Рефераты. Показатели национальной и международной экономики

4. Валовая прибыль — ее получают предприниматели единоличных хозяйств, партнерств, корпораций (Рвал). Валовую прибыль можно рассчитать как сумму чистой прибыли экономики (Р) и амортизации (А ). Амортизация — часть дохода фирм, идущая на восстановление израсходованного оборудования.

5. Налоги на прибыль фирм и косвенные налоги, служащие источником доходов государства, в том числе на импорт (Т).

Таким образом,


Y= W + R + P + A + r + T.


Метод конечного использования. Отечественная конечная продукция расходуется на потребление на внутреннем рынке, на сбережение, идет на экспорт. Поскольку на внутреннем рынке, помимо отечественных товаров, потребляются для накопления также импортные товары, сумма всех расходов на потребление и накопление за вычетом стоимости импорта с добавлением стоимости экспорта — это ВВП по конечному использованию (или по расходам). Итак, суммирование конечного потребления или расходов (G) домашних хозяйств (или потребителей) и государства (государственных расходов, G), валового сбережения (ВС), сальдо экспорта и импорта (NX) — третий метод измерения ВВП. Следует иметь в виду, что валовое сбережение есть прирост запасов оборотных средств и капиталовложений (Iвал):


Y=C + Iвал+G + NX.


В ВВП не включаются непроизводственные сделки — финансовые и продажа подержанных вещей. К финансовым сделкам относятся: трансфертные платежи (выплаты по страхованию, пособия по безработице, пенсии); частные трансферты, например переводы детям от родителей; сделки с ценными бумагами.

При подсчете ВВП учитывается производство товаров и услуг, разрешенных законом. Однако в настоящее время возникла проблема включения в состав ВВП теневой и неформальной экономики. Ее размер подсчитывают как разницу между фактическим и учтенным ВВП. Учтенный ВВП — это доходы домашних хозяйств и фирм. В фактическом ВВП присутствуют неучтенные недекларированные доходы.

Размер теневой экономики = ВВПфакт— ВВП учт..

Рассмотрим понятия номинального и реального, потенциального и фактического ВВП.

Номинальный ВВП включает сумму всех товаров и услуг, произведенных за год и измеренных в текущих рыночных ценах. Следует учитывать, что часто рост ВВП оказывается фиктивным из-за роста цен. Поэтому, если ВВП оценивается в сопоставимых ценах, то есть при его оценке вычтен прирост цен за счет инфляции, — это реальный ВВП.

Под потенциальным ВВП понимается возможный национальный объем производства, полученный при полной занятости и стабильном уровне цен.

Наконец, фактический ВВП— это национальный объем производства, созданный в условиях циклической безработицы.

Следует иметь в виду, что если каждый год реальный ВВП прирастает на 4%, то состояние экономики считают нормальным. О спаде производства свидетельствует прирост реального объема производства ниже 4%.

Разница между потенциальным и фактическим ВВП представляет собой дефицит ВВП, а соотношение номинального ВВП с реальным, умноженное на 100%, называется дефлятором ВВП. Дефлятор — это индекс цен, характеризующий рост или падение инфляции. С помощью дефлятора можно посчитать любой макроэкономический показатель в номинальном и реальном выражении.

ВВП не предназначен для измерения производства товаров и услуг за пределами национальной экономики.

Национальный доход (НД) как показатель состояния национальной экономики также используется широко. Он с наибольшей точностью, в сравнении с показателем валовой продукт, характеризует уровень экономического развития страны, его экономическую структуру, а также уровень благосостояния населения и экономические возможности развития в перспективе.

Величина показателя НД может быть исчислена как сумма всех первичных доходов (до их прямого налогообложения), получаемых собственниками ресурсов (заработная плата + прибыль на капитал + рента):


НД = L + P + R


 Национальный доход меньше ВНП на величину косвенных налогов и амортизационных отчислений от стоимости основного капитала. Он представляет собой чистый и заработанный доход общества. Именно этим и определяется важность национального дохода как макроэкономического показателя.

 Наряду с этими основными в практике анализа состояния экономики используют и следующие показатели:

Чистый национальный продукт (ЧНП), исчисляемый как ВНП минус амортизационные отчисления;

Личный доход (ЛД), исчисляемый по показателю НД за исключением взносов на социальное страхование, налогов на прибыль, нераспределенные прибыли корпораций плюс трансфертные платежи;

Реальный доход (РД), он равен ЛД за минусом налога на личный доход.


