- для преподавателей, научных сотрудников и административного аппарата с признанием и оценкой значимости периодов, проведенных ими в других странах, т.е. научной деятельности, преподавания и стажировки, без ущемления их законных прав;
• Осуществление европейского сотрудничества в обеспечении качества образования, разработка системы сопоставимых критериев и методологий;
• Развитие и внедрение необходимых европейских измерений в области высшего образования, особенно в отношении формирования учебных программ, межвузовского сотрудничества, схем академической мобильных и интегрированных программ обучения, подготовки кадров и проведении научных исследований.[19]
Заключения совета европейского союза о важности и влиянии качества профессионального образования и подготовки (24 июля 1995).
Все государства-участники выражают обеспокоенность по следующим вопросам, связанным с качеством профессионального образования и подготовки:
I. Эффективное использование общественных/частных финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей предприятий и частных лиц в профессиональном образовании и подготовке;
П. Создание соответствующих рамок для предлагаемых на данный момент программ профессионального образования и подготовки;
III. Оценка предлагаемых на данный момент программ профессионального образования и подготовки и их результатов, удостоверяющая их соответствие современным требованиям со стороны предприятий и частных лиц.
Государствами-участниками были предприняты различные инициативы, в том числе:
- организация взаимоотношений с учреждениями профессионального образования и подготовки по принципу заказчик/поставщик;
- разработка учреждениями профессионального образования и подготовки критериев качества и/или уставных положений с учетом тех обязательств, которые они взяли на себя перед клиентами;
- введение критериев качества и подготовки органами государственной власти и/или работниками и предпринимателями и/или другими партнерами.
Совет заявляет, что качество профессионального образования и подготовки является результатом целого ряда действий, начиная с анализа потребностей в подготовке, продолжая разработкой содержания и организации образования и заканчивая оценкой результатов.
Совет Европейского Союза предлагает государствам-участникам поддержать меры по:
- облегчению доступа к информации о современном профессиональном образовании и подготовке;
- увеличению спроса на профессиональное образование и подготовку;
- поощрению учреждений профессионального образования улучшать качество предоставляемых ими услуг;
разработке методов и инструментов оценки профессионального образования и подготовки.
Европейский Совет рекомендует государствам-участникам создать прозрачные системы обеспечения и оценки качества в области высшего образования. Целью этих рекомендаций является сохранение и улучшение качества высшего образования с учетом национальных особенностей, европейских измерений и международных требований. Система обеспечения и оценки качества должна основываться на следующих принципах:
- автономия и независимость организаций, отвечающих за обеспечение и оценку качества;
- соотнесение процедур оценки с тем, как оценивают себя учебные заведения;
- внутренняя (самостоятельная) и внешняя (экспертная) оценка;
вовлеченность в оценку всех участников (преподавателей, административного персонала, студентов, выпускников, профессиональных ассоциаций), включение иностранных экспертов;
- публикация результатов оценки.[20]
Государства Европы осознали, что задача создания процветающего и безопасного сообщества не может быть реализована без объединения усилий по сотрудничеству в сфере образования. Осуществление такого сотрудничества становится неотъемлемой частью кооперации государств, объединенных в рамках разных организаций, для достижения целей экономической интеграции, социального единства и политической безопасности.
Выбор направлений и механизмов организации сотрудничества в сфере образования зависит от приоритетов организации. Так, в рамках Европейского экономического сообщества формирование общего рынка, в том числе и общего рынка труда, потребовало создания системы взаимного признания профессиональных квалификаций и разработки соответствующей нормативной и методологической базы. Для "достижения большего единства между участниками …лучшего взаимопонимания между народами Европы…"в Совете создается нормативная и методологическая база академической мобильности, взаимного признания периодов обучения и академических квалификаций. Между этими направлениями развития сотрудничества нет противоречий, они развиваются одновременно, взаимно обогащая друг друга.
Экономическая интеграция сопровождается повышением уровня сотрудничества в сфере образования . На всех этапах интеграции образовательная политика остается сферой ответственности государства и реализуется на межгосударственном уровне, на основе принципа субсидиарности.
