Важное значение имело вступление в силу Соглашения об упрощенном порядке визовых процедур для бизнесменов из стран-членов ОЭС и Соглашения о транзитной торговле (ратифицированы Парламентом РК 9 октября 1996 г.), которое придало импульс торгово-экономическим связям Казахстана. Наша страна получила возможность беспошлинно использовать транзит своих товаров через территории государств, подписавших данные документы.
4 мая 2001 года в Душанбе состоялось 11-е заседание Совета министров иностранных дел ОЭС. Участники встречи заслушали доклад Генерального секретаря о деятельности Организации, обсудили бюджет Секретариата на 2001 год, ежегодный план мероприятий и программу работы Секретариата на 2001 год, состояние договорно-правовой базы сотрудничества, бюджетные и аудиторские вопросы. Они сошлись во мнении, что страны-члены ОЭС должны постепенно устранять внутрирегиональные тарифные и нетарифные барьеры, способствовать дальнейшему развитию транспорта и коммуникаций, ускорить ратификацию межгосударственных соглашений. В целях активизации торговых обменов было предложено разработать региональное соглашение о торговле (ЕСО-ТА). Было признано целесообразным согласовать список приоритетных направлений и проектов сотрудничества, сократить число официальных мероприятий по линии ОЭС во избежание нерационального использования сил и средств, а также для обеспечения их высокой продуктивности.
По итогам 11-го заседания принято Душанбинское коммюнике, в котором нашло свое отражение стремление государств ОЭС к повышению эффективности ее деятельности и превращению Организации в надежный инструмент многостороннего сотрудничества в регионе.
Казахстан придерживается мнения, что ОЭС как крупная региональная организация, обладает весьма большим потенциалом. Объединяющая государства евроазийского континента с общей численностью населения около 300 млн. человек, обладающих огромными природными богатствами, разветвленной сетью коммуникаций, Организация экономического сотрудничества, несомненно, будет играть возрастающую роль в системе мирохозяйственных связей, принося пользу всем государствам-членам. Казахстан считает необходимым повышать практическую отдачу от деятельности Организации, эффективность ее механизмов, налаживать конструктивное взаимодействие ее членов.
Дальнейшая интенсификация казахстанско-турецких отношений, их наполнение новым содержанием отвечает долгосрочным стратегическим интересам нашей страны. Назрела необходимость более полного использования Казахстаном активной позиции Турции в некоторых сегментах евразийского политического пространства. В первую очередь, это касается поддержки Турцией внешнеполитических инициатив нашей страны, включая меры по созыву СВМДА, продвижения интересов Казахстана в рамках таких региональных структур, как ОБСЕ, ОЭС и ОИК. Масштабы казахстанско-турецкого сотрудничества в состоянии значительно увеличиться с реализацией ряда крупных совместных проектов. Среди них выделяются вынашиваемые планы по транспортировке различных грузов через территорию Турции, использованию транскавказского транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия, а также трансазиатской железнодорожной магистрали. Встречи казахстанского лидера с вновь избранным Президентом Турции А.Сезером в ходе Саммита ООН и визит турецкого руководителя в Казахстан 19-20 октября 2000 года продемонстрировали стремление политического руководства двух стран к наращиванию взаимовыгодных контактов по всему спектру сотрудничества, развитию регулярного двустороннего диалога.
Казахстанская дипломатия и впредь будет уделять повышенное внимание вопросам укрепления сотрудничества между нашими государствами, рассматривая Турцию в качестве важного партнера. Казахстан и Турция будут продолжать взаимодействие в международных организациях, в том числе в ООН и ОБСЕ.
Подводя итоги исследования, можно сделать вывод, о том, что турецко-казахстанские отношения в рассматриваемый период времени с 1991 года по настоящее время, занимали важное место в системе международных отношений. Развитие связей между двумя державами прошло через новый этап, отличавшийся от предшествовавших своими особенностями.
Турция является одним из наиболее важных региональных партнеров Казахстана, с которой его связывают не только экономические отношения, но и глубокие культурно-исторические связи. Необходимо отметить, что именно Турция первой признала независимость Казахстана 16 декабря 1991 г. На всем протяжении своего развития казахстанско-турецкие отношения опираются на совпадение или близость позиций по широкому кругу вопросов[36].
Заинтересованность обоих государств в развитии экономических связей создает хорошую базу для всестороннего сотрудничества, основы которого были заложены в конце 1990 г. и закреплены в ряде документов на государственном уровне. Подтверждением значительного совпадения интересов двух стран явились переговоры на высшем уровне в ходе официального визита президента С. Демиреля и премьер-министра Т. Чиллер в 1995 г. в Казахстан. В ходе визита стороны подчеркнули стратегический характер взаимоотношений, и была достигнута договоренность о необходимости продолжения контактов на высшем уровне по меньшей мере раз в год.
