Рефераты. Планирование и прогнозирование в условиях рынка

Планирование и прогнозирование в условиях рынка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по планированию и прогнозированию в условиях рынка.

 

I.                  Какие формы предвидения существуют?

II.              В чем сущность, задачи и методы планирования

деятельности предприятия?

Задача.


I.Человека всегда интересовали события и время, следующие за настоящим. Обычно будущее мыслится людьми как естественное продолжение настоящего, но с учетом субъективного опыта каждого: для одного оно может быть лучше,  а для другого – хуже настоящего. Иногда в образе будущего проявляется идеализация существующего положения вещей: оно воспринимается как настоящее с исправленными недостатками. Однако действительное будущее может существенно отличаться от привычного о нем представления человека. И это отличие, как правило, бывает связано с качественными преобразованиями явлений.

Как же избежать неточностей при формировании образа будущего? Как показывает опыт, только поняв законы развития и овладев знанием методологии научного предвидения. Понимание будущего, основанное на закономерностях развития природы, общества и мышления, связано с прогнозированием. Так, прогнозируя будущее, можно уменьшить неточность при его определении, но полностью избавиться от них почти невозможно.

Неточное формирование образа будущего обычно ведет к утопии для которой характерно представление о желаемом будущем, а не об объективно достижимом.

Представление о будущем называется предвидением. Оно может быть как научным, так и ненаучным. Ненаучное предвидение может быть обыденным, интуитивным и религиозным. Однако предвидение в экономической жизни должно быть, как правило, научным.

Научное предвидение – это опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Научное предвидение может иметь форму: предсказания, которому присущ описательный характер, или форму предуказания, когда указываются необходимые действия для достижения цели.

Формой предсказания является прогноз, т.е. научное исследование, направленное на определение перспектив развития явления.

Прогнозируются те явления, на которые человек не может оказать влияние или оно бывает слабым. Например, разрабатываются прогнозы погоды, урожая, моды, спроса на товары, рождаемости, смертности. Понятно, что эти явления невозможно предсказать с высокой точностью, а тем более запланировать.

Предуказание, в отличие от предсказания, связано с решением проблемы. Здесь обязательно присутствует волевое решение человека (группы людей) по достижению намечаемой цели. Предуказание может быть в форме плана или программы.

Экономическое предвидение

 
На рис.1 представлена структура экономического предвидения.

 

 

Предсказание

 

Предуказание

 
 



Программа

 

Концепция

 
 



Рис. 1. Структура экономического предвидения.


План – это решение о мерах по достижению поставленной цели.

Программа – это система целевых ориентиров развития явления и планируемых путей их достижения.

Прогноз и план как производные экономического предвидения имеют в своей природе много общего, хотя план рассматривается как более сложная категория. Отметим три особенности прогноза и плана.

1. Прогноз связан с объективным течением жизни и исходит из ее диалектического понимания, когда необходимость пробивает себе дорогу среди случайностей; план же включает решение, волю и ответственность лиц, его принявших, с целью преобразования действительности.

2. Для прогноза характерно вероятностное наступление события; план рассматривает это событие как цель деятельности.

3. Для прогноза характерны альтернативные пути и сроки достижения события; для плана характерно решение о системе мер, предусматривающих последовательность, порядок, сроки и средства достижения нужного события.

Таким образом, прогноз и план, имея много общего, имеют и различия. Последние заключаются, во-первых, в способе оперирования информацией о будущем: прогноз – это вероятность, план – это решение; во-вторых, в количественной оценке будущего: прогноз – это диапазон (интервал) значения, план – конкретная величина; в-третьих, в отношении к свободе: прогноз – это необязательность действий, план – обязательность исполнения.

II. Планирование на предприятиях, как одна из важнейших функций системы управления, должно охватывать все направления деятельности трудовых коллективов с тем, чтобы ориентировать их на достижение поставленных целей. Следовательно, планирование на предприятиях – это планирование его деятельности (планирование производства и сбыта продукции, развития науки и техники, ресурсного обеспечения, финансовой и социальной деятельности).

Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития на основе предварительного исследования нужд и потребностей покупателей. Они могут принимать любые решения, не противоречащие действующему законодательству. Предприятие самостоятельное в определении объема и структуры плана; в установлении цен, тарифов на свою продукцию, услуги и отходы производства в выборе предмета договора; определении обязательств и других условий хозяйственных взаимоотношений; в заключении договоров с поставщиками и потребителями продукции; в распределении чистой прибыли. В ходе планирования работ предприятиям передается большая часть прав по установлению норм и нормативов их деятельности, или предоставляется право разработки и утверждения показателей, использование которых нацеливает коллектив на достижение необходимых результатов при лучшем использовании имеющихся резервов.

Правильно составленный план охватывает не только производственную, но и хозяйственную деятельность предприятия и является непременным условием его успешного функционирования.

Чем больше развиты рыночные отношения, тем важнее должен быть план. Без плана нельзя начинать свою деятельность. План нужен всем: банкирам, инвесторам – тем, у кого предприятие собирается просить деньги на реализацию своего плана; работникам предприятия, желающим знать, в каком направлении они должны работать, знать свои задачи и пути их достижения; учредителям предприятия, для которых он будет программой действий при достижении поставленной цели.

Назначение такой программы – спланировать во времени действия, направленные на достижение определенных целей.

Планы должны составляться всеми предприятиями, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. С их помощью можно устранить отрицательный эффект неопределенности и изменчивости среды деятельности предприятия.

Система управления, в том числе и система планирования, должна ориентироваться не столько на данные прошлого, сколько на данные будущего. Эта система должна быть адаптирована к внешней среде, которая становиться все более динамичной и сложной. Поэтому в качестве исходных данных разработки планов все больше будет принят не анализ существующего состояния дел, а прогнозные данные, т.е. планирование станет осуществляться больше от будущего к настоящему. План, как определяет само понятие, разрабатывается с опережением событий. В условиях, когда предприятию не устанавливаются централизованно контрольные цифры, показатели рынка все больше являются исходными данными для планирования деятельности предприятия.

Действенность планирования зависит от степени соответствия плана реальным условиям. Планирование базируется на неполных исходных данных, поэтому для повышения качества планов требуется соответствующий интеллектуальный уровень работников в области планирования, а сами планы необходимо составлять так, чтобы можно было вносить в них изменения. С одной стороны, планирование направлено на достижение изменений. С другой стороны, планирование в масштабах предприятия превращается в процесс последовательной корректировки планов в связи с появлением дополнительной информации. Поэтому следует создать на предприятии атмосферу готовности к этим изменениям.

В понятие «планирование деятельности предприятия» входит также определение задач планирования.

Важнейшими задачами планирования являются:

1)                предоставление схемы будущей деятельности предприятия;

2)                увязка работ и установление необходимых пропорций;

3)                направление работ на получение заданных результатов за определенный период времени.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.