Совокупность рынков может быть классифицирована по видам деятельности его участников, то есть рынок может быть представлен следующими типами: производственный, непроизводственный, финансовый, интеллектуальный.
Производственный рынок – составная часть рынка, обслуживающая совокупность отраслей материального производства и удовлетворяющая потребность в средствах производства и предметах потребления. В свою очередь, производственный рынок подразделяется на рынок средств производства и потребительский рынок.
Рынок средств производства – это сфера товарного обращения, отражающая экономические отношения между товаропроизводителями и потребителями, продавцами и покупателями, которые направлены на осуществление купли-продажи материальных ресурсов основного производства: сырья, материалов, топлива, оборудования, инструментов, запасных частей и т.д.
Потребительский рынок – рынок товарного обращения, где осуществляется купля продажа предметов потребления, то есть продукции или товаров, которые используются в сфере непроизводственного потребления для личных или коллективных нужд.
Рынок рабочей силы – сфера купли-продажи на основе договорных условий между покупателем рабочей силы – работодателем и продавцом способностей человека, которые в дальнейшем используются в процессе материального производства.
Финансовый рынок – это совокупность операций по ссудам и займам, купле и продаже иностранной валюты, обмену ценных бумаг и долговых обязательств, закладных и других авуаров. Финансовый рынок включает: рынок капитала, рынок ценных бумаг, валютный и ссудный рынок.
Рынок ценных бумаг удовлетворяет спрос на банковские ссуды для финансирования инвестиций товаропроизводителям, у которых возник дефицит в доходной части. Большое влияние на эффективность рынка ценных бумаг оказывает денежный рынок, который использует свободные денежные средства организаций и частных лиц, обращая их в краткосрочные долговые обязательства с выгодной процентной ставкой.
Рынок интеллектуальной продукции включает научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки, а также технические и духовные идеи и завершенные в этой области работы.
По территориально-географическому признаку рынок может быть внешним и внутренним.
Внутренний рынок подразделяется на региональный местный и национальный и т.д., внешний – на глобальный, то есть мировой, пограничный и так далее.
Подразделение товарного обращения на рынок продавцов и покупателей предопределяется экономической ситуацией, сложившейся на рынке.
Рынок покупателя отражает ситуацию, когда предложение определяет спрос, то есть на рынке наблюдается избыток товаров, что вынуждает товаропроизводителя снижать цены. Таким образом, рынок покупателя поддерживает интересы покупателя.
Рынок продавца – функционирует в интересах продавца, так при опережении спроса над предложением создается дефицит товара, а, следовательно, усиливается власть продавца на рынке, который в данной экономической ситуации может по своему усмотрению регулировать рост цен и объем реализации, но только до момента устранения дефицита.
Кроме того, существует еще рынок промежуточных продавцов, поскольку реализация продукции может осуществляться двумя способами. Первый способ предусматривает ее реализацию через собственные торговые организации, в другом случае, право на реализацию товара передается экономическому посреднику, то есть на рынок промежуточных продавцов, который представляет собой совокупность лиц и организаций, приобретающих различные товары для перепродажи или передачи их в аренду на выгодной для арендодателя основе. Иными словами, рынок промежуточных продавцов – это рынок посреднических операций.
Также рынки подразделяются на открытые и замкнутые. Первые предполагают свободный вход на них любого желающего. Если же вход регулируется определенными механизмами, говорят о замкнутости (или закрытости) рынка, а иногда – о наличии барьеров для входа на рынок.
По другому критерию различают рынки стихийные и организованные. К последним, относятся рынки, на которых действуют механизмы спроса и предложения. Если же спрос и предложение уравновешиваются в отсутствие специальных институционализированных форм взаимодействия покупателей и продавцов, имеют место неорганизованные или стихийные рынки.
Административные («правительственные») барьеры суть правообеспеченные (посредством законодательных или подзаконных актов) ограничения на ведение определенных видов деятельности (их лицензирование и выдача разрешений на определенные виды бизнеса, распределение квот между фирмами, сертификация продукции и оборудования, установление норм экономического контроля, всевозможные регламенты ввоза и вывоза ресурсов, и т.п.); преодоление таковых требует от хозяйствующих субъектов временных и финансовых затрат.
Рассматриваемые барьеры в каждый данный период способны быть важным рычагом регулирования экономики и приносить доход в казну государства, но, в конечном счете (в долгосрочной перспективе), подчас становятся фактором сдерживания экономической активности, в том числе в связи с заключенным в них коррупционным потенциалом (возможность разрешать или запрещать те или иные аспекты деятельности хозяйствующих субъектов всегда сопровождается надеждами чиновников на соответствующую «благодарность»).
