Рефераты. Организация кассовой работы в банке. Процесс кредитования клиентов банка и его этапы

Наличные деньги сдаются в дневные и вечерние кассы банка инкассаторами и в объединенные кассы при предприятиях государственного комитета связи России для перечисления на счета банка на основе договора, заключенного клиентом с банком.

Текущий контроль ведется по контрольным ведомостям по кассовому учету, а последующий – в ходе проверок банком соблюдения предприятиями «Требования о порядке ведения кассовых операций».

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 25.05.1994 г.№1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» при несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятиями, органы применяют следующие меры финансовой ответственности:

1. За осуществление расчетов наличными деньгами с другими предприятиями сверх установленного лимита – штраф в двухкратном размере суммы платежа.

2. За неоприходование в кассу денежной наличности – штраф в трехкратном размере неоприходованной суммы.

3. За несоблюдение действующих условий хранения свободных денежных средств, нахождение в кассах наличных денег сверх установленных лимитов – штраф в трехкратном размере сверхлимитной кассовой наличности.

На руководителей предприятий, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном размере установленной законодательством РФ минимальной оплаты труда.

Рассмотрение дел об административном правонарушении и наложении штрафов производится Государственной налоговой службой по сведениям, представленным банком по проверке кассовых дисциплин и условий работы с денежной наличностью. Суммы штрафов перечисляются в федеральный бюджет.

Для оприходования всех поступивших в банк наличных денег и выполнения расходных операций банк имеет оборотную кассу. Все поступившие до окончания операционного дня наличные деньги должны быть оприходованы в оборотную  кассу и зачислены на соответствующие счета в тот же рабочий день.

Учреждения банка осуществляют контроль за установленными сроками выдачи заработной платы, что обеспечивает бесперебойное и своевременное удовлетворение обоснованных требований хозяйства на выдачу им денег. Для регулирования кассовых ресурсов банки составляют календарь выдачи заработной платы и других видов оплаты труда рабочих и служащих. К началу каждого рабочего дня отделом денежного обращения определяется величина выплат наличных денег из кассы банка. В конце рабочего дня книгу записи сумм неизрасходованных ресурсов кассир расходной кассы сдает заведующему кассой.

3. Работа с денежной наличностью при обслуживании населения. Порядок совершения операций с наличными деньгами при обслуживании юридических лиц.

Прием платежей и взносов от населения, выплата страховых и других сумм населению. Предоставление индивидуальных сейфов населению во временное пользование. Оформление трастовых, залоговых, консалтинговых и прочих операций с населением. Оформление приема платежей и другие расчетно-кассовые операции по обслуживанию населения.

Развитие банковских операций способствует диверсификации рисков, получению прибыли из других источников, улучшает структуру баланса банка, его ликвидность, но при чрезмерном расширении может привести к ослаблению менеджмента, росту себестоимости операции, снижению прибыльности банка.

В условиях инфляции и экономической нестабильности клиенты заинтересованы в инвестировании свободных денежных средств, даже на сравнительно небольшой период. К этим операциям относятся:

1. Распределение средств, поступающих от должников клиента, среди служащих, поставщиков, налоговых служб и акционеров, стремления таким образом, максимально использовать преимущества временного резерва, избегая при этом штрафов за просрочку платежа.

2. Инвестирование любых временно возникающих избытков денежных средств во вклады, приносящие проценты, или другие краткосрочные доходные операции.

3. Ведение учетной документации по всем денежным сделкам.

4. Управление взаимоотношениями клиента с другими банками.

5. Прогнозирование будущих потоков денежных средств и др.

Многие банки на Западе осуществляют определенную страховую деятельность в интересах своих клиентов (страхование кредита).

К операциям по обслуживанию населения относятся:

1) Система электронных расчетов.

2) Пластиковые карточки.

3) Операции при помощи банкоматов.

4) Электронные системы расчетов в торговых организациях.

5) Системы банковского обслуживания клиентов на дому и рабочем месте.

