Рефераты. Особенности общественного питания в Санкт-Петербурге

В 80-х годах Х1Х века на углу Невского и Владимирского проспектов, в доме,перестроенном выдающимся петербургским архитектором П.Ю.Сюзором была открыта гостиница «Москва». При гостинице, как и положено, был ресторан. Позже гостиницу закрыли, перепланировав всю ее площадь под ресторан. На первом этаже под рестораном «Москва» открылось кафе, не имевшее официального названия. Пустоту тут же заполнил фольклор, наделивший кафе безошибочно точным именем «Подмосковье». В 60-х годах ХХ века это кафе получило широчайшую известность под новым фольклорным названием «Сайгон». Ныне «Сайгон», давно уже ставший своеобразным памятником шестидесятникам, не существует. В его помещениях расположился модный магазин иностранной бытовой техники. Попытки реанимировать «Сайгон» на других территориях серьезного успеха не имели. На Большой Мещанской улице недавно появилось кафе с таким же именем, но это название - официальное и к легендарному «Сайгону» имеет довольно отдаленное отношение.

Демократический характер «маленьких ресторанов» в значительной степени определил их социальную функцию. Кафе объединяли людей по интересам, по их формальному или неформальному социальному статусу. У всех на памяти кафе литературные и театральные, студенческие или поэтические. Такую же объединяющую функцию играли и многие рестораны. Например, ресторан «Крыша» в гостинице «Европейская» долгое время был постоянным местом встреч актеров после окончания вечерних спектаклей. По аналогии с Большим и Малым залами филармонии ресторан «Крыша» в театральных кругах назывался «Средним залом филармонии». Такое же название в городском фольклоре 60-х годов прошлого века получил ресторан «Восточный» на Невском проспекте.

В кругах рафинированных петербургских гурманов рестораны ценились своими петербургскими традиционными яствами. В отличие от купеческой Москвы, славящейся, скажем, выпечными изделиями, Петербург не без основания гордился морскими продуктами. «На Фонтанке треснул лед, в гости корюшка плывет». «Рыбацкий куркуль, вместо корюшки омуль». «Славна Москва калачами, Петербург - сигами». В названиях многих изысканных кушаний навсегда сохранились имена известных петербуржцев. Так, блюдо из мелко нарезанных кусочков мяса, тушеных в сметане, носит имя его создателя графа Строганова - бефстроганов. Имя министра финансов в Александровскую эпоху Д.А.Гурьева осталось в названии «гурьевской каши», которая представляла собой манную кашу, изготовленную на сливочных пенках, вместе с грецкими орехами, персиками, ананасами и другими фруктами.

Ленинградцы помнят плавучие рестораны «Парус», и «Корюшка». В народе их называли «Поплавками».

Сегодняшнее возрождение ресторанного дела в Петербурге, стремительный количественный и качественный рост ресторанов, заметное увеличение их роли в общественной жизни города вселяет уверенность в появлении новых легенд и мифов, пословиц и поговорок, связанных с яркой жизнью петер-бургских кафе и ресторанов.

В 2000 году в Санкт-Петербургском экономико-технологическом колледже питания открылся Музей истории развития общественного питания Петербурга[26].

Таких музеев в мире единицы. В нашей стране до сих пор был только один - в Москве. В петербургском музее представлена уникальная коллекция меню известных ресторанов, кулинарных книг и журналов, образцы кухонной утвари. Многие из экспонатов - подлинники.

Здесь и меню из стандартной советской столовой под названием «Правильный путь», где за 1 рубль 25 копеек можно было плотно пообедать, и фото ресторанов периода НЭП «Ампир» и «Красный борец». Под стеклом пожелтевшие книги с потрясающими заголовками: «Товарищеское харчевание» (о домовых кухнях-столовых двадцатых годов), «Техника коммунального питания», трактат «Как еда питает наше тело» и учебники по «Основам питания».

Идея создания музея принадлежит сотрудникам Петербургского экономико-технологического колледжа питания. По замыслу создателей музея, экспозиция должна не только удовлетворить «кулинарное» любопытство петербуржцев, но прежде всего стать учебной базой для студентов колледжа и других вузов, готовящих специалистов этой отрасли.