Наличие наднационального института (Европейская комиссия), в компетенцию которого входит осуществление "поддерживающих, координирующих и дополняющих" политику государств-членов действий - важный фактор успеха формирования общего образовательного пространства.
Единая нормативная база создает возможность, но не заменяет необходимости сотрудничества субъектов всех уровней: университетов, профессиональных организаций, министерств и ведомств. В результате были выработаны общие подходы и ценности, которые впоследствии оформляются в нормы, а также созданы инструменты и технологии.
Для успешного сотрудничества в сфере образования необходима постоянно действующая специализированная информационная сеть, предоставляющая достоверную и полную информацию всем участников процесса, служащая делу интеграции. По мере усложнения информационного пространства ее значение возрастает.
Несмотря на эволюцию задач общей образовательной политики, главной целью стран - членов Сообщества всегда было "гармоничное развитие экономической деятельности, достижение стабильности, ускоренное повышение уровня жизни и более тесные отношения между странами-членами" Достижение этой цели - краеугольный камень Болонского процесса, участники которого считают высшее образование "ключом к конкурентоспособности Европы". [21]
Интеграция в мировую систему высшего образования системы высшего профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы – это один из принципов государственной политики в сфере образования, зафиксированный законом (ст.2, п.1, п/п.3 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ).
Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений в академических обменах с университетами европейских стран.
В настоящее время Минобрнауки России совместно с Евросоюзом формирует «Общее пространство Россия-ЕС в области науки и образования». Начавшийся с присоединения России к Болонской декларации процесс интеграции российской и европейской систем образования является одним из важных элементов формируемого пространства.
На современном этапе модернизации российского образования реализация положений Болонской декларации в контексте приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, одобренных на заседании коллегии Минобрнауки России 4 ноября 2004 г., является одним из направлений государственной политики в сфере высшего профессионального образования.
Для полноценного участия в Болонском процессе российской высшей школе предстоит в 2005-2010 годах предпринять ряд мер, среди которых создание условий для функционирования:
-двухуровневой системы высшего профессионального образования;
-системы зачетных единиц для признания результатов обучения;
-сопоставимой с требованиями европейского сообщества системы обеспечения качества образовательных учреждений и образовательных программ вузов;
-внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей, а также создание условий для введения в практику приложения к диплому о высшем образовании, аналогичного европейскому приложению и развития академической мобильности студентов и преподавателей.
С 2002 года стали традиционными такие ежегодные мероприятия, как:
-международные конференции по проблемам формирования общего европейского образовательного пространства, проводимые на базе Санкт-Петербургского государственного университета;
-международные совещания по введению системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании, организованные на базе Российского университета дружбы народов;
-региональные совещания по проблемам участия России в формировании европейского образовательного пространства (Таганрогский государственный радиотехнический университет, Уральский государственный университет, Томский государственный политехнический университет, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса и др.);
-школы-семинары по введению приложения к диплому с участием специалистов Санкт-Петербургского государственного технического университета;
-семинары по разъяснению положений Болонского процесса и формированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода, проводимые на базе Исследовательского центра проблем качества образования, а также другие мероприятия, инициированные Национальным фондом подготовки кадров, вузами, государственно-общественными организациями.
Различные проблемы развития системы высшего профессионального образования в соответствии с положениями Болонской декларации рассматривались также на:
-всероссийских совещаниях проректоров по учебной работе высших учебных заведений, проводимых на базе Московского государственного института стали и сплавов (технического университета);
-всероссийских совещаниях по проблемам качества образования, проводимых на базе Уфимского государственного технического университета и Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов.
Только в 2004 году в проектах, выполняемых в рамках научных отраслевых программ, исследованы такие вопросы как «Разработка и апробация научно-методического обеспечения оценки социально-экономических последствий затрат, связанных с интеграцией российской системы образования в общеевропейскую в рамках Болонского процесса», «Анализ проблем и перспектив интеграции российской высшей школы в общеевропейское пространство высшего социально-экономического образования», «Разработка стандартов подготовки бакалавров и магистров - специалистов по экономическим, гуманитарным и педагогическим специальностям». Общий объем финансирования проектов составил более 10 млн. рублей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6