Рефераты. Основные направления тактики действий внутренних войск по опыту Чеченской Республики

Действия федеральных войск на первых этапах кампании были шаблонными, в них практически не встречались неизвестные или неожиданные для боевиков приемы и способы ведения боя. При организации боевых действий требования уставов не соблюдались, а зачастую ими просто пренебрегали. Боевые действия велись недостаточно решительно, без должной настойчивости. Допускались большие паузы и перерывы в ведении боевых действий. Войска, а в первую очередь командиры, оказались неспособны своевременно и правильно реагировать на изменения обстановки во время боя, на новое в тактике ведения его боевиками. Не предусматривалось выделение достаточного количества резервов для реагирования на неожиданные способы действий НВФ и резкие изменения обстановки на поле боя. Допускалось пренебрежение мерами обмана противника и скрытия своих истинных намерений.

Традиционная тактика действий отступает, когда само понятие «фланги» отсутствует, когда везде – фронт, и появляется необходимость ведения жесткой позиционной или круговой обороны в сочетании с маневренными наступательными действиями подразделений масштаба взвод, рота, реже батальон.

7. Боевые действия выявили ряд особенностей, которые следует учитывать при их организации. Так, при уничтожении боевиков в опорных пунктах с наименьшими потерями необходимо: полное блокирование обороняющихся, исключение возможности оказания им помощи; овладение и удержание господствующих высот; надежное поражение выявленных огневых точек ударами авиации, артиллерии, огнем прямой наводкой танков и других огневых средств; организация четкого взаимодействия всех сил и средств; одновременная атака со всех направлений с привлечением максимального количества войск.

Действенными мерами, направленными на исключение нападения боевиков на колонны федеральных войск, являются: выставление блокпостов (застав) на маршруте движения колонны вблизи мест, удобных для проведения засад; занятие господствующих высот при прохождении колонны в ущелье; организация четкого взаимодействия с командирами базовых центров и зон ответственности, через территорию которых проходит маршрут движения колонны; постоянная разведка противника вблизи маршрута движения колонны; инженерная разведка маршрута; прикрытие колонны с воздуха.

8. За время первой кампании государственные органы и руководство Вооруженных Сил и других министерств не смогли должным образом сформировать единую систему организации организационно-психологического противоборства. Они оказались не в полной мере подготовленными к информационному натиску со стороны политического руководства Чечни и его покровителей. Только в период непосредственной подготовки и уже в ходе ведения военных действий Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в том числе Министерством обороны, были приняты попытки переломить ситуацию в сфере информационного противоборства, добиться объективного освещения событий в прессе и других СМИ, довести до каждого гражданина России и мировой общественности смысл борьбы с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона.

Чеченский конфликт показал, что подготовка к ведению информационного противоборства должна проводиться параллельно с разработкой общего плана операции на основе ее целей и замысла, а в ряде случаев даже опережать непосредственную подготовку войск.

9. Большое количество оружия, находящегося на руках у населения, делает этот регион особенно опасным. В связи с этим задачи разоружения незаконных вооруженных формирований, разъединения враждующих сторон могут возникнуть еще не один раз.

Таким образом, опыт проведения подобных операций необходимо не только накапливать, но и глубоко изучать, извлекать из него практические выводы и на их основе определять войскам реальные задачи, подкрепляя их всеобъемлющей подготовкой и всесторонним обеспечением. Необходимо иметь боевые соединения и части (дислоцированные вблизи «взрывоопасных» регионов, в том числе двойного базирования), готовые к проведению подобных операций.

2. Итоги военных действий

Уроки и выводы из опыта проведения второй чеченской кампании


Отразив в августе 1999 года вторжение банд Хаттаба и Басаева на территорию Дагестана, Объединенная группировка войск (сил) разгромила основные силы НВФ в Чеченской Республике и взяла под контроль почти всю ее территорию, за исключением отдаленных горных районов.

В результате контртеррористической операции были созданы условия и предпосылки для достижения главной цели – стабилизации обстановки в Чечне – и переходу к мерам политического, экономического, социального и иного характера, направленным на возрождение нормальной жизни на территории Чечни.

Однако, все эти достижения обошлись России ценой огромных и тяжелейших потерь. Около 2,5 тыс. российских солдат и офицеров погибли с августа 1999 года по май 2000 года.

В настоящее время перед органами государственной власти стоит задача – не допустить, чтобы жертвы оказались напрасными и повторились события лета 1996 года. История освоения Россией Кавказа наглядно показывает, что только глубоко продуманная и последовательная политика государственных действий, обеспеченная в финансово-экономическом и идеологическом плане, может принести долгожданный мир и процветание этому региону, не допустить в дальнейшем, где бы то ни было, проявления сепаратистских настроений и попыток дестабилизации внутриполитической обстановки.