Операции, которые можно осуществлять при помощи кредитных карточек:

- покупка товаров;

- оплата услуг;

- получение наличных денежных средств в виде ссуды или аванса от любого банка – члена системы, в которой функционируют карточки данного вида.

Один из видов услуг, предоставляемый при помощи кредитных карт, - это бесплатное страхование от несчастных случаев во время путешествий.

Раз в месяц владелец карточки получает сведения (отчет о движении средств на его счете, детализирующие даты и стоимость произведенных покупок, получение наличных денежных средств в виде аванса). Условия предоставления потребительского кредита, в том числе кредитных карточек, в разных банках и странах различны.


4.Процесс кредитования клиентов банка  и его этапы.

4.1.Кредитный договор, условия кредитной сделки.


Кредитный договор, заключенный между банком и заемщиком, определяет правовые и экономические условия кредитной сделки.

Кредитный договор является юридическим документом, все пункты которого обязательны для выполнения сторонами, его заключившими. Правовой характер кредитного договора обусловлен соответствующими статьями Гражданского кодекса Российской Федерации, часть вторая.

Сущность правовых отношений, отраженных в кредитном договоре, Гражданский кодекс Российской Федерации формулирует следующим образом: по кредитному договору банк-кредитор обязуется предоставить денежные средства заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную сумму и уплатить проценты за нее. Кредитный договор заключается письменно, он регулирует экономические условия кредитной сделки, обусловленной спецификой заемщика и вида ссуды. Соответственно существует система кредитных инструментов, отражающих специфику кредитного договора. Банк прибегает к различным способам защиты от кредитного риска, закрепленным в договоре:

a.                 установление повышенной платы за кредит;

b.                использование гарантии для возврата кредита;

c.                 организация текущего и последующего контроля за заемщиком.

Основные требования к содержанию и форме кредитного договора:

1)                Прочная правовая основа.

2)                Срок договора.

3)                Взаимозаинтересованность  каждой из сторон друг в друге.

4)                Сумма.

5)                Порядок выдачи и погашения ссуды.

6)                Уровень платы за пользование ссудой.

7)                Способ обеспечения возврата кредита.

Главным недостатком современной российской практики использования кредитных договоров является их формализм (формальный подход к составлению кредитного договора), о чем свидетельствует значительный объем пролонгированных (продленных) и просроченных ссуд.

В экономическом плане кредитные договора не содержат действенных мер по предотвращению отсрочки платежа по основному долгу и процентов за кредит, в правовом отношении кредитные договора не позволяют обеспечить возврата выданных ссуд.

Основной причиной экономической слабости кредитных договоров является низкий уровень аналитической работы в период рассмотрения кредитной заявки.

Большинство клиентов, обращающихся в банк за получением ссуды, являются в тщательном анализе их правового статуса, подлинности представленных документов, характера бизнеса, прочности связи с поставщиками и покупателями, финансового состояния и перспектив поступления денежной выручки, состояния учета и отчетности. Без проведения тщательного и глубокого анализа моральных и духовных качеств заемщика, его кредитоспособности даже краткосрочный кредит подвержен высокому риску невозврата.


4.2. Оценка кредитоспособности клиента.

Финансовое состояние в экономической жизни определяется по уровню рентабельности и долей обеспеченности собственными средствами. В соответствии с этими критериями выделяют три группы предприятий с различной степенью риска несвоевременного возврата кредита:

1.                Безукоризненное финансовое состояние.

2.                Удовлетворительное финансовое состояние.

3.                Неудовлетворительное финансовое состояние.

По наличию и качеству обеспечения все предприятия делятся на четыре группы риска:

1.                 Безукоризненное обеспечение.

2.                 Достаточное обеспечение.

3.                 Трудно оцениваемое обеспечение.

4.                 Недостаток обеспечения.

С точки зрения финансового состояния, можно выделить три группы предприятий, различающихся. По уровню рентабельности и наличию собственных средств:

1. Безукоризненное состояние, т.е. доля собственных средств и уровень рентабельности выше среднеотраслевого показателя.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.