Высота административных барьеров может быть представлена в качестве функции двух переменных – вышеупомянутых временных и денежных затрат (время, потраченное на установленные бюрократические процедуры, логично рассматривать с точки зрения упущенной выгоды; затраты же денежных средств на преодоление административного барьера естественно квалифицировать в качестве обязательных платежей). Сравнение соответствующих функций по различным отраслевым рынкам дает картину уровня рассматриваемых барьеров в экономике.
Кроме сугубо административных барьеров любое государство законодательно задействует барьеры организационно-экономического характера, определяя правила функционирования отраслевых рынков и проводя на них ту или иную промышленную, структурно-инвестиционную, налоговую, таможенную и иную экономическую политику.
В национальных хозяйственных системах с развитыми товарными отношениями имеют место такие нестратегические барьеры социально-экономического характера, как, прежде всего, устоявшаяся емкость отраслевых рынков, связанная с соответствующими параметрами предложения и платежеспособного спроса. Главные факторы, влияющие на высоту сопряженного с этой емкостью входного барьера, - степень товарной насыщенности отраслевого рынка, наличная платежеспособность населения, а также мера активности иностранных конкурентов (ясно, что при прочих равных условиях импортные интервенции на данном товарном рынке затрудняют вход на него отечественных предпринимателей). Высота рассматриваемого барьера может быть оценена на основе выявления отношения минимально эффективного годичного выпуска фирмы (речь идет о его объеме, при котором достигается минимальный уровень долгосрочных издержек) к количеству проданного и потребленного за год продукта.
Следующий барьер социально-экономического характера связан с состоянием рыночной инфраструктуры. Ясно, что наличие надежной системы взаиморасчетов, отлаженных механизмов оказания страховых услуг, разветвленной сети складского хозяйства, высокие густота и ритмичность функционирования транспортных коммуникаций – существенные факторы облегчения входа фирм на отраслевые рынки. Высоту барьера здесь можно оценить как долю затрат фирмы на оплату услуг институтов рыночной инфраструктуры в розничной цене ее продукции или как отношение этих затрат к ее производственным издержкам.
Весьма существенен и барьер капитальных затрат, или минимального объема первоначальных инвестиций, необходимых для входа фирмы на отраслевой рынок. Очевидно, что на различных рынках величина капитальных затрат неодинакова, а в целом данный барьер выше в отраслях, производящих капиталоемкую продукцию.
Относительные преимущества в уровне затрат, обнаруживающиеся при сравнении последних у укоренившихся в отрасли фирм, как правило, являются следствием возрастающей «отдачи от масштаба». Барьер относительных преимуществ в уровне затрат иногда оценивают путем сопоставления объема выпуска продукции на одного занятого в фирме. Данное соотношение получило наименование «индекс барьера», и чем выше значение этого показателя, тем более высокими являются барьеры относительных издержек для какой-либо отрасли.
Конкурентный анализ отрасли и ключевые факторы успеха
При проведении анализа отрасли, состояния компании, возможностей выбора альтернативных направлений развития предприятия и происходит основная работа по формированию базового подхода к новой стратегии. Прежде чем детально рассмотреть основные этапы разработки стратегического плана, необходимо сделать замечание об информации, требующейся для аналитической работы. Получение такой информации, ее корректировка, ведение базы данных — задача самого предприятия, требующая серьезных финансовых затрат, организационных усилий и наличия квалифицированных менеджеров. Но даже при хорошо поставленной работе с информацией в ряде случаев получить реальную информацию просто невозможно. Это относится, например, к неопределенности изменения внешней обстановки или к данным по структуре затрат конкурентов, которые являются, как правило, их коммерческой тайной.
В этом случае все равно необходимо попытаться выработать некоторую оценку таких данных. По внешней среде это может быть прогноз или сценарий развития обстановки, в отношении конкурентов — экспертные оценки. Степень приближения этих оценок к действительности в значительной мере зависит от опыта и квалификации управленческого персонала предприятия. Важно само наличие таких оценок, поскольку это дает возможность проверить их обоснованность, отслеживая действия конкурентов или события во внешней среде, и, пользуясь новыми данными, корректировать первоначальные оценки, приближая их к действительности. Таким образом, используемая информация часто имеет оценочный характер, но это не должно быть препятствием к самой попытке создания такого анализа. Признано, что лучше иметь любую стратегию, чем не иметь никакой.
Конкурентный анализ отрасли включает в себя несколько разделов (этапов), которые рассматриваются ниже.
1. Определение главных экономических характеристик отрасли
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6