Рефераты. Особенности реформирования мировой валютной системы

Монеты планируется печатать в разных государствах: на обратную сторону каждое из них будет помещать изображение, которое, по их мнению, достойно быть отображенным на единой европейской валюте. 

Было решено вводить валюту только в тех странах ЕС,  которые будут удовлетворять следующим требованиям:


1.   Уровень инфляции не превышает более чем на 1,5 % средний уровень в трех странах-членах ЕЭС с наиболее низким уровнем инфляции.

2.   Государственная задолженность не должна составлять более 60 % от ВВП.

3.   Государственный дефицит не должен составлять более 3 % от ВВП.

4.   На протяжении, по меньшей мере, двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран-членов ЕЭС.

5.   Долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2 % средний показатель для трех стран с наиболее низким уровнем инфляции.


          Условия действительно жесткие, но без их выполнения, убеждены финансисты, переходить на единую валюту бесполезно, ибо начнется перекачка национального богатства из более развитых стран в менее процветающие, за чем последует обесценивание и в перспективе - угроза полного краха как собственно валюты, так и экономической системы союза в целом.


          Основной же сценарий перехода к новой валюте предусматривает три фазы.

          Фаза А началась 2 мая этого года с принятием Советом Европы реше­ния о первом составе участников валютного союза, удовлетворяющих вышеперечисленным  условиям. Решение было принято,  как и предусматривалось,  на основе уточненных экономических показателей за 1997 г. В 11 странах:  Германии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Ирландии, Португалии, Испании, Австрии и Финляндии решено было вводить единую валюту. Греция пока не удовлетворяет утвержденным критериям. Дания решила не участвовать в валютном союзе (референдум в  июне 1992 г.  продемонстрировал отрицательное отношение населения этой страны к вступлению в валютный союз),  но  оставила  за собой право  изменить это решение.  Великобритания тоже решила воздержаться от участия в валютном союзе по политическим и экономическим  со­ображениям. Последние заключаются в том,  что в настоящее время страна пе­реживает фазу подъема, при этом уровень процентных ставок один из са­мых высоких  в ЕС (выше только в Греции).  Она не может позволить себе их снижение,  что неизбежно в случае присоединения к валютному  союзу, из-за опасности  "перегрева"  экономической  конъюнктуры.  Но аналитики считают, что Великобритания будет стремиться вступить в валютный  союз до 2002 г.,  не желая упустить возможность оказывать влияние на ситуа­цию в Европе.  Швеция пока тоже воздерживается от участия  в  валютном союзе,  опасаясь, что со своей громоздкой системой социального обеспе­чения не сможет адекватно реагировать на повышение уровня  конкуренции в валютном союзе.

          После определения состава участников валютного союза на встрече в Брюсселе в  начале  мая  текущего года было принято решение о создании Европейского центрального банка (ЕЦБ) и  фиксации  двусторонних обменных курсов 11 стран- участниц валютного союза.  Решение о фиксации обменных курсов принято заранее с целью исключить  спекуляции накануне 1 января 1999 г. Эти курсы будут использоваться при определе­нии безотзывных конверсионных курсов перевода национальных валют в ев­ро с первого дня ее принятия в качестве единой валюты.


          Фаза В начнется 1 января 1999 г.  Для валют всех стран-  участниц будет установлен фиксированный обменный курс по отношению к евро,  ко­торая будет равна 1 экю, существование ко­торой прекратиться с введением евро.

          Во время  переходного  периода (начало 1999-начало 2002 гг.) евро будет использоваться в банковских операциях наряду с национальными ва­лютами. Банки  будут иметь возможность осуществлять сделки и предоставлять услуги клиентам в евро с начала 1999 г.  Ведение операций в  евро станет обязательным только с начала 2002 г.

          С экономической точки зрения валютный союз будет существовать уже с 1 января 1999 г.,  хотя евробанкноты и монеты будут запущены в обра­щение только через 3 года.  В этот период  евро  будет  использоваться только для безналичных расчетов, причем на добровольной основе. Тем не менее уже в 1997 г.  многие европейские компании объявили, что с 1 ян­варя 1999 г. по собственному желанию переведут свои безналичные расче­ты на евро.


            Фаза С начнется 1 января 2002 г.  с введением в  обращение  евро­банкнот и евромонет, которые в течение первого полугодия 2002 г. будут являться законным средством платежа наряду с национальными  банкнотами и монетами, которые  выйдут из обращения и потеряют статус законного платежного средства после 1 июля 2002 г., но и далее будут беспрепятственно обмениваться национальными центральными банками.

5.3. Обеспечение функционирования евро.

