Рефераты. Организация производственного процесса на предприятии

Принципы рационализации процессов должны охватывать весь довольно сложный комплекс производственных и управленческих, правовых, экономических, информацион­ных, мотивационных и психологических аспектов организации производства. В связи с этим, расширим перечень принципов рационализации процессов, придадим ему ком­плексность.

Таблица 3.

Принципы рационализации процессов.

Наименование принципа

Сущность принципа

Результативность принципа

Условия реализации принципа

1. Правовая регламентация производственных и управленческих процессов

Экономико-правовая регламентация производственных и управленческих процессов нормативными актами различного уровня и видов:

1)система нормативных документов международного уровня (ООН и др.);
2)системы (кодексы) законов по гражданскому, административному, хозяйственному, уголовному и другим выдам права;

3)нормативные акты исполнительной власти (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы министерств и ведомств);

4)нормативные акты исполнительной власти субъектов Федерации и местных органов управления;

5)приказы, распоряжения, стандарты организации.

Реализация принципа позволит организации участвовать в международной кооперации, внедрять мировые достижения в управлении, снижать субъективизм в управлении.

Для реализации принципа необходимо разработать комплект нормативных актов различного уровня иерархии (лучше, начиная с международного), регламентирующих правовые аспекты производственных и управленческих процессов.

2. Совершенствование системы менеджмента организации

Система менеджмента организации – система достижения конкурентоспособности управляемых объектов, состоящая и внешнего окружения и внутренней структуры (подсистемы научного сопровождения, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем). При анализе уровня конкурентоспособности стран МВФ отмечен низкий уровень системы управления в России.

Совершенствование системы менеджмента организации с применением рассмотренных ранее системного, воспроизводственно-эволюционного и других подходов позволит повысить качество и эффективность системы управления за счет снижения неопределенности, повышения организованности и других факторов. В системном подходе первичным является внешнее окружение системы, а ее внутренняя структура – вторичным.

Для реализации принципа персоналу организации необходимо пройти курс обучения по «Системе менеджмента», «Принципам и методам управления», «Стратегическому маркетингу», «Разработке управленческих решений», «Управлению конкурентоспособностью» и другим дисциплинам. Знания и мотивы – главные инструменты достижения цели.

3. Применение научных подходов к процессам

К научным подходам относятся системный, структурный, маркетинговый, вопроизводственно-эволюционый, функциональный, нормативный, комплексный, интеграционный, динамический, процессный, оптимизационный, директивный, поведенческий, ситуационный и др.

Применение научных подходов к разработке и реализации управленческих решений в области организации производства позволит повысить организованность и эффективность производственных и управленческих процессов, экономно использовать ресурсы и повысить качество выпускаемой продукции.

Для реализации принципа руководству необходимо организовать обучение персонала этим научным подходам, контролировать и стимулировать их применение.

4. Обеспечение инновационного характера развития организации

Развитие на основе разработки новшеств (патентов, ноу-хау) и их внедрения (т.е. инновации) ради улучшения деятельности в любой сфере, получения технического, экономического, социального эффекта и др. Процессы по инновациям должны быть приоритетными.

Наряду с предыдущими принципами соблюдения данного принципа ведет к переходу организации из разряда отстающих в разряд конкурентоспособных. В промышленно развитых странах на долю научно-технического прогресса приходится 85-95% прироста ВВП

Для реализации принципа необходимо активизировать инновационную деятельность (начиная с системы образования и формирования государственной инновационной политики). Средства от продажи сырья и инвестиции должны прежде всего направляться в разработку новшеств и их внедрение.

5. Ориентация процессов на качество

Качество любых объектов (товаров, работ, услуг, документов, процессов) является приоритетным фактором конкурентного преимущества организации.

Позволяет повысить конкурентоспособность управляемых объектов (на первом уровне дерева конкурентоспособности находятся качество объекта, его цена, затраты в сфере потребления и качество сервиса в соотношении 4:3:2:1.

Для реализации принципа необходимо:

1)из состава показателей качества вывести показатели ресурсоемкости;

2)разработать системы показателей качества различных объектов;

3)увязать проблему качества с другими проблемами по вертикали и горизонтали;

4)обучить персонал системе обеспечения качества.

6. Обеспечение адаптивности производственных и управленческих процессов

Приспособление компонентов производственных и управленческих процессов к изменениям параметров внешнего окружения или внутренней структуры организации.

Позволяет быстро осуществить переналадку производственных и управленческих процессов под новые требования потребителей на выходе системы или ее подсистемы (отдела, цеха).

Строить производственные и управленческие процессы из быстро- и легкозаменяемых блоков, ориентированных на выполнение конкретной работы или выпуск конкретной продукции, мониторинг параметров внешнего окружения и внутренней структуры системы.

7. Подбор команды профессионалов

Команда, в которой каждый знает свое дело, знает почему и как его выполнять, что оно дает коллективу и лично ему.

Позволяет повысить организованность, надежность и эффективность функционирования организации.

Готовить профессионалов в ВУЗах, ориентированных на выпуск конкурентоспособных специалистов.

8. Обеспечение сопоставимости управленческих решений

Сопоставимость управленческих решений должна обеспечиваться путем учета следующих факторов: качество объекта, масштаб его производства, освоенность, метод получения информации, условия применения, инфляция, риск и неопределенность.

Позволяет повысить качество и эффективность управленческого решения как «позвоночника» менеджмента.

Научить менеджеров методам формирования качественных управленческих решений, автоматизировать мониторинг параметров внешнего окружения организации и ее внутренней структуры. 

9. Рациональное сочетание централизации и универсализации процессов

Централизация – принятие управленческих решений центральными (специализированными функциональными отделами) и их реализация производственными органами управления. Универсализация – принятие и реализация решений комплексными (универсальными, многофункциональными) отделами или производственными подразделениями.

Излишняя централизация отрывает субъект управления от объекта, а излишня универсализация повышает трудоемкость работ. Поэтому желательно находить оптимум при помощи построения графика критической программы на основе расчета постоянных и переменных частей расходов.  

Автоматизировать калькулирование себестоимости каждого наименования работ в массовом или крупносерийном производстве, применение экономико-статистических методов расчета элементов затрат в мелкосерийном и единичном производствах.

10. Рациональное сочетание методов управления персоналом

В зависимости от степени свободы объекта управления методы следует подразделять на три вида: принуждения, побуждения и убеждения (при применении последних двух объект управления имеет максимальную свободу)

Правильный выбор соотношения применяемых методов управления позволяет оптимизировать управленческие процессы. Предлагается соотношение методов управления 4:4:2, т.е. приоритет должен отдаваться методам принуждения и побуждения.

Провести исследования по оптимизации структуры методов управления персоналом организации. Неправомерно говорить, например, о переходе от административных (точнее, директивных) методов управления к социально-психологическим методам (точнее, методам убеждения).

11. Ранжирование объектов управления

Установление важности (весомости) данного объекта управления по сравнению с другими по какому-либо критерию (качеству, эффективности, срочности).

Позволяет направлять ресурсы (финансовые, трудовые, информационные) на обеспечение процессов, связанных с наиболее эффективным объектом.

Разработать оптимизационные модели ранжирования различных объектов по разным критериям.

12. Персонификация управления и стимулирование результатов труда

Установление системы управления, в которой: каждый работник знает свою сферу деятельности; документирован круг его обязанностей; у него -  один начальник; труд достаточно мотивирован; работник несет ответственность за эффективность на выходе системы – в процессе потребления его труда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.