Рефераты. Основные социально-педагогические институты и факторы развития личности

     Совершенно очевидно, что сегодня, когда произошли кардинальные  и стремительные изменения во внутренней и внешней политике страны, необходимо включать в педагогическое целеполагание формирование и развитие у детей, подростков, юношей планетарного сознания, отношения к нашей планете как к общему дому. Содержательная сторона такого сознания определяется человеческими ценностями.

     А теперь о космосе. Он, безусловно, должен рассматриваться как макрофактор, оказывающий наиболее глобальное и практически не изученное влияние на социализацию человеческого  индивида.

     Огромная популярность астрологов, экстрасенсов, колдунов, ясновидящих и прорицателей, распространение  гороскопов и иных предсказаний, конечно, не случайны. Представляется вполне вероятным, что постепенно непонятные нам зависимости характера и жизненного пути человека от неких космических сил и обстоятельств могут стать вполне реальными факторами целенаправленного воспитания личности, одной из основ индивидуального подхода к человеку.

     Страна. В повседневной жизни понятия “страна” и  “государство” обычно употребляются как синонимы. Но на самом деле эти понятия обозначают различные реалии, каждая из которых играет роль в процессе социализации подрастающих поколений.

     Страна — понятие главным образом географическое. Это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы. Она обладает государственным суверенитетом (полным или ограниченным), а может находиться под властью другой страны (то есть быть колонией или подопечной территорией).

     Природно-климатические условия тех или иных стран различны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Географические условия влияют на плотность населения, рождаемость, распространение тех или иных видов труда, на состояние здоровья людей, некоторые болезни. Так, климат влияет на активность человека: слишком жаркий парализует энергию, слишком холодный отвлекает часть энергии на борьбу за поддержание существования. Геофизические условия принуждают людей к преодолению объективно существующих трудностей или облегчают их труд и хозяйственное развитие. Имеет значение  и то, располагает ли страна хорошими почвами, естественными дорогами, запасами сырья. Конечно же, роль этих обстоятельств не фатальна, особенно в наше время. например, расположенная в пустыне Саудовская Аравия стала экспортером пшеницы, а наша страна, обладающая крупнейшими на планете  черноземными землями, — ее импортером.

     Таким образом, нельзя говорить об однозначной и однонаправленной зависимости между географической средой, природно-климатическими условиями и социально-экономическими процессами, культурным развитием страны, а тем более — социализацией подрастающих поколений. Природно-географические условия — всего лишь своеобразные “рамки” процесса социализации. Не играя в нем самостоятельной роли, они в совокупности с другими факторами определяют некоторые его специфические особенности. Но в целом страна — очень существенный макрофактор социализации, ибо последняя протекает в контексте  той  культуры, которая складывалась здесь веками.

     Каждая страна и объективно, природно-географически, и субъективно, в сознании ее жителей, представляет совокупность различающихся между собой территорий — регионов.

     Регионы страны в большей или меньшей степени отличаются друг от друга не только природно-климатическими условиями, но и особенностями экономики, мерой урбанизированности, а главное для нас - культурными особенностями. Нередко специфична речь жителей — от использования отдельных особых слов и выражений и незначительных особых слов и выражений и незначительных нюансов в  выговоре до диалекта, существенно отличающегося от основного языка. Различаются обычаи, традиции, народные  праздники и приметы, фольклор, быт, элементы архитектуры и интерьера жилищ.  Естественно, что все это накладывает свой отпечаток на социализацию детей, подростков, юношей в каждом регионе.

     Общество — понятие в основном политико-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляют семья, классы, сословия, профессиональные, возрастные и иные номинальные и реальные группы, а также государство. То есть общество представляет собой целостный организм со своей экономической и социальной структурами, идеологией, культурой, организм, который обладает определенными способами регуляции жизнедеятельности людей.

     В зависимости от исторического пути, достигнутого уровня и перспектив развития в обществе складывается идеал человека, формируется определенный тип личности. они, с одной стороны, определяют содержание, формы, стиль социализации подрастающих поколений, а с другой — являются ее  результатом.