2.2. Специфика петербургского рынка быстрого питания


По официальным данным, в 2002 году сеть предприятий торговли города увеличилась по сравнению с 2001 годом на 4,1%, общественного питания - на 4,9%, бытового обслуживания - на 9%. За прошлый год было открыто более 900 предприятий, из них: 376 - торговых, 204 - общественного питания, 328 - бытового обслуживания, 12 - комплексов мелкорозничной торговли.

Согласно проведенного Госкомстатом РФ в 2001 году выборочного обследования предприятий малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге, доля общей численности предприятий торговли и общественного питания в общей структуре предприятий составляла примерно в малом бизнесе – 10,3%; в среднем – 18,4% (таблица 2.3.).


Таблица 2.3.


Отраслевая принадлежность предприятий малого

и среднего бизнеса (%%)

Отрасли

Малые предприятия

Средние предприятия

Доля в
общей численности

Доля в выборочной совокупности

Доля в
общей численности

Доля в выборочной совокупности

Машиностроение

3,5

6,1

8,9

5,7

Другие отрасли промышленности

8,1

9,1

9,9

12,8

Транспорт и связь

1,1

4,5

3,7

2,8

Строительство

12,0

11,4

7,0

5,7

Розничная торговля и общественное питание

10,3

12,2

18,4

11,4

Оптовая торговля и МТС

32,1

26,0

7,4

11,4

Отрасли рыночной инфраструктуры*

5,5

9,1

8,0

8,5

Сфера услуг**

6,2

12,2

22,3

28,6

Наука и научное обслуживание

5,2

1,5

12

7,1

Прочие

13,2

7,6

2,7

5,7

Итого

100

100

100

100

* информационно-вычислительное обслуживание, финансы, страхование, операции с недвижимостью, общая коммерческая деятельность по обеспечению рынка
** бытовое обслуживание, ЖКХ, здравоохранение, образование, культура.


На рис.2.1. представлена оценка положения предприятий розничной торговли и общественного питания по пятибалльной шкале.






Рис.2.1. Оценка положения предприятий розничной торговли и
общественного питания (по пятибалльной шкале)


Как показывает рисунок наиболее проблемные области: инвестиции, уровень маркетинга продукции и уровень оснащения и оборудования, экспортно-импортная деятельность, то есть то, что требует наибольших финансовых затрат.

Среди проблем, с которыми сталкиваются предприниматели в сфере общественного питания в современных условиях, можно выделить пять основных. Во-первых, это существующий налоговый режим, во-вторых, нестабильность нормативно - правового регулирования, в-третьих, нехватка оборотных средств, в-четвертых, проблемы подбора необходимых кадров и в-пятых, поиск источников инвестиций.

Вплотную к последней проблеме деятельности предприятий малого и среднего бизнеса в данной сфере примыкают чрезмерная конкуренция и сложность прохождения процедур административного регулирования.

Если говорить о предприятиях «быстрого питания», то этот рынок, несмотря на имеющиеся трудности, свойственные малому и среднему бизнесу, в городе стремительно развивается. Сейчас руководители предприятий общественного питания в основном ориентируются на так называемый «средний класс». С 2002 года появилась новая быстро развивающаяся сеть ресторанов быстрого питания «Блин-Дональтс». Она стала оснащать свои предприятия пончиковыми автоматами «СИКОМ» модели ПРФ-11/900. Организатор сети закусочных «Блин-Дональтс» фирма «Конкорд» имеет серьезные намерения потеснить на рынке быстрого питания такую знаменитую марку как McDonald’s. В отличие от нее в «Блин-Дональтс» кормят традиционно русской пищей: борщ, солянка, студень, пельмени, блинчики с начинкой, пышки. Кормят вкусно, сытно и дешево (меню рассчитано на людей со средним и ниже среднего доходом). Интерьер оформлен в традиционно русском стиле, не забыты даже куклы - матрешки и петрушки - для детской части посетителей, так как целевая группа заведения включает семьи с детьми. Всего в Санкт-Петербурге планируется открыть 30 таких ресторанов. Каждый ресторан может обслуживать до 5 000 посетителей в день, среднее количество - 2 000. По данным наблюдений, каждый третий посетитель заказывает по 4-5 пышек, это означает до 3 000 пышек в день. Несложно посчитать прибыль, если известно, что себестоимость пышки по продуктам укладывается в 2 цента, а цена пышки в «Блин-Дональтс» - 3 рубля, то есть около 10 центов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.