Рефераты. Оплата труда, единая тарифная сетка

С другой стороны, некоторые специалисты полагают, что ЕТС еще не исчерпала свой ресурс, а предлагаемый отраслевой подход - шаг назад.

Бюджетники сегодня получают в полтора раза меньше, чем работники промышленности. Их зарплатный уровень существенно отстает и от того, чтобы обеспечивать нормальную жизнь и деятельность. И хотя по средним показателям уровень оплаты труда бюджетников превышает прожиточный минимум примерно в 1,5 раза (а в отдельных отраслях - даже в 1,7 раза), все равно значительная часть ставок и окладов работников этой сферы (особенно первые разряды) существенно отстает от ПМ. Правда, ЕТС - далеко не главная причина такого положения. Размер ставок и окладов зависит, прежде всего, от того, сколько средств на эти цели государство выдоит из бюджета.

Бесспорно, зарплатная ситуация в социальном секторе во многом зависит от экономических возможностей государства. Однако существенные различия в динамике оплаты труда в промышленности и бюджетной сфере свидетельствуют о серьезных дефектах ЕТС. Очевидно, что принципы жесткого зарплатного регулирования, не обеспечивающие требуемой эффективно полностью себя дискредитировали.

В условиях высокой инфляции ЕТС сыграла положительную роль, компенсировав рост потребительских цен и обеспечив необходим дифференциацию оплаты труда в соответствие с его сложностью. Сегодня Единая сетка полностью исчерпала свои возможности. Год назад попытались дать ей вторую жизнь, максимально сжав и сократив дифференциацию между крайними тарифными разрядами - с 10 до 4.5. Увы, восстановить ее статус не удалось: доля надтарифных выплат не только не уменьшилась, а, напротив возросла до 40-80% заработка.

Мы убедились, что жесткие рамки ЕТС, а также требования нового ТК не позволяют осуществить систематизацию действующих зарплатных нормативов. В условиях снижающейся инфляции становится неоправданной и жесткая схематизация должностей, не позволяющая учитывать особенности труда бюджетников, не мотивирующая их к росту производительности, не повышающая их заинтересованности в эффективном функционировании бюджетных организаций, скажем, школы или больницы.

С изменением системы межбюджетных отношений принципы функционирования ЕТС вступили в противоречие и с действующим законодательством: региональные и Муниципальные бюджеты сегодня самостоятельны и вправе финансировать соцсектор местного подчинения за свой счет.

Единые для всех территорий тарифные ставки и оклады ETC далеко в не полной мере учитывают дифференциацию уровней стоимости жизни по субъектам Федерации, что обусловливает необходимость разноуровневой зарплаты по регионам.

Эти и другие причины предопределили отказ от ЕТС и переход к принципиально новой — отраслевой системе зарплатного регулирования

Принципы, на которых базируется реформа. Ее основные особенности.

К настоящему времени (на начало 2003 года) новые были разработаны сетки для 20 отраслей бюджетной сферы - образования, здравоохранения, культуры и искусства, науки, социальной защиты, обороны и ар.

При формировании каждой из отраслевых систем, прежде всего, учитываются содержание и условия труда, объемы бюджетных ассигнований и наличие внебюджетных средств. Поскольку результаты труда бюджетников в меньшей степени, чем на производстве, поддаются прямому учету. Главными фарами зарплатной дифференциации и являются уровень образования, квалификация, специальный стаж, важность и качество труда. Что касается зарплатной структуры, то она меняется в пользу основной - тарифной части. В этой связи предусматривается упорядочение системы надтарифных выплат, совершенствование нормирования труда, перевод работников некоторых профессий (должностей) на срочные трудовые договоры и т.д.

Еще одна особенность реформы связана с расширением прав региональных и муниципальных органов власти в части принятия решений о размерах тарифных ставок и окладов, стимулирующих и компенсационных выплат. Районные коэффициенты учитывают существенные региональные различия, связанные с климатическими условиями жизни, с другими факторами, но не решают зарплатную проблему. Следует иметь в виду, что РК существенно изменились со времени установления, а также то, что в ряде регионов они вводились, например, для привлечения рабочей силы. Сегодняшняя задача состоит в том, чтобы население каждого региона имело возможность получать достойную зарплату (особенно это касается бюджетников) вне зависимости от климатических, экономических и социальных условий.

То есть регионы могут самостоятельно определять размеры ставок и окладов для своих бюджетников. На федеральном уровне устанавливаются только единые принципы оплаты труда для каждой отрасли с учетом присущих ее особенностей, также определяются размеры ставок и окладов бюджетников, работающих в учреждениях федерального уровня. Субъекты Федерации и муниципалитеты вправе использовать любые отраслевые сетки, устанавливая уровень зарплаты исходя из своих финансовых возможностей, естественно, они могут быть выше или ниже федерального уровня, но не меньше МРОТ размер которого с 1 октября 2003 г. будет равен 600 руб.

