· образование переходящих запасов (Рз).
Источниками покрытия этой потребности могут быть:
· ожидаемые остатки на начало планового периода (Оож);
· материалы в незавершенном производстве на начало планового периода (Он.п);
· мобилизация внутренних ресурсов (Мвн);
· приобретение и завоз материалов со стороны (Зс).
Таким образом, материальный баланс можно представить в следующем виде:
Рп + Рн.т + Ррэ + Рн.п + Рз = Оож + Он.п + Мвн + Зс. (7)
Приведенный баланс материально-технического обеспечения служит инструментом логистического управления движением материальных ресурсов на промышленных предприятиях.
IV. Условия поставок материальных ресурсов
и коммуникации в области снабжения
Политика в отношении условий поставок охватывает вопросы, связанные с формой оплаты поставленной продукции, предоставлением различного рода скидок, кредита и др.
Условия поставок оговариваются в контракте (договоре) между поставщиком и покупателем. В зависимости от вида товара и метода закупки выделяют договоры купли — продажи, аренды, найма, предоставления в пользование на возмездной основе и др. Юридические формы контрактов регулируются положениями Гражданского кодекса.
В соответствии с договором поставщик обязан упаковать продукцию, нести коммерческий риск и расходы по транспортировке до места передачи продукции покупателю. Покупатель должен принять прибывшую в его адрес продукцию, оплатить стоимость продукции и нести все расходы и риски, которым может подвергнуться продукция после передачи ее покупателю.
Цена на поставляемую продукцию устанавливается договором. При установлении цены учитываются особенности поставок. В случаях, когда поставка материалов осуществляется на склад покупателя, в цену договора включаются транспортные расходы и расходы по страхованию груза. Если поставка осуществляется со склада поставщика, то цена, установленная договором, учитывает только ее стоимость.
Цена на перевозку может быть жестко установленной или скользящей. При жестко установленной фиксированной цене в договоре покупатель оплачивает только эту цену и не может требовать ее пересмотра. В случаях, когда в момент заключения договора трудно установить цену по согласованию сторон, она может быть пересмотрена, т.е. она подвержена рыночным воздействиям. При этом в разделе особых условий договора указываются способы определения скользящей цены с учетом инфляционных процессов.
При поставках продукции учитывается и цена упаковки. Стоимость упаковки устанавливается договором. Если продукция поступила с нарушенной упаковкой, то ответственность несет перевозчик, о чем составляется коммерческий акт на возмещение причиненных убытков.
Приемку поступившей продукции от транспортных организаций осуществляет получатель, при этом проверяется исправность пломб, техническое состояние транспорта, наличие исправной упаковки и маркировки. Об исправности поступившей продукции (по качеству и количеству) грузополучатель расписывается в книге выдачи грузов. Поступившие на склад получателя товарно-материальные ценности размещаются по местам хранения в соответствии с их назначением.
С целью предотвращения затоваривания складов поступающими товарами в зарубежной практике существуют договоры на хранение поставляемых товаров на складе поставщика, консигнационный склад и система поставок «точно в срок».
Договор на хранение товаров на складе поставщика предполагает выполнение поставщиком обязательств по сохранению на своих складах оговоренного уровня складских запасов и направление их в адрес покупателя по мере высвобождения у него складских площадей.
Складские помещения могут также располагаться на территории покупателя или в непосредственной близости от нее. Такие склады называются консигнационными. Покупатель может забрать свой товар с этих складов в удобное для него время.
Поставка по принципу «точно в срок» относится к внутрихозяйственным проблемам поставщика. При этом оговаривается обязанность поставщика осуществлять поставки в определенных количествах по заранее установленному графику, что позволяет заказчику не накапливать запасы у себя на складах, а получать их по мере необходимости.
С помощью политики коммуникаций в области снабжения устанавливаются контакты с существующими и потенциальными поставщиками по вопросам заключения договоров о поставках продукции.
В области снабжения различают следующие виды коммуникаций: прямая коммуникация, стимулирование расширения снабженческих операций, реклама в средствах массовой информации и работа с общественностью (паблик рилейшнз).
Метод прямой коммуникации наиболее распространен в снабжении. С его помощью устанавливаются прямые контакты с заранее известными потенциальными поставщиками продукции. В этих случаях широко используется различная информация, которая может быть получена из справочников, каталогов, периодических изданий и через Интернет.
Стимулирование снабженческих операций, реклама в средствах массовой информации и мероприятия с общественностью позволяют покупателю обратиться к неизвестному кругу поставщиков и установить с ними контакты для последующего обмена информацией.
