Эмпирические методы. Кроме изучения
абстрактных моделей, экономическая теория имеет дело с наблюдаемыми фактами.
Соображения следующие: для проверки
действенности теории необходимо, чтобы она помогала описывать и предсказывать
экономические процессы. Для версификации (проверки) теории очень важно
использование практических приемов. И здесь чрезвычайно важно знание
классических примеров (например, автомобильный рынок США). Классический пример
становится частью теории.
Методология. Обычно в микроэкономике
используется такой метод: описывается некоторая ситуация; ищется модель,
которая эту ситуацию может описать; данная модель изучается; производится поиск
статистического материала, который может подтвердить или опровергнуть
выдвинутую гипотезу. Если гипотеза подтверждается, то происходит обобщение,
т.е. какой круг явлений эта гипотеза охватывает.
2.Экономические блага
2.1.
Экономические блага и их классификация
Благо – это средство для
удовлетворения потребностей. Одни из них имеются в почти неограниченных
масштабах (например, воздух), другие - в ограниченном размере. Последние
называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг. А. Маршалл
определяет благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность».
Ж.-Б. Сэй определяет блага «как средства, которые мы имеем для удовлетворения наших
потребностей». А. Шторх подчеркивает что «приговор, произносимый нашим
суждением насчет полезности предметов, делает их благами».
Свойство какого-либо предмета,
которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не
делает его благом. На этот факт особое внимание обращает один из виднейших
представителей австрийской школы К. Менгер. Так, корень женьшеня способен поднять
жизненный тонус человека, но пока людьми не была поставлена в
причинно-следственную связь потребность в оздоровлении организма с целительной
силой женьшеня, это растение не носило характера блага. Другими словами,
способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана
человеком.
Согласно теории Маркса, стоимость (ценность) экономического
блага определяется затратами общественно-необходимого труда, т.е. труда,
совершаемого при средних общественно-нормальных условиях производства и средней
интенсивности труда. Согласно неоклассическим воззрениям, ценность благ зависит
от их редкости, прежде всего от интенсивности потребности и количества благ,
способных данную потребность удовлетворить. При этом предполагается, что любая
потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое
благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей.
Если q1,q2...,qn - совокупность определенных
количеств каждого из n благ, а p1,p2...,pn - их цены, то стоимость
совокупного набора благ может быть записана, как S piqi , где i = 1,...n.
Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается
большим разнообразием. Блага можно подразделить на следующие разделы:
Также потребляемые товары и услуги
можно разделить на две большие группы: частные блага, и общественные блага.
Чистое частное благо – это такое благо, каждая
произведённая единица которого может быть оценена и продана в пользование
каждому конкретному потребителю. Таким образом, каждая проданная единица
данного блага приносит пользу только его покупателю и не может быть
использована бесплатно кем-либо ещё. Так, например, человек, мучимый жаждой,
покупает банку пепси-колы и, выпивая её, единолично наслаждается прелестями
этого напитка. Заплатив деньги за банку пепси-колы, человек получает
исключительное право на использование этого блага. И никто другой не сможет
воспользоваться данной банкой пепси-колы, чтобы получить от неё удовольствие.
Говоря экономическим языком, покупка чистого частного блага не приводит к
возникновению положительного внешнего эффекта. Сразу же отметим, что система
рынков и цен прекрасно обслуживает производство, обращение и потребление
частных благ. Однако эта система совершенно непригодна для производства чистых
общественных благ.
Чистое общественное благо – это такое благо, которое
неделимо на отдельные порции в процессе потребления, а потому потребляется
коллективно всеми людьми, независимо от того, готовы они оплатить его
потребление или нет.
2.2.
Сущность
общественных благ
В рыночной системе действуют специфические стимулы и принципы хозяйствования,
основанные на свободе выбора профессиональной деятельности, выбора ресурсов,
технологий, свободе выбора для каждого покупателя. Рыночная система и выбор
органически взаимосвязаны друг с другом.