Доходы, получаемые по месту основной работы
Доходы, получаемые не по месту основной работы
Доходы от занятий предпринимательской деятельностью и другие доходы
Льготы по налогу (налогонеоблагаемый минимум, уменьшение одному из родителей налогооблагаемого дохода на сумму минимальной заработной платы на каждого ребенка в возрасте до 16 лет и т.д.)
Совокупный налогооблагаемый доход
Доходы физических лиц, которые подлежат обложению подоходным налогом, для удобства расчетов объединяют в три группы:
• получаемые гражданами по месту основной работы (там, где хранится трудовая книжка) и приравненные к ним доходы (заработная плата, премии, дивиденды, другие денежные и натуральные выплаты, доходы от работы по совместительству, договорам гражданско-правового характера, авторские вознаграждения, доходы от выполнения разовых и других работ);
• получаемые гражданами не по месту основной работы (по совместительству, за выполнение разовых и иных работ по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера, доходы от предпринимательской деятельности, которой физические лица занимаются наряду с основной работой);
• от занятий предпринимательской деятельностью и другие (например, от сдачи помещений и имущества в аренду).
Налоговые льготы уменьшают размер облагаемого дохода физических лиц. В Украине применяется система налоговых скидок, которая включает в себя налогонеоблагаемый минимум доходов, скидки на детей, для инвалидов, граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, участников Великой Отечественной войны и некоторых других категорий плательщиков.
Налогонеоблагаемый минимум — основной и наиболее важный вид налоговой скидки, предоставляемой всем налогоплательщикам. Для удобства расчетов он введен в шкалу налогообложения, т. е. установленные ставки налога применяются относительно доходов, из которых уже исключен необлагаемый минимум. Размер налогонеоблагаемого минимума должен периодически повышаться по мере повышения цен и номинальных доходов налогоплательщиков, чтобы защищать доходы физических лиц от повышенного налогообложения в условиях инфляции. В противном случае все большая часть реальных доходов населения будет изыматься в бюджет.
К налоговым скидкам относится также льгота, учитывающая семейный статус налогоплательщика. В соответствии с украинским законодательством совокупный налогооблагаемый доход одного из родителей дополнительно к необлагаемому минимуму уменьшается на сумму, которая не превышает установленного действующим законодательством размера налогонеоблагаемого минимума на каждого ребенка в возрасте до 16 лет в том случае, если месячный налогооблагаемый доход не превышает размера десяти минимальных месячных заработных плат. Кроме того, одному из родителей многодетных семей исчисленный подоходный налог уменьшается также на 50 %.
Налоговые скидки в установленных размерах применяются и для иных категорий плательщиков: граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, участников Великой Отечественной войны и других боевых операций.
Ставки налога на доходы граждан в Украине неоднократно менялись. Так, с января по май 1993 г. было четыре ставки основной шкалы, а максимальная ставка налога на доходы свыше 30 минимальных заработных плат составляла 50 %. Начиная с июня 1993 г. была введена дополнительная максимальная ставка 90 % на сумму совокупного дохода более 100 минимальных зарплат, уменьшенную на размер необлагаемого минимума. Таким образом, "ступенчатость" и прогрессивность налоговой шкалы были существенно повышены. Подобная практика противоречила тенденции расширения базы налогообложения и снижения предельных ставок подоходного налога в развитых странах, провоцировала укрывательство от налогообложения и вызывала недовольство плательщиков. Поэтому уже в октябре 1994 г. число ступеней и уровень максимальной ставки были уменьшены. Максимальная ставка подоходного налога была снижена до 40 %, число ставок составило 5. Ставки прогрессивного налогообложения доходов граждан представлены в табл. 3.5.
Начисление, удержание и перечисление в бюджет налога на доходы, получаемые гражданами по месту основной работы, осуществляются юридическими и физическими лицами-предпринимателями, которые проводят выплату доходов. По истечении календарного года ими же определяется сумма совокупного годового налогооблагаемого
Таблица 3.5 Шкала прогрессивного налогообложения доходов граждан
Месячный совокупный налогооблагаемый доход (в налогонеоблагаемых минимумах)
Ставка налога
Налогооблагаемый доход, грн.
Сумма налога, грн.