V. Планирование доставки материалов
и коммерческая логистика
Планирование доставки материалов предусматривает движение материалов от поставщика к потребителю. При этом могут быть рассмотрены два направления: каналы снабжения и логистика снабжения.
Каналы снабжения характеризуют движение товаров от поставщика к потребителю с выполнением юридических обязательств сторон. При этом определяются различные структуры, через которые осуществляется процесс снабжения. Это могут быть прямые закупки у производителя, закупки у оптовых и розничных торговцев, с использованием агентов и брокеров или созданием собственной закупочной организации на предприятии.
Логистика снабжения рассматривает проблемы физической транспортировки и хранения материалов. Как правило, маршруты доставки материалов совпадают с юридически оформленной доставкой. Однако в ряде случаев юридически оформленная доставка не совпадает с маршрутом следования грузов, например, при поставках скоропортящихся или трудно перевозимых грузов. В этом случае следует перевозить по кратчайшему пути следования, чтобы обеспечить сохранную доставку.
Коммерческая логистика представляет собой самостоятельное научное направление, а ее практическое применение обеспечивается созданием логистических систем, направленных на минимизацию транспортных издержек путем рационализации транспортных потоков.
Основные признаки логистики можно классифицировать по следующим направлениям.
Первый признак рассматривает логистику как процесс управления продвижением материальных ресурсов. На этом пути совершается множество логистических операций на этапах материально-технического снабжения, производства и сбыта готовой продукции. Логистика здесь называется заготовительной, внутрипроизводственной и распределительной.
Второй признак рассматривает логистику как ресурсную, которая состоит из материальной или транспортно-складской, ин формационной, финансовой и кадровой логистики.
Третий признак логистики характеризуется сферой ее приложения в предпринимательской деятельности и носит преимущественно отраслевой характер.
Наиболее распространенными видами бизнеса выступают производственное, финансовое предпринимательство и коммерция. Исходя из этого в бизнес-логистике выделяются производственная, финансовая и коммерческая логистика.
Остановимся подробнее на содержании коммерческой логистики. В настоящее время коммерческая логистика рассматривается как научное направление в эффективном управлении материальными потоками в сфере производства и обращения.
В сфере материально-технического снабжения основой логистического потока являются: транспортные средства, погрузо-разгрузочные механизмы, весовое хозяйство, складские сооружения, средства связи и передачи информации. Связи между отдельными элементами логистики представляют логистические цепи. Аналогично логистической цепи существует и логистический канал, состоящий из поставщика, потребителя, посредников и перевозчиков. Логистическая цепь представляет собой совокупность лиц, участвующих в логистической операции.
Параметрами логистической цепи являются организационный коэффициент звенности (который показывает, сколько раз продавалась та или иная продукция) и складской коэффициент звенности (свидетельствующий о количестве совершенных перевалок на пути следования груза).
Существующие методы и средства логистического управления в совокупности составляют логистическую инфраструктуру товарного рынка. К субъектам ее относятся транспортные и складские предприятия и коммерческие посредники. Они непосредственно или косвенно предопределяют материальные потоки в сфере обращения при установлении хозяйственных связей и выборе способа доставки материалов в адрес конкретных потребителей.
Коммерческая логистика в силу своей целевой ориентации взаимодействует с маркетингом в целях беспрепятственного продвижения материальных потоков непосредственно до каждого потребителя. Для согласования интересов материально-технического снабжения, производства и сбыта коммерческая логистика предполагает формирование общей логистической концепций, на основе которой осуществляются анализ состояния внешней экономической среды, установление темпов развития потребительского спроса и состояния конкуренции на рынке товаров.
Логистическая концепция при соответствующей проработке и реализации приводит к конкретным экономическим результатам по сокращению производственного цикла, уменьшению запасов материальных ресурсов и готовой продукции, усилению инвестиционных процессов и повышению конкурентоспособности на рынке товаров.
Затраты на выполнение логистических операций формируют логистические издержки, которые представляют собой сумму издержек обращения и части издержек производства (затраты на тару, упаковку, траспортно-складские работы и т.д.). Затраты на логистику могут быть исчислены в процентах от суммы продаж в расчете на единицу массы сырья, материалов и готовой продукции.
Эффективность логистической системы определяется набором показателей, характеризующих качество работы данной системы при заданном уровне логистических издержек. С точки зрения потребителей, эффективность логистической системы можно определить двумя показателями: качеством и ценой обслуживания, которые характеризуют логистические издержки. Вместе с тем, качество обслуживания как синтезирующий, совокупный показатель, можно исчислить исходя из следующих критериев: доставка продукции потребителю в установленный срок, обеспечение высокого уровня технического обслуживания и выполнение заказа в установленное время.
Страницы: 1, 2, 3, 4