Рефераты. Основные формы осуществления правовым государством функций гаранта основных прав и свобод человека и...

Общепризнанность определяет, например, непосредственность действия основных прав человека, которые именно в силу этого свойства не нуждаются в каком-либо дополнительном санкциони­ровании, опосредовании законодательными, исполнительными, судебными органами государства. В равной степени общепризнан­ностью определяется неотъемлемость, неотчуждаемость основных прав человека. Таковыми их признало международное Сообщест­во, возведя данную качественную характеристику прав человека в категорию общепризнанности. Непосредственность действия, неотъемлемость, равенство, судебная защищенность прав и свобод и др. качественные проявления становятся имманентно присущими правам человека и основным свободам, исключительно в силу той международно-правовой общепризнанности, которая делает их обязательными для государств — членов Сообщества. Для обще­признанных прав человека и основных свобод основной междуна­родно-правовой гарантией выступает их общепризнанность. Од­нако поскольку общепризнанность, как уже отмечалось, предпо­лагает участие государства, ее роль в качестве гаранта прав челове­ка требует активной роли государства, которое признает принцип общепризнанности с вытекающими из него правовыми последст­виями, закрепляет этот принцип в своем законодательстве, преж­де всего, конституционно, следует этому принципу и выступает его гарантом, конституционно гарантируя выполнение общепризнан­ных и одновременно конституционных прав и свобод человека, от­давая приоритет в правовой системе общепризнанным принципам и нормам межнародного права, считая для себя обязательными и действующими те общепризнанные права и свободы, которые не закреплены конституционно.

Можно прийти, следовательно, к выводу, что общепризнанные права человека и основные свободы имеют в качестве главных га­рантий проявления их сущностных свойств общепризнанность как действенный принцип международного права и признание го­сударством этих прав и свобод как общепризнанных, его обязан­ность закреплять их в качестве таковых законодательно (конститу­ционно), следовать им и защищать их. Конечно, соотношение между этими двумя факторами-гарантами у различных прав может быть также различным. Показательно в этом отношении такое сущностное свойство некоторых основных прав, как возможность их ограничения государством. Возможность ограничения есть об­щепризнанное правило. Всеобщая декларация прав человека в ч. 2 ст. 29 устанавливает в качестве общепризнанной нормы, гаранти­рующей одно из основных сущностных свойств прав человека и основных свобод, их неограниченность действия, а также крите­рии возможного, в порядке исключения из общего правила, огра­ничения, а именно:

·                    ограничение только законом;

·                    ограничение исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и об­щего благосостояния.

В соответствии со ст. 4 Международного пакта об экономичес­ких, социальных и культурных правах государства — участники Пакта признают, что в отношении пользования теми правами, ко­торые то или иное государство обеспечивает в соответствии с этим Пактом, государство может устанавливать только такие ограниче­ния этих прав, которые определяются законом, поскольку это сов­местимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обще­стве. Государства — члены общества обязаны законодательно (конституционно) следовать этой общепризнанной норме, но государство, и реализует в необходимых случаях указанную норму, выступая основным гарантом осуществления данного сущностно­го свойства общепризнанных прав и свобод.

Конституция РФ в порядке реализации общепризнанных в международном праве норм установила в ст. 55 (ч. 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федераль­ным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях за­щиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Безусловно, указанное кон­ституционное положение основано на общепризнанных междуна­родно-правовых нормах и, тем не менее, с ними содержательно не вполне совпадает, охватывает более широкий круг целей, достига­емых введением возможных ограничений прав ч. 3 ст. 55 Консти­туции РФ. Всеобщая декларация прав человека (ч. 3 ст. 29) дает неисчерпывающий перечень подобных целей («установлены законом исключительно с целью...»). При этом в перечне Всеобщей декларации отсутствуют такие упомянутые в ч. 3 ст. 55 Конститу­ции РФ цели введения возможных ограничений, как защита кон­ституционного строя, здоровья, законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. И если Всеобщая декларация исходит из исчерпывающего перечисления конкретных целей, служащих основанием для возможного ограни­чения прав («каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям...»), то Конституция РФ ориентирует больше на ме­ру возможных ограничений («могут быть ограничены федераль­ным законом только в той мере, в какой это необходимо в це­лях...»).

