Общество и социальные процессы
Содержание
Лекция 1. Природа, культура и общество. 2
Основные понятия. 2
Словарь. 2
1.1.1. Природные предпосылки возникновения общества. 2
1.1.2. Культура: сущность, основные черты, функции. 3
1.1.3. Структура и формы культуры.. 7
Лекция 2. Теории общества. 10
Основные понятия. 10
Словарь. 10
1.2.1. Основные подходы к изучению сущности общества. 11
1.2.2. Теории развития общества. 13
Лекция 3. Социальные процессы.. 22
Основные понятия. 22
Словарь. 22
1.3.1. Социальные изменения. 22
1.3.2. Социальные движения. 30
1.3.3. Социальная мобильность. 34
1.3.4. Социальные конфликты.. 36
Основная литература. 46
Дополнительная литература. 46
Природа, культура, универсалии, этноцентризм, релятивизм, ксенофобия, понятия, отношения, ценности, нормы, элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура.
1. Культура — 1.Среда, искусственно созданная при помощи языка, мышления и символических значений. Её часто понимают как совокупность идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми. 2. Система ценностей, представлений о жизни, общих для людей, связанных общностью определенного образа жизни.
2. Универсалии — общие черты, присущие культурам всех народов мира.
3. Этноцентризм — оценка достижений чужих культур с позиций своей собственной; вера в биологическое и культурное превосходство членов собственной группы над другими группами.
4. Ксенофобия — неприязнь к иным народам и их культуре.
5. Культурный релятивизм — убеждение, что культуру можно понять лишь на основе ее собственных ценностей в ее собственном контексте.
6. Субкультура — система норм и ценностей, отличающих культуру определенной группы от культуры большинства общества.
7. Контркультура — субкультура, чьи ценности, идеалы, нормы противоречат главным составляющим господствующей культуры.
Человеческое общество — достаточно древнее образование, появление которого, по некоторым данным, совпадает со становлением homo sapiens'a современного вида.
Как связано природное с социальным в человеческом обществе? Социологи и антропологи выделяют внутренний и внешний аспект изучения проблемы. Первый фиксирует внимание исследователя на особых природных качествах человека. Второй — на географических условиях возникновения общества.
В первую очередь, внимание обращается на такие анатомические особенности человека как прямая походка, освобождающая передние конечности, руки с противопоставленным большим пальцем, которые могут выполнять сложнейшие операции и функции. Можно отметить также специфическое стереоскопическое зрение, позволяющее видеть в трех направлениях и довольно сложный механизм голосовых связок, гортани, губ, языка, способствующий развитию речи.
На формирование общества положительное влияние оказал сексуальный фактор. Если животные удовлетворяют инстинкт продолжения рода в брачный сезон (один-два раза в год), то человек отличается не только устойчивым сексуальным влечением, но и почти неограниченной способностью удовлетворять его, что является одной из причин формирования семьи.
Особое значение для общества имеет беспомощность человеческого младенца. По сравнению с человекообразными обезьяньими детенышами младенец имеет больший вес и достаточно развитые органы чувств. Но он абсолютно беспомощен. Животное рождается с уже сложившимися функционально ограниченными способностями, инстинктами, а человек появляется на свет не вполне развитым, что ведет к нескольким важнейшим последствиям. Во-первых, на данной основе у человека формируются высочайшие адаптационные способности, психические структуры, обеспечивающие избыточные возможности при встрече с новой ситуацией. Во-вторых, недоразвитость ребенка становится одной из биологических основ восприимчивости новых поколений людей к опыту предшественников. В-третьих, она вызывает длительную зависимость от родителей, медленный темп роста и полового созревания, что способствует созданию и укреплению семьи, половозрастных социальных ролей, института образования, т. е. социальной организации и культурной преемственности.
Универсальность биологической основы человека, отсутствие специализации органов, гибкость, способность приспособиться к любой обстановке — все это, принципиально отличая биологию человека, дает возможность социального развития.
Климат, почвы, рельеф влияют на характер занятий, на то, что производит, чем питается человек, какие усилия ему необходимы, чтобы обеспечить себя необходимым. Так, жаркий климат снижает время активности. Холодный климат требует от человека очень больших усилий для поддержания жизни.
Далее — почва. Плодородные почвы в сочетании с хорошим климатом способствуют росту экономики, зажиточности, формируют особый менталитет народа.
Рельеф влияет на ритм жизни, темперамент народа. Пример — бурные пляски горцев, медленные хороводы славян. Рельеф может стать естественной оборонительной системой для того или иного народа. Самые первые демократии Западной Европы развились в Исландии и Швейцарии. В странах, открытых для набегов воинственных соседей, возникла сильная абсолютистская власть.
Однако географическая среда не должна быть слишком благоприятной для человека, иначе население изнежится. Народы, живущие в неблагоприятных условиях, вынуждены выработать в себе такую культуру производства, систему социальных связей, которые позволяют им выжить и процветать. Скажем, в XIII в. в Центральной Европе обнаружилось отсутствие свободных земель, и этот фактор способствовал развитию бережливости, аккуратности, трудолюбия у немцев.
Географическая среда оказывала решающее влияние на культуру народов на раннем этапе из развития.
Духовные отпечатки географической среды переплетались с генетическими. Последние объясняются, в частности, тем, что у различных народов, рас, подрас по-разному распределяется, например, темперамент. К нему вырабатываются нормы культуры, образцы поведения. Скажем, народы Южной Европы, горцы обладают вспыльчивостью, отсюда самый сильный контроль за нею — сохранение кровной мести.
По мере развития общества влияние географического фактора ослабляется и сохраняется опосредованно, через культуру, которая существенно усиливает автономию общества от географической среды. Так, родственные этнические народы, например, евреи и арабы, живущие в аналогичных условиях, могут принципиально отличаться в социальном устройстве и в области культуры. Однако автономия социума от географической среды ограничена. Социум это ниша, которая должна органично вписываться в географическую среду, не нарушая ее основных экосвязей.
Слово культура происходит от латинского слова colere — культивировать или обрабатывать землю. В средние века этим термином стали обозначать селекцию зерновых культур, отсюда и agriculture — искусство земледелия. Но в XVIII и XIX столетиях этот термин стал также применяться для обозначения совершенствования человеческих качеств, так что если человек отличался утонченностью и начитанностью, его или ее считали "культурным". В этот период термин относился главным образом к аристократам, чтобы выделить их из "некультурной" массы незнатных людей. Немецкое слово Kultur также означало достижение высокого уровня цивилизованности. Фактически слово культура до сих пор ассоциируется с оперным театром, изящной словесностью и хорошим воспитанием (Вагнер, 1977).
Дефиниции культуры, выработанные социальными науками, устранили аристократический оттенок термина. Американские антропологи А.Кребер и К.Клакхон выделяют шесть основных типов определений культуры.
Описательные определения. В них делается упор на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. Пример: Э.Тайлор – « культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».
Исторические определения. В них делается упор на процессы социального наследования, традицию. Примером здесь может послужить определение, данное лингвистом Э.Сепиром: культура – это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни». Недостаток таких определений – упускается из виду активность человека в развитии и изменении культуры.
Нормативные определения. Их делят на две группы. Первая из них – определения, ориентирующиеся на идею образа жизни (К.Уислер: «…образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой… Культура племени есть совокупность стандартизованных верований и практик, которым следует племя»). Вторая группа – определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Так, социолог У.Томас считает, что «культура – это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях».
Психологические определения акцентируют внимание на одном из трех элементов:
1) либо на процессе адаптации к среде («Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация…» -У.Самнер и А.Келлер);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16