Торгово-экономическое сотрудничество между нашими странами, несмотря на объективные трудности, развивается успешно и имеет устойчивую тенденцию к расширению. По объему товарооборота Турции со странами СНГ Казахстан прочно удерживает третье место после России и Украины.[37]
Структура казахстанского экспорта в Турцию за четыре последних года не претерпела каких-либо серьезных изменений и имеет резко выраженный сырьевой характер. Основными товарами экспорта являются катодная медь и катоды, цинк в слитках, прокат черных металлов, удобрения, шкуры животных, шерсть и другие. В Турции закупались товары народного потребления, продовольственные товары, лекарства, автомобили и автобусы, машины и оборудование, автоматические телефонные станции, моющие средства и др.
Важное место в развитии двусторонних торгово-экономических отношений занимает открытая в 1992 г. кредитная линия на $200 млн, включающая в себя товарный кредит в сумме $55,7 млн и инвестиционный кредит на освоение различных проектов - $144,3 млн. На проработке в Эксимбанке Турции находятся проекты по строительству ряда заводов, в том числе, электробытовых приборов в Алматы ($11 млн), санитарно-технических изделий в Талдыкорганской области ($1,5 млн) и линия по производству кабельной продукции в Семипалатинске ($1,3 млн).
В ходе переговоров посольства Казахстана с Эксимбанком Турции в июне 1996 г. были затронуты вопросы участия банка в обустройстве Акмолы, где уже задействован ряд турецких компаний. Руководство банка проявило заинтересованность в данном вопросе и подтвердило возможность участия в финансировании казахстанских проектов совместно с другими иностранными банками и международными финансовыми институтами. С привлечением средств Эксимбанков Турции и США турецкой компанией "Окан Холдинг" начато строительство пятизвездочной гостиницы в Акмоле.[38]
Активна деятельность турецких деловых кругов в Казахстане. Так из 2200 иностранных фирм, осуществляющих совместное производство, 319 являлись турецкими. По данным Государственного Управления внешней торговли Турции, более 200 турецких фирм ведут разработку или приступили к осуществлению свыше 40 проектов на общую сумму $2 млрд. Турецкие компании участвуют в реализации крупных проектов в топливно-энергетическом комплексе, а также в модернизации ряда предприятий металлургической промышленности. Активно развивается сотрудничество в сельском хозяйстве, пищевой и легкой промышленности. Налажено производство и создано 14 совместных предприятий по переработке кожевенного сырья и отходов кожевенного производства с дальнейшим изготовлением товаров народного потребления.
В настоящее время на рассмотрении турецкой стороны находится перечень приоритетных инвестиционных проектов в области сельского хозяйства и предложения по созданию совместных предприятий.
Укрепляются связи и в области банковского дела. Крупнейшие банки Турции Зираат Банкасы и Эмлак Банкасы учредили в Алматы с казахстанскими партнерами совместные банки, которые сейчас успешно действуют на финансовом рынке республики. Одной из основных их задач является обслуживание необеспеченных прямыми государственными гарантиями инвестиционных проектов как государственного, так и частного секторов Турции в Казахстане.
Широкие перспективы расширения двусторонних торгово-экономических связей открылись с вводом в эксплуатацию 13 мая 1996 г. железнодорожного перехода Теджен - Серахс - Мешхед, обеспечивающего сквозное движение по Трансазиатской железнодорожной магистрали от Тихоокеанского побережья к Средиземноморью общей протяженностью 10,5 тыс. км.
Между тем нынешнее состояние развития двусторонних торгово-экономических отношений между Казахстаном и Турцией, несмотря на достигнутую солидную договорно-правовую базу, неуклонный рост товарооборота, обилие переговоров и взаимных визитов, не в полной мере отвечает имеющимся возможностям между двумя странами и имеет огромный потенциал. Прежде всего, отрицательное влияние на развитие отношений оказывают характерные для нынешнего этапа времени общие негативные факторы, такие как кризисные явления в экономике в целом, производственный спад, растущая инфляция, неотрегулированность нормативной базы, отсутствие должного государственного контроля и другие. Все это ведет к снижению активности турецких деловых кругов в Казахстане.
Сдерживают развитие двусторонних деловых связей и слабо налаженные прямые контакты между объединениями деловых людей обеих стран. На сегодняшний день остаются невостребованными возможности турецких компаний в модернизации казахстанских предприятий тяжелой индустрии, а также в области энергетики, нефтехимии, транспорта и коммуникации, сельского хозяйства.
Широкие перспективы для расширения делового сотрудничества открылись в связи с переносом столицы в Акмолу. Турецкие строительные фирмы имеют огромный опыт работы на пространстве СНГ, особенно в России, на Украине и в Туркменистане, где для строительства жилья, социально- бытовых комплексов, отелей, коммуникаций успешно привлекаются средства третьих стран и международных финансовых организаций.
Действующие в Казахстане турецкие фирмы в своем подавляющем большинстве являются мелкими и средними. Крупный же капитал пока занимает выжидательную позицию и не спешит делать большие и долгосрочные инвестиции. Это обстоятельство объясняется отсутствием скоординированной и планомерной информационной работы министерств и ведомств по разъяснению экономического права Казахстана, а это в свою очередь приводит к тому, что иностранные деловые круги основывают свою стратегию на казахстанском рынке на неверных или устаревших сведениях. В этой связи остро встает вопрос о более тесных совместных отношениях между правительствами Казахстана и Турции, которые бы позволили скоординировать деятельность в сфере экономики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7