Международный пакт об экономических, социальных и куль­турных правах вообще не связывает государства — участников Пакта целями возможных законодательных ограничений, за ис­ключение наиболее общей из них — «исключительно с целью спо­собствовать общему благосостоянию в демократическом общест­ве». Возможные же ограничения государства — участники Пакта вправе законодательно вводить в отношении общепризнанных и перечисленных в Пакте прав и свобод «только постольку, посколь­ку это совместимо с природой указанных прав». Совершенно оче­видно, что употребляемый Пактом критерий совместимости огра­ничений с природой прав достаточно иной, нежели используемый в аналогичном случае Конституцией РФ критерий ограничения прав — «в той мере, в какой это необходимо в целях...».

Международный пакт о гражданских и политических правах в ст. 4 допускает право государств-участников во время чрезвычай­ного положения в государстве, при котором «жизнь нации нахо­дится под угрозой и о наличии которого официально объявляет­ся», допускать меры в отступление от взятых по Пакту обяза­тельств, причем только в такой степени, в какой это требуется ост­ротой положения и при условии, что такие меры не являются несо­вместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на ос­нове расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального про­исхождения. Исключение из этого права государства вводить ограничение прав во время чрезвычайного положения делается для права на жизнь, на недопущение пыток или жестокого, бесчело­вечного или унижающего достоинство человека обращения или наказания, рабства и подневольного состояния, лишения свободы на основании невыполнения договорного обязательства, призна­ния виновным в совершении преступления, не являющегося на момент совершения таковым по внутригосударственному зако­нодательству или международному праву; права на признание пра­восубъектности человека, права на свободу мысли, совести и рели­гии. Корреспондирующая ст. 4 Пакта ст. 56 Конституции РФ уста­навливает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспе­чения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться в соответствии с федеральным конституци­онным законом отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Простое сравнение международно-правового и конституционного положений о возможном ограни­чении прав человека и основных свобод в случае введения чрезвы­чайного положения также обнаруживает значительные различия, комментировать которые в отдельности было бы излишним. Во многом не соответствуют и перечни прав человека, не подлежащих ограничению.

Итак, государство — гарант основных прав и свобод лишь от­правляется в данном случае от основных положений общеприз­нанных принципов и норм международного права, однако законо­дательно (конституционно) развивает и в ряде случаев конкрети­зирует их. Ограничителем здесь служит, как нам представляется, принципиальное соответствие, непротиворечивость по существу. Вместе с тем, все это определенным образом характеризует поло­жение и роль государства как гаранта во взаимодействии с систе­мой международно-правовых гарантий основных прав и свобод.

Государство выступает основным и главным гарантом осуще­ствления такого сущностного свойства прав и свобод, как их спо­собность определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Соответствующий этому сущностному свойству прав и свобод правовой принцип едва ли может быть причислен к общепризнанным в современном международном праве, хотя об­щий смысл и содержательная направленность принципа, безусловно, коренятся в нем.

Между тем вопрос этот первостепенен. Ведь общепризнанные права человека и основные свободы, обладаю­щие огромным потенциалом демократического, гуманистическо­го, всечеловеческого созидания, с необходимостью требуют для своего последовательного и полного воплощения участия государ­ства, его понимания, согласия и одобрения этих прав и свобод, его конституционно-законодательного закрепления, организацион­ного претворения, судебной защиты и т.д. Не международное пра­во формирует сущностно содержательное государство с его законо­дательством, органами и др. Современное международное право способно и даже обязано оказывать в присущих ему формах и про­цедурах влияние на зарождение, развитие, активизацию демокра­тических процессов во всех странах мира. Общепризнанные права человека и основные свободы — главное, наиболее действенное средство такого воздействия.

Сущностно-содержательное государ­ство формирует общество, но демократическое государство — ор­ган общества, его официальный представитель.

 Посредством госу­дарства общество «вживляет» (если они не сформировались в сис­теме общественных отношений естественноисторическим путем, как это имело место в передовых западноевропейских и североаме­риканских странах) права человека и основные свободы в общест­венную ткань, в систему многообразных общественных отноше­ний, предотвращает процессы «отторжения» и пр.

Права и свобо­ды, будучи сами по себе системами определенных общественных отношений и занимая одно из значимых мест в общей в мас­штабах всего общества системе общественных отношений, опре­деляющим образом воздействуют на смысл, содержание и приме­нение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Но все это определяющее воз­действие прав человека и основных свобод на содержание государ­ства, его законодательной и иной деятельности невозможно без са­мого государства как, повторяем, органа общества. Именно в та­ком качестве государство в данном случае выступает и как гарант прав и свобод.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.