1
Не облагается
17
-
1-5
10 % суммы, превышающей доход в 1 НМДГ
17-85
6,8
6-10
Налог с дохода в размере 5 НМДГ+ 15% суммы, превышающей доход в 5 НМДГ
85-170
6,8 + 15 %
11-60
Налог с дохода в размере 10 НМДГ + 20 % суммы, превышающей доход в 10 НМДГ
170-1020
19,55 + 20%
61-100
Налог с дохода в размере 60 НМДГ + 30 % суммы, превышающей доход в 60 НМДГ
1020-1700
189,5 + 30 %
Более 100
Налог с дохода в размере 100 НМДГ + 40 % суммы, превышающей доход в 100 НМДГ
Более 1700
393,55 + 40 %
дохода и проводится перерасчет налога с учетом удержанного на протяжении года налога из месячных доходов. Информация о результатах исчисления и перерасчета налога подается в налоговую инспекцию по месту проживания плательщика в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным. Сами граждане-налогоплательщики, получающие доходы только по месту основной работы, декларацию о совокупном налогооблагаемом доходе за прошедший год в налоговые органы не подают.
Граждане, получавшие в течение года доходы не по месту основной работы, обязаны в срок до 1 марта следующего года подать в налоговые органы по месту проживания декларацию о сумме
совокупного дохода. Налоговый орган исчисляет годовую сумму налога и определяет сумму недоплаченного налога или излишне уплаченного.
Налогооблагаемым доходом от предпринимательской деятельности считается разница между выручкой в денежной и натуральной формах и документально подтвержденными затратами, непосредственно связанными с получением дохода. Разрешенные к вычету затраты включают в себя такие традиционные при исчислении себестоимости продукции (работ, услуг) элементы, как сырье и материалы, полуфабрикаты, топливо и энергия, амортизация и ремонт основных производственных фондов, затраты на оплату труда наемных работников, отчисления на государственное социальное страхование, проценты за пользование краткосрочными банковскими кредитами и некоторые другие расходы. К расходам приравниваются также налоги и сборы, отчисленные с объектов налогообложения, которые непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью: акцизный сбор, налог на добавленную стоимость, плата за землю и воду, налог с владельцев транспортных средств, таможенные пошлины и др.
Если затраты предпринимателя не могут быть подтверждены документально, то они рассчитываются на основании норм, утвержденных ГНА Украины. Например, установленная норма затрат при изготовлении столярных изделий составляет 60 %, а в случае оказания посреднических услуг — только 5 % суммы валового дохода.
Налогообложение доходов граждан от предпринимательской деятельности и других доходов осуществляется налоговыми органами на основании их декларации об ожидаемых или фактически полученных доходах.
3. Направления усовершенствования налогообложения.
Сегодня реформирование налоговой системы на практике продолжается отдельными, разобщенными и несогласованными методами, которые нисколько не стимулируют процесс производства и реализации продукции. Это основной недостаток действующего порядка взимания налогов и формирования доходов бюджета. Система налогообложения в соответствии с действующим законодательством требует радикальных перемен в направлении поиска новых подходов и принципов построения, научно обоснованных форм налогов, эффективных методов влияния на экономические процессы. Принятие отдельных законодательных актов не сможет реализовать стратегические замыслы и направления финансовой политики с целью стабилизации экономического положения в стране. Поэтому постоянно изменяющиеся экономические условия,
сама жизнь привели к тому, что решение вопроса реформирования налоговой системы страны невозможно без принятия единой перспективной программы - Налогового кодекса Украины.
Эта необходимость обусловлена в первую oчередь тем, что количество постоянных внесении дополнений к действующим законам уже давно перешло все допустимые нормы, что общественное признание необходимости уплаты налогов, препятствует активному внедрению и обязательному выполнению норм действующего законодательства всеми субъектами хозяйственной деятельности. Так, например, в соответствии с новой редакцией Закона Украины «О системе налогообложения в Украине», утвержденного Верховной Радой 18 февраля 1997 г., был установлен перечень общегосударственных и местных налогов и сборов. Все налоги и сборы, взимание которых не предусмотрено Законом, уплате не подлежат, а какие-либо обязательные платежи, которые вводятся новыми законами, должны быть согласованы с этим Законом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6