Рефераты. Обменные валютные курсы

Д. Рикардо брал условный пример: есть две страны — Англия и Португалия — и два товара — вино и сукно. Издержки производства он условно измерял рабочим временем.

Продукт


Португалия


Англия


1 ед. вина


1 раб. день


3 раб. дня


1 ед. сукна


2 раб. дня


4 раб. дня


В данном примере производство в Португалии абсолютно более эффективно, чем в Англии. Но Д. Рикардо сравнивает не абсолютный эффект. В Португалии издержки на производство сукна соотносятся к затратам на производство вина как 2:1, в Англии — 4:3, т. е. относительно меньше. С вином наблюдается противоположная ситуация. Таким образом, эффективность производства вина в Португалии в сравнении с производством сукна выше, чем в Англии (1/2<3/4). Следовательно, Португалии, из соображений эффективности национальной экономики, выгоднее сосредоточить труд и капитал в виноделии, заменив производство сукна на его импорт из Англии. С другой стороны, Англии по тем же соображениям выгоднее специализироваться на производстве сукна. Такая специализация выгодна и странам, и населению (можно купить дешевые продукты и товары, что повысит реальную заработную плату).

Третья теория — это теория соотношения факторов производства. Ее основоположниками являются шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин (в экономической литературе она известна как теория Хекшера—Олина). В соответствии с этой теорией страны неодинаково наделены факторами производства — трудом, землей и капиталом. Если страна в избытке обеспечена каким-либо одним фактором, например трудом с относительно низкой заработной платой, то ей выгодно производить и экспортировать трудоемкие товары. Там, где есть свободные капиталы, но недостает рабочей силы, целесообразно изготовлять и вывозить капиталоемкие товары, импортируя, в свою очередь, трудоемкие. Данная теория признает основой обмена миграцию факторов производства. При этом предпринимаются попытки учесть возрастающее значение НТП, его требования и последствия, определять пределы и временные лаги в технологических нововведениях различных стран, влияющие на трудоемкость и капиталоемкость, уровень и структуру торговли.

3 Внешнеторговые операции. Внешняя торговля в РБ.

Мировая торговля — это сфера международных товарно-денежных отношений. На ее развитии отражаются экономические, политические и культурные условия конкретной страны. Среди экономических условий существенное значение имеет уровень развития экономики. Международная торговля чутко реагирует на изменение политической ситуации и правового режима. На нее оказывает влияние и культурный уровень населения — традиции, обычаи, нравы, язык и т.д. В стране с высоким уровнем культуры внешнеэкономические операции совершаются более оперативно, повышается их эффективность.

В мировой торговле осуществляются следующие виды внешнеторговых операций: экспортные, импортные, реэкспортные и реимпортные. Показателями, характеризующими внешнеторговый оборот, являются:

* экспортная квота — отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП;

* объем экспорта на душу населения.

Внешнеторговый оборот характеризует открытость экономики, т.е. степень ее вовлечения в мирохозяйственные связи. Внешнеторговый оборот состоит из экспорта (вывоз товаров) и импорта (ввоз товаров). Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что страна вывозит ту продукцию, издержки которой ниже мировых. При импорте товаров страна приобретает товары, производство которых в настоящее время ей экономически невыгодно (затраты при покупке изделий меньше, чем затраты на производство продукции внутри страны).

Внешняя торговля оказывает существенное воздействие на динамику ВВП. Так, в США доля внешней торговли составляет 18—20 % ВНП, в странах Западной Европы этот показатель колеблется от 30 до 55—60 % ВНП. Объем внешней торговли определяется не только уровнем развития и эффективности национальной экономики, но и интегрированностью страны в мировой рынок.

Внешняя торговля играет значительную роль в экономике Беларуси. На ее долю приходится 88 % экспорта и 80 % импорта из стран СНГ. Основным торговым партнером Беларуси является Россия.

Для того, чтобы в Республике Беларусь осуществить интенсификацию роста, мы должны «найти  лицо на потребительском рынке за рубежом» - то есть определить наиболее конкурентоспособные товары, способные завоевать чужие рынки. Это, на сегодняшний день, - минеральные продукты, трактора, грузовые автомобили. Эти товары дорогостоящие и обеспечивают высокий уровень валютных поступлений. Например, в 2004 г. объем экспорта минеральных продуктов составил 27,5% (3782 млн. долл. США) в общем объеме экспорта РБ, а машин, оборудования и транспортных средств – 23,2% (3191 млн. долл. США). Необходимо определить отрасли, продукция которых будет востребована на мировом рынке, так как наш рынок небольшой, и слабый пока.

Наибольший удельный вес в импорте Беларуси занимают энергоресурсы (нефть, газ, электроэнергия). На их долю приходится 28% ввозимой продукции. Энергоносители импортируются в основном из России. Из стран дальнего зарубежья вывозится оборудование, машины и социально значимые товары.