За территориальными органами исполнительной власти закрепляются функции обеспечения финансирования расходов на заработную плату бюджетников. При этом соотношение федеральных размеров ставок и окладов с аналогичными показателями в субъектах РФ (которые устанавливаются региональными законами) учитывается при расчетах трансфертов и размеров финансовой помощи.

В ближайшее время эта пропорция существенным образом изменится. Думаю, что не сократится и доля ассигнований из федерального бюджета на зарплату работников здравоохранения (сегодня она составляет 8%), науки (50%), образования (22%), культуры (9%). Да, при переходе на новую систему регионы-доноры могут несколько повысить зарплату своим учителям или библиотекарям, но ведь основная масса регионов-реципиентов не в состоянии это сделать, поэтому существующий баланс, скорее всего, сохранится.

В предлагаемой схеме оплаты труда, по мнению специалистов, самое слабое место - система гарантий. Снимаются все ныне действующие федеральные гарантии, за исключением МРОТ. Возникает вопрос:  кто обеспечит каждому муниципалитету требуемый объем расходов на образование, допустим?

Система обеспечения гарантий, а также наделение субъектов Федерации необходимыми средствами для повышения оплаты труда - центральные вопросы реформы. Правительство считает, что она реализуется в строгом соответствии с новым Трудовым кодексом, где записано: государственной гарантией является минимальный размер оплаты труда и тарифная часть заработка, если она выплачивается из бюджета. В этой связи очень важно предоставить субъекту Федерации возможность самому четко определить размер тарифной части. Один из важнейших принципов реформы состоит в том, чтобы ни один бюджетник в результате перехода к отраслевым сеткам не потерял в зарплате

Основные принципы госполитики в области оплаты труда бюджетников будут определяться на основе федерального закона, согласно которому зарплатные отраслевые системы (финансируемые из бюджета) будут формироваться Правительством РФ. Затем они будут рекомендованы регионам в качестве основы для формирования собственных схем. Все региональные системы будут зафиксированы в законодательных актах субъектов Федерации. При этом уровень зарплаты бюджетников ни при каких обстоятельствах не должен быть ниже существующего.

В ст. 143 ТК записано, что тарифная система оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе ETC. Бюджет утверждается в соответствии с федеральным законом, и каждому бюджетнику гарантируется выплата тарифной ставки. С введением новой системы смысл статьи не меняется. Некоторые полагают, что согласно ТК государственной гарантией является сама сетка, то это не так. В ст.130 ТК говорится о гарантиях, связанных с выплатой ГРОТ, ставки 1-го разряда, но о сетке как таковой в кодексе упоминания нет. То есть корректировки Трудового кодекса не потребуется.

Структура отраслевой зарплатной системы.

Она включает в себя ставки и оклады, основанные на тарификации, аттестации работ и работников, оплаты в повышенном размере за работу в особых и экстремальных условиях труда, а также надбавки и стимулирующие выплаты.

Тарифная система складывается и трех частей. Первая - оплата труда рабочих (слесарей, ремонтников, сантехников, уборщиц, подсобников и т.д.), тарифные ставки которых будут определяться на основе ЕТКС.  Второй, более высокий уровень - окладные схемы специалистов и служащих (врачей, учителей, научных работников), которые должны быть дифференцированы в зависимости от сложности работы, социальной значимости труда и квалификации исполнителей. И, наконец, третий - наивысший уровень - должностные оклады руководителей учреждений (школ, больниц, музеев, театров, институтов и т.д.), дифференцированные в зависимости от объема работ и специализации учреждений.

Одновременно с радикальным изменением тарифных схем существенно упрощена и система надбавок, доплат и премий. Например, за особые условия труда (скажем, для врачей, имеющих постоянные контакты с больными туберкулезом или ВИЧ инфицированными) устанавливаются повышенные должностные оклады. За работу в ночное время, а также за совмещение профессий и должностей, расширение зон обслуживания, непрерывный стаж и т.д. вводятся доплаты. Все эти надтарифные выплаты будут выстроены в логичную и понятную схему.

Модернизируется система премирования и стимулирования. В частности, вводятся ежемесячные надбавки за ученую степень и ученое звание. Размеры, порядок и условия премиальных (за высокие трудовые результаты) определяют сами школы, институты, лечебные учреждения и т.д. Они фиксируются в локальных нормативных актах или трудовых договорах. Что касается доли надтарифных и стимулирующих выплат, то она не должна превышать 40% заработной платы бюджетника. В исключительных случаях новая система оплаты труда предусматривает возможность перевода руководителей организаций и отдельных категорий высоко квалифицированных работников на индивидуальные условия оплаты труда и заключение с ними срочных трудовых договоров.