Уроки и выводы из опыта проведения второй чеченской кампании


Изучение опыта военных действий федеральных сил позволяет сделать следующие выводы:

1. Вооруженный конфликт на Северном Кавказе породил массу новых проблем для России. Он явился угрозой целостности российской государственности и федерализму, создал ряд проблем стратегического и тактического характера. На его волне пышно расцвела идеология сепаратистского суверенитета, резко обострился экстремизм. Такая обстановка в регионе лишила возможности разрешения в ближайшее время многих проблем политического, экономического и социального плана на Северном Кавказе.

Политика отделения Чеченской Республики от России, уход от влияния России развязали руки чеченским экстремистам и сепаратистам, подтолкнули их к активному идеологическому воздействию и силовому давлению не только на сопредельные республики, но и на весь регион в целом.

2. История и весь уклад жизни горских народов Кавказа формировали у них традиционное уважение к силе и склонность к тому, чтобы расценивать любую уступку со стороны центральной власти как ее слабость. Следствием ослабления центральной власти на Кавказе, как правило, были нарастание хаоса и эскалация межнациональной напряженности и конфликтов. Для полного прекращения внутреннего вооруженного конфликта военную силу необходимо применять решительно и оперативно, с одновременной активизацией всех мер невоенного характера по разрешению кризиса. Особое внимание нужно уделять решению социально-экономических вопросов освобожденных территорий.

3. В целях выявления зон (регионов) потенциальных внутренних вооруженных конфликтов, и принятия заблаговременных мер по их разрешению (пресечению) в начальной стадии (в том числе и силовыми способами) необходим мониторинг внутриполитической обстановки. На прилегающих к потенциальным районам внутреннего вооруженного конфликта территориях целесообразно развернуть соответствующие боеготовые группировки Вооруженных Сил, в том числе объекты двойного назначения, группировки других войск, а также заблаговременно готовить элементы военной инфраструктуры. Использование боеготовых частей и соединений двойного базирования для своевременного создания Объединенных группировок войск (сил), других войск, воинских формирований и органов позволит оперативно нейтрализовать (локализовать) внутренний вооруженный конфликт на стадии его зарождения и развития.

4. Волюнтаризм и спешка в подготовке военных действий в Чечне, и особенно в определении сроков подготовки операции, привели к грубым просчетам в планировании, поверхностному определению задач войскам и в конечном счете к созданию группировки, не соответствующей обстановке и реальному объему задач.

При планировании контртеррористической операции общий замысел должен разрабатываться Генеральным штабом, а детальное планирование операции проводиться штабом Объединенной группировки войск (сил) с участием представителей Генерального штаба, других министерств и ведомств, войска, воинские формирования, и органы которых привлекаются к участию в операции. При этом целесообразно совместно отрабатывать вопросы применения Объединенной группировки войск (сил) для разрешения внутренних вооруженных конфликтов на мероприятиях оперативной (боевой, служебно-боевой) подготовки.

5. Основной формой применения федеральных войск (сил) во внутренних вооруженных конфликтах подобного рода может быть специальная операция. По составу участвующих сил и средств специальная операция может быть общевойсковой, совместной или самостоятельной.

Основным содержанием общевойсковой специальной операции являются: специальные боевые действия общевойсковых соединений и частей; боевые действия ВВС и армейской авиации; боевые действия РВ и А; специальные действия формирований специального назначения, а также подготовленных частей и подразделений Сухопутных войск и Воздушно-десантных войск; служебно-боевая деятельность, в том числе совместные и самостоятельные специальные операции формирований МВД, ФСБ и других войск.

Новым проявлением развития военного искусства Вооруженных Сил стал особый вид боевых действий – специальные действия в вооруженном конфликте. Специальные действия в Чечне включили противодиверсионные, диверсионно-разведывательные, информационно-психологические и другие специальные акции и мероприятия.

6. Решающее значение в разгроме НВФ имеет выбор вариантов, способов и средств воздействия на противника, которым он вследствие своей слабости (из-за недостатка или ограниченной номенклатуры имеющегося оружия и боевой техники) не смог бы противостоять или обладал бы для этого ограниченными возможностями.

Основными способами разгрома НВФ являются: разведывательно-поисковые и рейдовые действия по выявлению и уничтожению групп НВФ в сочетании с действиями из засад, огнем РВ и А и ударами авиации; охват НВФ с флангов и тыла с последующим их блокированием и уничтожением огнем штатных средств и ударами авиации; высадка воздушных десантов на господствующие высоты и уничтожение НВФ атакой во фланг (тыл) при движении сверху вниз.

Основу боевых действий федеральных войск составляло дальнее огневое поражение, удар войсками (наземные действия) являлся завершающим этапом операций. Значительно возрос объем задач, выполняемых фронтовой и армейской авиацией.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.