4 Внешнеэкономическая политика. Протекционизм. Свободная торговля. Демпинг.

В зависимости от масштабов вмешательства государства в междуна­родную торговлю различают свободную торговлю и протекционистскую торговую политику 

Протекционистская торговая политика - государственное регулирование международной торговли может быть односторонним, двусторонним и многосторонним. Основные формы протекционизма - эго селективный, отраслевой, кол­лективный и скрытый. Все методы государственного регулирования внешней торговли делятся на тарифные и нетарифные. Тарифные инст­рументы — таможенная пошлина и нетарифные инструменты. Таможенные пошлины классифицируются, по способу взимания (адвалорные, специфиче­ские, комбинированные); по объекту обложения (импортные, экспорт­ные, транзитные, сезонные, антидемпинговые, компенсационные), по происхождению (автономные, конвенционные, преференциальные), по типам ставок (постоянные и переменные); по способу вычисления (но­минальные и эффективные). К нетарифный инструментам относят. квотирование, лицензирование, скрытые и финансовые методы, неэко­номические методы регулирования внешней торговли.

Протекционизм — это деятельность государства, способствующая развитию национальной экономики путем ограждения ее от иностранной конкуренции. Существует и такая формулировка: протекционизм — это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов. Суть этой политики заключается в сдерживании ввоза в страну высококонкурентной зарубежной продукции и стимулировании экспорта товаров национального производства. У протекционизма есть свои плюсы и минусы. Преимущества протекционизма:

* сдерживание импорта помогает уравновесить торговый баланс;

* защита национальной экономики от демпинга;

* защита молодых отраслей, которые еще неконкурентоспособны и нуждаются в государственной поддержке;

* торговые барьеры на пути иностранных товаров стимулируют собственное производство.

Недостатки политики протекционизма заключаются в следующем:

* ослабляется конкуренция в экономике;

* снижается эффективность производства;

* в достаточной степени не используются преимущества международного разделения труда;

* подрываются возможности экспорта, так как ограничение импорта сдерживает и будущий экспорт. Современная система протекционистских мер включает несколько основных методов

Свободная торговля или фритредерство — это торговля, не ограниченная какими-либо барьерами. Другими словами, свободная торговля — это открытая внешнеторговая политика, предполагающая свободное движение товаров и услуг между странами. Свободная торговля обладает следующими преимуществами:

* стимулирует конкуренцию, ограничивая монополизм;

* повышает эффективность производства, снижает цены;

* расширяет выбор товаров для потребителей; « позволяет полностью использовать преимущества международного разделения труда.

Большинство современных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства. И все же общим курсом здесь является либерализация мировой торговли.

Демпинг — это экспорт по ценам, которые значительно ниже цен, установившихся на рынке. Демпинг осуществляется для подавления конкурентов. Цены в этом случае могут быть ниже уровня мировых и даже ниже издержек производства. Между протекционизмом и демпингом существует тесная связь. Протекционизм обеспечивает увеличение прибылей при продаже товаров на внутреннем рынке, и за счет этих прибылей возникает возможность финансировать демпинг. Выделяют разбойничий и постоянный демпинг. Первый означает временное установление низких цен, которые могут быть восстановлены после вытеснения с рынка конкурента. Постоянный демпинг может продолжаться неограниченное время.

5 Платежный баланс. Торговый баланс.

Соотношение между экспортом и импортом товаров называется торговым балансом. Он бывает активным и пассивным. Активный торговый баланс страны означает превышение экспорта над импортом. Пассивный торговый баланс — это превышение импорта над экспортом. Торговый баланс зависит от положения страны на мировом рынке, мощности и конкурентоспособности ее экономики.

Торговый баланс является важнейшей частью платежного баланса, так как в нем отражается сальдо платежей и поступлений по экспортным, импортным и реэкспортным операциям.

Движение торгового баланса связано и с другими статьями платежного баланса по текущим операциям, что обусловлено быстрым развитием сферы услуг и неторговых платежей, ростом их значения в международном обороте. Западная статистика называет эти статьи платежного баланса "невидимыми операциями" ("невидимый экспорт" и "невидимый импорт"). В современных условиях "невидимые операции" стали важным фактором сбалансированности баланса текущих операций. Ведь доля услуг в мировом товарообороте составляет более 20 %, а темпы их роста опережают темпы роста совокупного товарооборота.

Торговый баланс составляется за определенный период времени — месяц, квартал, год, а также на определенную дату. Меры, используемые государством или группой государств в сфере внешнеторговой деятельности, составляют содержание внешнеторговой политики. Основными ее элементами выступают протекционизм, система свободной торговли и демпинг.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.