Переход на новую систему оплаты труда должен был произойти 1 октября 2003 г. Выбор даты не случаен. Во-первых, по расчетам министерства труда и социального развития, тех средств, что заложены в федеральный и региональные бюджеты 2003 г., достаточно для повышения зарплаты бюджетников в 133 раза. Во-вторых, у них будет время для анализа ситуации, корректировки и точного определения того объема средств, который потребуется заложить в бюджет 2004 г.

Существует опасение, что не все регионы смогут одновременно перейти на новую систему. Поэтому предлагается проводить переход поэтапно - до 1 января 2004 г. Более половины регионов способны начать реформу в установленные сроки. В отношении остальных требуется тщательная проработка всех финансовых аспектов. Видимо, не обойтись и без дополнительных финансовых вливаний из федерального бюджета.

Далеко не все специалисты, представители региональных властей и общественных организаций поддерживают реформу против чего, например, выступают профсоюзы.

Они выступают за скорейшее приравнивание МРОТ к прожиточному минимуму. Но нет нужды говорить, что это пока не осуществимо в силу экономических причин. Другое требование связано с обеспечением гарантий выплаты заработной платы учреждениям образования и здравоохранения, находящимся в ведении муниципальных образований. Действительно, такая проблема существует. Но правительство РФ полагает, что "навешивать" подобные гарантии на федеральный бюджет невозможно - это запрещает Бюджетный кодекс. Тем не менее, окончательное решение оно примет после обобщения всех замечаний и предложений со стороны регионов и согласования позиции Министерства труда с Министерством финансов. Новую систему критикуют еще и за то, что она не способна обеспечить резкий рост оплаты пруда. О резком росте речь действительно не идет: размеры повышения зарплаты (33%) определены бюджетом. Однако по сравнению с инфляцией - это тоже немало. Нынешняя реформа - не механическое увеличение зарплаты или компенсация инфляционных издержек. Перед каждой отраслью ставятся задачи сформировать эффективный зарплатный механизм, который будет напрямую связан с количеством и качеством труда, и рационально использовать выделенные средства. К сожалению, сегодня в бюджетной сфере не уделяют должного внимания ни росту производительности, ни совершенствованию нормирования труда. Не связаны эти показатели и с его оплатой.

В настоящее время Минтруд, другие социальные министерства разрабатывают новые отраслевые трудовые нормативы, которые станут основой штатных расписаний и расчетов ФОТ всех бюджетных организаций. Модернизированная нормативная база (прежняя безнадежно устарела) позволит не только определить трудозатраты, но и оптимизировать численность занятых.

В общем, под оптимизацией подразумевается сокращение гигантской армии бюджетников. В Минтруда считают, что бюджетная сфера в России чрезмерно раздута. Например, на 10 тыс. граждан у нас приходится 47 врачей, в Великобритании- 17, США и Швеции - 26. Соответственно, количество больничных коек на те же 10 тыс. в нашей стране составляет115, в Великобритании - 45, США и Швеции — 39. Врачей у нас больше, а по качеству здравоохранения мы плетемся в хвосте. Словом, важны не количественные, а качественные показатели. С другой стороны, не хватает младшего и среднего медицинского персонала. Реформа и здесь обещает серьезные перемены, например, повышение зарплаты санитарок и медсестер позволит снять проблему дефицита этой категории кадров.

Аналогичная картина в образовании. Численность учащихся в государственных образовательных учреждениях за последние восемь лет уменьшилась на полмиллиона, а преподавательский контингент, напротив, увеличился на 172 тыс. И так во всех бюджетных отраслях. Переход на финансирование с использованием реальных нормативов позволит устранить перекосы, покончить с кадровой избыточностью, высвободит средства для повышения зарплаты оставшимся.

Получается у правительства, что «даже самая совершенная оплата труда не в состоянии решить стоящие перед ней задачи в ситуации, когда, образно говоря, на одного преподавателя приходится один школьник. Никакая экономика (тем более наша) подобную нагрузку не выдержит» (первый заместитель министра труда и социального развития РФ В. Январева).

Однако профсоюзы все же отстояли права и интересы работников бюджетной сферы, выдвигая на первое место аргумент слабых гарантий. В итоге введение суботраслевых тарифных сеток, т.е. отмена ЕТС, откладывается на неопределенный срок.




Литература:

1.                        В. Шадрин. Зарплатная реформа: от несправедливого равенства к неравной справедливости. – Человек и труд, № 1, 2003.

2.                        Приложение к Постановлению правительства Российской Федерации от 6 ноября 2001 г. № 775.

3.                        В. Куликов. Достигнут ли баланс интересов работников и работодателей (к оценке принятого Трудового Кодекса РФ). – Российский экономический журнал, № 2, 2002.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.