4.                Международная экономика и ее показатели


Новый импульс в своем развитии межгосударственная экономическая интеграция получила в конце 80-х – начале 90-х годов, когда в мировой интеграционный процесс начали вливаться многие, ранее относительно изолированные от него страны, в том числе развивающиеся. Одновременно повышался и уровень международных экономических интеграционных процессов: углубилось разделение труда, увеличилось число международных организаций и союзов, международные экономические связи стали более управляемыми и стабильными. Результатом происходящих процессов явилось сначала формирование, а затем и развитие нового этапа международной экономической интеграции – создание всемирного хозяйства. Всемирное хозяйство представляет взаимосвязанные между собой экономики практически всех цивилизованных стран мира. Экономической основой всемирного хозяйства служит объективная целесообразность, обусловленная стремлением всех государств к росту экономической эффективности, достигнутому за счет международного разделения труда, и вызванными этим ростом национальной специализацией и международной интеграцией.

Постоянное стремление к углублению разделения труда и доведение его до международного уровня служило ранее главной причиной становления и развития международной торговли и мирового рынка. Однако, в отличие от мирового рынка, который и сейчас является важнейшей составляющей частью международного сотрудничества, всемирное хозяйство представляет собой более емкое явление. Это особая форма реализации международных экономических взаимосвязей между хозяйственными субъектами большинства стран мира, нацеленная на достижение большей эффективности в экономической деятельности за счет углубления разделения труда и свободного перемещения в мировом пространстве товаров, рабочей силы, технологий и капитала.

Создание всемирного хозяйства не означает автоматического включения в него всех национальных экономик. Среди множества факторов, влияющих на вхождение и уровень интегрирования каждой страны в систему мирового хозяйства, важнейшими являются два фактора.

Во-первых, эффект, или экономическая, а, может быть, и политическая выгода для стран-участниц мирового интеграционного процесса; при этом главным критерием должен быть национальный интерес – не только текущий, но и связанный с отдаленным будущим. Решение вопроса об участии каждой конкретной страны в тех или иных формах международных экономических связей всегда представляет сложность, ибо требует всестороннего учета последствий и результатов такого акта. Это важно не только для национальной экономики отдельной страны, но и для мирового экономического сообщества в целом.

Во-вторых, участие в мировой экономической интеграции для любой страны становится возможным при условии определенной адаптации национального хозяйства и правовой базы государства к унифицированным нормам и требованиям всемирного хозяйства.

Главными условиями участия в международных экономических союзах и других международных организациях в настоящее время являются: политическая стабильность в стране, отсутствие резких колебаний в состоянии национальной экономики и, наконец, открытость экономики.

За выполнением каждого из этих условий наблюдают специальные международные организации, руководствуясь общепринятыми в мировой практике нормами и правилами. Для характеристики макроэкономического состояния национальной экономики по единым критериям используется международная система национальных счетов (СНС).

Ускорение развития международных экономических интеграционных процессов требует все более открытой экономики, что подразумевает:

- прозрачность, т.е. свободный доступ к национальным макроэкономическим сведениям;

- экономическую свободу внутри страны;

- участие страны и ее экономических субъектов в мировом интеграционном процессе.

Предпосылками открытости экономики является экономическая свобода – соблюдение в стране трех основных принципов: свободы индивидуального выбора, свободы частного обмена и гарантии частной собственности. В зависимости от этого мировое сообщество получает возможность определять не только состояние и возможности экономики той или иной страны, но и установить степень благоприятных условий для создания в ней иностранных и смешанных предприятий, целесообразность размещения кредитов в данной стране и др.

Лидерами рейтинга открытости экономики являются экономически развитые и «новые» промышленно развитые страны, в том числе Гонконг, США, Швейцария, Великобритания, Малайзия и др.

Экономическая открытость государства должна иметь определенные пределы, выход за которые способен принести негативный результат. Она не должна выходить за рамки глобальных интересов страны. Поэтому, кроме комплексной оценки открытости, в экономической практике используется также показатель экономической уязвимости национальной экономики в отношении мировых экономических потрясений.

Рейтинг стран, определенный только по этому показателю открытости, существенно отличается от общего рейтинга экономической свободы. На первом месте здесь небольшие, хотя и экономически развитые страны, такие, как Малайзия, Филиппины, Новая Зеландия. Доля экспорта этих стран составляет 70-80% от объема их ВВП. В то же время в крупных странах с развитой экономикой эта доля заметно ниже (например, в Японии 11%, в США 10%).

Каждое современное государство, проводя политику открытой экономики, одновременно стремится в определенной степени ограничить международное вмешательство в свою экономическую деятельность, оставляя за наднациональными экономическими органами лишь функции контроля за рекомендациями. Практически все страны, даже те, экономика которых признана наиболее открытой, не отказываются от политики жесткого протекционизма. Так, страны с развитой экономикой строго ограничивают вывоз новейших образцов техники и передовых технологий, ограничивают эмиграцию из страны ученых и специалистов, следят за соотношением между своим экспортом и импортом. Развивающиеся страны, как правило, строго лимитируют вывоз имеющегося у них стратегического сырья, ограничивают вывоз валюты, драгоценных металлов и других ценностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.