5.3.1. Европейский Валютный Институт


Циркулирование единой валюты на территории нескольких стран, несомненно, должно каким-то родом контролироваться. В рамках одной страны и одной валюты (пусть даже резервной) особых сложностей не возникает. В США основным, надзирающим за этой сферой органом, является Федеральная Резервная Система. Такая же система центральных банков существует и в Европе. Но в случае с евро вопрос сильно усложнился. Нельзя поручать какому-то национальному банку (или нескольким национальным банкам) эмиссию европейской валюты. Слишком большие полномочия оказываются в одних руках. Сильно ограничивать полномочия главного руководящего органа также нельзя, иначе его работа будет попросту неэффективной.

Когда после Маастрихта в Европе стали отчетливо вырисовываться перспективы будущего ЭВС, с новой силой встал вопрос о Европейском Центральном Банке (ЕЦБ) – именно к такому решению пришли страны ЕС относительно центрального финансового органа союза. Естественно, такой банк должен быть независимым и построенным на принципах Совета Европы и прочих общеевропейских организаций. Для подготовки фундамента ЕЦБ, определения принципов его функционирования, разрешения возникающих вопросов при разработке проекта перехода на единую валюту в 1994 году в немецком городе Франкфурте-на-Майне был создан Европейский Валютный Институт.

Европейский Валютный Институт, ЕВИ (European Monetary Institute (EMI)), созданный в соответствии со статьей 109f (3) Соглашения о Европейском Сообществе, предназначен для определения организационной и функциональной структуры Европейской Системы Центральных Банков, ЕСЦБ (European System of Central Banks (ESCB)), состоящей из Европейского Центрального Банка, ЕЦБ (European Central Bank (ECB)) и национальных Центробанков государств-членов Сообщества. ЕСЦБ предназначена для реализации третьей стадии проекта Экономического и Валютного Союза, ЭВС (Economic and Monetary Union (EMU)).

Чем же занимался данный Институт? По сведениям, опубликованным на сервере Европейского Центрального Банка (www.ecb.int), в задачи ЕВИ входило следующее:

·                           подготовка инструментов и процедур осуществления единой валютной политики на территории государств, в которые предполагается перевести на режим евро с 1999 года;

·                           анализ вариантов проведения единой валютной политики;

·                           упорядочивание сбора, подготовки и распространения в будущем евро-пространстве статистической информации, касающейся финансов, банковского дела, платежных балансов и прочей финансовой информации;

·                           разработка и развитие структуры, обеспечивающей осуществление обменных операций с валютами стран-участниц евро-пространства;

·                           развитие технической инфраструктуры проведения международных платежей (система TARGET). Целью данной системы является обслуживание международных расчетов стран-участниц таким образом, чтобы эта процедура проходила так же беспрепятственно, как и внутри страны;

·                           разработка наличных евро: дизайн и техническое описание. Данный вопрос решался на конкурсной основе.


Это были первоочередные задачи ЕВИ. Кроме этого, Институт интересовали следующие проблемы:

·                           разработка согласованных правил и стандартов в бухгалтерии с целью подготовки сводных балансов в ЕСЦБ;

·                           информационное и техническое обеспечение функционирования ЕСЦБ;

·                           возможные пути обеспечения стабильности функционирования кредитных институтов и финансовой системы в области сотрудничества с властями отдельных стран.

ЕВИ также помогал в подготовке законодательства всего Сообщества и национальных законодательств к третьей стадии перехода на единую валюту. В частности, это касалось валютного и финансового законодательств, включая уставы национальных Центробанков.

По регламенту (в соответствии с Соглашением), а также по запросам Европейского Совета, ЕВИ предоставлял необходимые отчеты о своей деятельности. За четыре с половиной года существования ЕВИ было проведено 45 заседаний Совета ЕВИ с участием представителей европейских центральных банков. Все наработанные документы были переданы в Европейский Центральный Банк. Несмотря на сложность поставленной задачи, считается, что ЕВИ с ней справился и большинство европейцев достаточно спокойно относятся к введению евро в начале 1999 года.


5.3.2.Европейский Центральный Банк и система национальных Центробанков


        Итак, в июне 1998 года ЕВИ предоставил последний отчет за 1997 год, в котором говорилось о проделанной работе в плане подготовки фундамента для становления Европейского Центрального Банка. А незадолго до этого, в мае, 15 (!) лидеров стран-участниц ЕС собрались в Брюсселе на саммит, результатом которого должно было явиться решение о снятии “валютных границ” между 11 странами и утверждение главы ЕЦБ. В последнем вопросе развернулось жесткое противостояние Франции и Германии, как наиболее сильных в экономическом плане стран из 11 отобранных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.