В числе позитивных факторов является рекламная стратегия руководства края. Определив для себя целевые рынки – Москва с областью и субъекты ЮФАО и вложив деньги в интегрированную рекламу, Краснодарский край и получил свой прирост турпотока.
В 2003 на приобретение путевок и на здравницы выделено 4 миллиарда 900 миллионов рублей. Кроме того, государственную дотацию получает город Сочи. Но при этом хватает и проблем. Введение в стране единого социального налога привело к тому, что сотни тысяч российских граждан лишились возможности получать санаторные путевки за счет общественных фондов потребления (Таблица 3).
Таблица 3 – Прибытие туристов, млн. чел.[7]
Регион
Прибытие
Ежегодный прирост
1997
1998
1999
2000
2001
97/98
99/98
00/99
01/00
Мир*
567,4
599,0
619,7
636,6
656,9
5,6
3,5
2,7
3,2
Европа*
338,4
353,7
370,6
381,9
385,9
4,5
4,8
3,1
1,0
Россия**
41,3
42,8
43,7
44,1
46,0
3,6
2,1
4,3
2,0
Краснодарский край**
1,9
2,2
2,6
3,4
4,0
15,7
18,1
30,7
17,6
Геленджик**
0,52
0,61
0,72
0,80
17,3
18,0
11,1
25,0
Статистика, приведенная в Таблице 2, позволяет охарактеризовать роль Геленджика в мировом, отечественном и региональном туризме. Из Табл. 2 видно, что доля Геленджика (по прибытиям туристов) В мировом туризме в 2001 г составляет всего 0,15%, в российском туризме - 2,2%, а в туризме Краснодарского края, который занимает первое место в России,- 25%. Среднегодовые темпы прироста в показателях прибытий за 5 лет по Краснодарскому краю составляют 20,5%, а по курорту Геленджик - 17,8%. Мир и Европа имеют меньшие, но более устойчивые показатели.
В организации туризма на курорте Геленджик принимают участие администрация и все действующие субъекты туризма. Основная функция в организации туризма принадлежит администрации города-курорта в лице заместителя мэра по курортам и туризму, Управлению по курортам и туризму как основному исполнительному органу администрации, курирующему сферу туризма.
В таблице 4 приведены сравнительные данные по размещению туристов в здравницах Геленджика.
Таблица 4 – Сравнительные данные по размещению туристов в здравницах курорта Геленджик с 1997 по 2001 гг
Тип здравниц
Количество койко-мест
2002
Санатории, профилактории
3520
3483
3378
3864
6868
Пансионаты
7583
7083
7590
10005
10169
Дома отдыха
1506
1450
1139
Турбазы
4192
3690
4070
3750
2380
Спортивно- и детско-оздоровительные лагеря
11825
10630
9835
9830
10133
Базы отдыха
13628
12290
10612
8670
6849
Кемпинги
980
575
Гостиницы
1090
1686
Всего
44324
40752
39061
39500
38935
В курортно-туристской отрасли занято около 13 тыс. человек. Официальная статистика санаторно-курортной сферы учитывает только сотрудников, непосредственно занятых в обслуживании туристов, туристов в здравницах: 11200 человек, что составляет 23,6% трудоспособного населения курорта .
Основные ресурсы города-курорта Геленджик для устойчивого развития туризма определяются наличием уникальных природно-климатических условий, благоприятных для туризма, отдыха, лечения, реабилитации и оздоровления. К основным ресурсам относятся рекреационные, туристические ресурсы, наличие курортно-туристского комплекса (183 здравниц), профессиональные людские ресурсы, способные использовать имеющийся потенциал для приема и обслуживания гостей.
Рекреационные ресурсы включают: субтропический климат, горячее солнце, теплое море, горно-морской воздух, разнообразную живописную растительность, гидроминеральные и лечебные источники и грязи.
Туристические ресурсы - это объекты культурного, исторического, археологического и этнического показа, а также ландшафтные памятники природы.
Все это - главные ресурсы развития туризма как базового сектора экономики курорта, который привлекает в настоящее время на лечение и отдых свыше 1 млн. туристов в год.
Проведенный статистический анализ, а также аналитическая обработка всех документов администрации г. Геленджика за последние 3 года и полученные фактические данные о состоянии туризма в сезоне 2002 г. позволяют сделать вывод о том, что туризм на курорте Геленджик развивается стабильно и устойчиво. Из года в год увеличивается показатель прибытий (количество приезжающих на курорт туристов). Динамика их роста представлена в графике (Рисунок 1).
Рисунок 1 – График загрузки туристами курорта Геленджик за период 1997 – 2002 г. В здравницах и частных секторах, тыс. человек
Проведенный опрос показал, что мотивация (цели) туристов, прибывших в Геленджик, зависит от сезона. Результаты опроса приведены в Таблице 5.
Таблица 5 – Основные цели прибытия туристов
Цель прибытия (причина)
Сезонный период, %
Внесезонный период, %
Лечение
24,4
48,8
Оздоровление
25,2
42,4
Отпуск (каникулы)
49,5
8,1
Деловые цели
0,3
0,2
Прочие причины
0,6
0,5
100,0
Из таблице 5 видно, что в сезонный период основная масса туристов прибывает для оздоровления и лечения, которое приурочено к отпуску или каникулам. Во внесезонный период курорт посещают, главным образом, старики и люди преклонного возраста молодые люди и дети в здравницах Геленджика вне сезона - это редкое явление, за исключением тех случаев, когда имеется специфическое заболевание или необходимость в реабилитации. В этот период преобладают «социальные» или дотированные туристы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14