Совета и вопросов, вносимых на их рассмотрение;
3) координирует деятельность постоянных и временных комиссий и депутатских групп, вносит на рассмотрение Совета предложения о создании постоянных комиссий Совета;
4) организует контроль за выполнением решений Совета;
5) информирует Совет о своей деятельности;
6) оказывает содействие депутатам в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией;
7) оказывает помощь депутатам в проведении приема граждан, подготовке отчетов перед избирателями, трудовыми коллективами;
8) вносит на сессию Совета предложения по вопросам, связанным с реализацией прав и исполнением обязанностей депутатов, в том числе с освобождением депутатов от исполнения ими производственных обязанностей на время подготовки и проведения сессий Совета, заседаний его постоянных и временных комиссий;
9) организует взаимодействие Совета с исполнительными комитетами и местными администрациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и органами территориального общественного самоуправления;
10) обеспечивает гласность работы Совета;
11) организует обсуждение гражданами проектов решений Совета, иных важнейших вопросов местного значения; обеспечивает широкое участие трудовых коллективов, общественных объединений и граждан в разработке, принятии и реализации решений по вопросам местного значения;
12) обеспечивает рассмотрение обращений граждан, адресованных Совету, в соответствии с законодательством Республики Беларусь об обращениях граждан и при необходимости вносит предложения по обращениям граждан на рассмотрение сессии Совета;
13) рассматривает вопросы о наградах и поощрениях трудовых коллективов и граждан в пределах компетенции Совета и вносит в установленном порядке предложения о представлении к наградам и поощрениям;
14) осуществляет полномочия, предусмотренные Избирательным кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата;
15) вносит в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, на рассмотрение Совета вопросы о досрочном прекращении полномочий депутатов;
16) принимает к рассмотрению адресованные ему запросы и дает на них ответ в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Беларусь;
17) направляет на заключение соответствующих постоянных комиссий проекты решений Совета, при необходимости организует их предварительную юридическую и иную экспертизу;
18) вносит на рассмотрение сессии Совета предложения по заявлениям и жалобам на решения и действия исполнительного комитета;
19) осуществляет иные определенные регламентом Совета функции в рамках полномочий Совета.
Советы согласно теории советского государственного права входят в политическую систему общества, прежде всего как политическая основа государства.
Конституция СССР 1924 года, провозглашая незыблемость основ Советской власти, не содержала специальной статьи по характеристике Советов, поскольку была посвящена закреплению на конституционном уровне образования нового государства – Союза Советских Социалистических Республик. Конституция БССР 1927 года сохранила общие принципы построения системы Советов, несколько изменив структуру согласно новому административно-территориальному делению. Советы депутатов образовывались также в городах и селениях. Положения Конституции БССР 1927 года были развиты в законодательстве.
По своей структуре и теоретической обработке Конституция 1937 года была более разработанной, чем предыдущая. В ней был намечен переход от принципа «вся власть Советам» к принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Конституция впервые содержала разделы о бюджете, суде и прокуратуре, хоть и образовывались они в соответствии с общесоюзным законодательством.
Конституция БССР 1937 года четко формулирует место Советов. Политическую основу составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата. Существенные изменения произошли в организации местных органов государственной власти. Вместо съездов Советов рабочих, крестьянских, красноармейских депутатов в губерниях, уездах, волостях местными органами власти, по Конституции 1937 года стали Советы депутатов трудящихся краев, областей, автономных областей, округов, районов, городов, сел в соответствии с новым административно-территориальным делением. Местные органы государственной власти различаются по объему полномочий, осуществляемым функциям, структуре аппарата и т. п. Однако эти различия действуют в рамках единства основных принципов организации и деятельности всех местных органов государственной власти. Исключительно важное место в системе местных органов государственной власти принадлежит областным Советам. Районные Советы депутатов трудящихся руководили сельскими и поселковыми Советами, а также и городскими Советами тех городов, которые согласно законодательству республики отнесены к городам районного подчинения.
Конституция БССР 1978 года в свою очередь опять изменила название органов государственной власти, оставляя неизменным характер этих органов.
Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.
Система местных органов согласно Основному Закону строилась в соответствии с административно-территориальным делением и охватывала областные, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы народных депутатов. Районные Советы в союзных республиках, имеющих областное деление, выступали как связующее звено между органами власти областей (краев) и населенных пунктов. В остальных союзных республиках районные Советы являлись высшим звеном системы местных органов государственной власти. Соответственно этому различалась и подчиненность этих органов.
Регламент Брестского областного исполнительного комитета определяет порядок организации работы по выполнению задач и полномочий, возложенных на Брестский областной исполнительный комитет. В соответствии с законодательством Республики Беларусь облисполком является исполнительным и распорядительным органом на территории Брестской области с правами юридического лица. Облисполком в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 20 февраля 1991 года "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Беларускай ССР, 1991 г., № 11, ст.122; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 8, 2/137), иными актами законодательства Республики Беларусь и настоящим Регламентом. Облисполком в своей деятельности подотчетен и подконтролен Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь, ответственен перед Брестским областным Советом депутатов по вопросам, отнесенным к компетенции областного Совета депутатов.
План работы облисполкома составляется на год и утверждается на заседании облисполкома. План работы разрабатывается исходя из задач экономического и социального развития Брестской области с учетом состояния дел в хозяйственном и социально-культурном комплексах, анализа общественно-политической обстановки и решений вышестоящих органов государственного управления; служит основой для планирования работы структурных подразделений облисполкома, областных организаций. Для подготовки проекта плана работы облисполкома структурные подразделения облисполкома ежегодно до 1 ноября представляют предложения заместителям председателя облисполкома и управляющему делами облисполкома в соответствии с распределением обязанностей. Рассмотренные и обобщенные ими предложения передаются в управление организационно-кадровой работы облисполкома до 15 ноября и в декабре проект плана работы облисполкома вносится на рассмотрение облисполкома. Контроль за реализацией плана работы облисполкома осуществляют заместители председателя облисполкома и управляющий делами облисполкома в соответствии с распределением обязанностей. Общий контроль за ходом выполнения плана работы облисполкома возлагается на управление организационно-кадровой работы облисполкома и управление делами облисполкома. Управление организационно-кадровой работы облисполкома ежемесячно до 15-го числа текущего месяца составляет перечень основных организационно-массовых мероприятий, запланированных облисполкомом, структурными подразделениями облисполкома на предстоящий месяц, и направляет их председателю облисполкома, заместителям председателя облисполкома, управляющему делами облисполкома, членам облисполкома, отделам, управлениям и комитетам облисполкома, городским и районным исполнительным комитетам, администрациям районов г. Бреста.
Страницы: 1, 2