     Государство — понятие политико-юридическое. Оно характеризует совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппарат, административные и финансовые органы, суд), осуществляющих управление обществом, является звеном политической системы общества, обладающим властными функциями.

     В качестве фактора социализации государство можно рассматривать как минимум в двух аспектах.

     С одной стороны, оно является таковым постольку, поскольку политика, идеология, социальная практика, для него характерные, создают для граждан определенные условия жизни, в которых и происходит социализация. Дети, подростки, юноши, более  или менее успешно функционируя в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, как декларируемые государством, так — в еще большей мере — и реализуемые в социальной практике. Как известно, декларируемые и реально действующие нормы полностью никогда не совпадают, а в определенные периоды  могут быть даже противоположными.

     С другой стороны, государство осуществляет более или менее эффективную целенаправленную социализацию подрастающих поколений, создавая для этого систему воспитательных институтов. Воспитание становится одной из важнейших функций государства начиная еще с середины XIX века. Добиваясь того, чтобы воспитание эффективно формировало человека в соответствии с социальным заказом, определяемым общественным и государственным строем , государство провозглашает задачи системы воспитания, содержание этой работы, создает и упрочивает материальную базу, ищет оптимальные формы управления различными институтами воспитания, подготовки и переподготовки педагогических кадров и т.д.

     И общий характер условий социализации, складывающихся в государстве, и его политика в сфере воспитания определяются государственным строем.

     Страна, общество. государство как факторы социализации подрастающих поколений очень мало изучены. Многие аспекты этого влияния сегодня вообще не очень-то поддаются научному познанию. Их глубинное влияние, очевидно, не только определяется обстоятельствами сегодняшнего дня, но уходят своими корнями в толщу истории и пока может “схватываться” лишь на уровне художественного познания.

2. МИКРОФАКТОРЫ

     Семья. Нынешняя семья переживает период серьезных изменений. В своем большинстве семьи состоят теперь из двух поколений — родителей и детей; бабушки и дедушки. как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична.

     Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и — что для нас еще важнее — коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Эмоциональная привязанность родителей и детей друг к другу — сравнительно недавнее приобретение человечества.

     Вот как описывал историк Н. Костомаров атмосферу русской семьи в 16-17 столетиях: “Между родителями и детьми господствовал дух рабства, прикрытый ложной святостью патриархальных отношений... Покорность детей была боле рабская, чем детская, и власть родителей над ними переходила в слепой деспотизм безнравственной силы.”  Чем благочестивее был родитель, чем более проникнут был учением православия, тем суровее обращался он с детьми, ибо церковные понятия предписывали ему быть как можно строже... Слова почитались недостаточными, как бы убедительны не были...”. Домострой даже запрещал смеяться и играть с ребенком. 

Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, то есть определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины.

В семье происходит болезненная ломка привычных позиций. Отец, как правило, перестал быть ее экономическим главой, современный быт лишил его большинства мужских домашних обязанностей и выдвинул на передний план мать. Кроме того, авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает — на смену ему приходит авторитет личности родителей. Но процесс этот трудный, в первую очередь для родителей. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями.

Запреты становятся все менее контролируемыми и реализуемыми. А разрешать родители не всегда умеют и не всегда различают, что следует разрешать, а что необходимо просто запрещать.  Все это осложняет ситуацию и делает позицию отца и матери в отношениях с детьми не редко драматичной.  

Семья — важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей  и их участия в жизни общества, социально-экономический — определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический — зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; наконец, демографический — определяется структурой семьи.

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или иной возрастном этапе играет семья.

Всеобъемлющее влияние семьи на ее младших членов, его содержание и характер связаны с рядом психологических механизмов социализации ребенка в семье. Первый — подкрепление: поощряя определенное поведение ребенка, наказывая его за нарушение тех или иных правил, родители внедряют в его сознание систему норм, знание о том, какие из них одобряются, а какие — нет. Другим механизмом является идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется (сознательно и неосознанно) на их пример. И наконец, зная внутренний мир ребенка, откликаясь на его проблемы или, наоборот, игнорируя то и другое, родители тем самым формируют его самосознание и личность в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.