Рефераты. Наркомания как медико-социальная проблема

Основной возраст первого знакомства с наркотиками 11—14 лет (41%) и 15—17 лет (51%). Однако, как показывают исследования, проводимые в крупных городах, к 13—15 годам каждый второй школьник хотя бы раз использовал наркотик. Наркотическая “карьера” сегодня нередко начинается уже в 7-8 лет.

Среди   тех,   кто  использует  одурманивающие   вещества  до 13 лет, почти исключительно мальчики. Это объяснимо. Мальчи­кам в большей степени, чем девочкам, свойственно рискованное поведение, стремление испытать себя, произвести впечатление на окружающих. Все, что обладает повышенной опасностью, притя­гательно для мальчиков. Однако в группе несовершеннолетних, познакомившихся с наркотиками и токсическими веществами в 14—15 лет, приблизительно 35% составляют девочки. Таким об­разом, проблема постепенно приобретает универсальный харак­тер, переставая быть исключительно юношеской, мужской.

Еще недавно ученые исследователи считали, что токсико-наркотические   средства   распространяются   преимущественно среди детей из неблагополучных семей, детей, склонных к бро­дяжничеству. Однако установлено, что в последние два-три года зараженность наркотиками в элитарных общеобразовательных, частных школах, лицеях, колледжах в 2-2,5 раза выше, чем в обычных школах,  а в старших классах она достигает 27% (в  обычной  школе  —  2-15%,  в  сельской  школе  —  2-3%). Среди детей и подростков этой группы значительно быстрее распространяется молодежная наркотическая субкультура, когда употребление стимуляторов воспринимается как особая жизнен­ная   ценность,   принимает   “знаковый”   характер   приобщения к иному, полному необычных впечатлений образу жизни.

К окончанию школы 19,5% мальчиков и 13% девочек про­бовали наркотики, а регулярно “сидят на игле” 9% мальчиков и 5% девочек. 30% выпускников школ-интернатов и детских домов становятся алкоголиками или наркоманами.

По официальным данным, 3% призывников употребляют наркотики.

 Кроме того, по данным Министерства обороны, к настоящему моменту в Российских Вооруженных Силах выявлено 18,0 военнослужащих, больных СПИД ом, 98 из них — наркоманы.

67% родителей наркоманов не догадываются о беде, а из тех, кто знает, 19% бездействуют, 72% пытаются решить про­блему самостоятельно. Большинство родителей не знают, как уберечь детей от первого укола. Им нужны конкретные советы. Амбарный замок и насилие не привяжут “колючего” подростка к семье, а страшные истории не отвратят от запретного плода.

Другая существенная причина стремительного роста нарко­тической эпидемии — это доступность наркотиков. С каждым годом наркобизнес в самом прямом смысле захватывает все новые и новые российские территории. Показательны темпы героинового вторжения в Рорсию: если в 1996 году изъятия, героина были зафиксированы в 14 регионах, то в 1997 году героин “засветился” уже на территории 43 субъектов Федера­ции; в 1998 году наркотик изымался в 68 республиках, краях и областях, а в 1999 году, пожалуй, только оленеводы на Край­нем Севере все еще отдавали предпочтение “огненной воде”, а не шприцу с “герычем”.

Наркомания приобщает к наркотикам не только учащихся школ, ПТУ, вузов, но и целые города, даже страны. Город, регион наркотизируется по тем же самым “законам”, что и человек (новичка “угощают” бесплатно.

На российском рынке уровень цен на героин,  кокаин и другие наркотики существенно выше, чем в США и Европе, что стимулирует экспансию к нам международного наркобиз­неса.   Вряд  ли   является   случайным   тот   факт,   что   именно за последние десять лет число наркоманов в США уменьши­лось вдвое,  а в России многократно возросло.  Наша страна оказалась  совершенно  не  готовой  к наркотической  агрессии внешнего мира.

Наркодельцам поставки наркотика в Россию приносят аст­рономические барыши. Килограмм героина в Афганистане стоит 8—10 тыс. долларов США, тот же килограмм в Таджики­стане оценивается уже в 20—25 тыс. долларов, в Москве его цена возрастает до 150 тыс. долларов. Прибыль от продажи наркотиков на российской земле составляет баснословные про­центы, то есть, вложив в “дело” доллар, наркоделец в конечном счете получает за него до двух тысяч “зеленых”.

Более половины всех изымаемых в России наркотических средств имеют зарубежное происхождение. Без всякого пре­увеличения можно говорить о своего рода наркоагрессии по отношению к России.

1.3 Формирование пристрастия к наркотикам


Чтобы помочь человеку вырваться из пропасти затягивающей его наркозависимости, надо его по­нять. Бороться с потребностью в наркотике можно только в том случае, если обнаружена первопричина, толкающая подростка к неминуемой гибели. Для понимания причин и механизмов развития наркомании очень важно учитывать пси­хологические особенности подросткового возраста, которые ле­жат в основе кризиса взросления. Этот кризис может прояв­ляться в переживаниях о своих, чаще воображаемых, физичес­ких недостатках, чрезмерной озабоченности своим здоровьем, появлением особого отношения к еде и приему пищи, склон­ности к асоциальному поведению и даже в мыслях о само­убийстве.

Специалисты выделяют несколько моделей аддиктивного по­ведения, или пристрастия к наркотикам.

 Успокаивающая модель — один из наиболее распространен­ных вариантов применения психоактивных веществ и наркоти­ков с целью достижения душевного спокойствия у нерешитель­ных, сомневающихся, мнительных, пугающихся всего нового, постоянно тревожных подростков. Употребляя наркотики, они стремятся снять нервное напряжение, расслабиться, успокоить­ся, забыться, уйти от неприглядной или опасной действитель­ности, от неразрешимых жизненных проблем.

Коммуникативная модель может возникнуть в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, добро­желательности. К этому средству чаще всего прибегают   замкнутые,   тревожно-мнительные,    эмоционально ранимые подростки.

Активизирующая модель характеризует тех подростков, ко­торые применяют психоактивные вещества с целью подъема жизненных сил, сниженного настроения, бодрости, усиления активности.

Гедонистическая модель наблюдается тогда, когда употреб­ление психоактивных веществ используется для получения удо­вольствий, достижения приятных ощущений психического и физического комфорта.

Конформная модель выражается в стремлении подростков подражать, не отставать от сверстников, быть принятыми груп­пой с помощью употребления психоактивных веществ.

Манипулятивная модель связана с возможностью использо­вания психоактивных веществ для манипулирования другими подростками, для их эксплуатации, для изменения ситуациив собственную пользу, для достижения тех или иных преиму­ществ.

Компенсаторная модель определяется необходимостью ком­пенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармонию характера.

Пристрастию к наркотикам также способствует увлечение ритмической и обязательно громкой музыкой, азартными игра­ми, беспорядочными половыми контактами.

Формирование пристрастия к наркотикам в значительной степени связано с групповой психологической зависимостью, т. е. с появлением потребности к употреблению того или иного психоактивного вещества только тогда, когда собирается “своя компания”. Не меньшее значение имеют сниженные адаптив­ные возможности подростков, обусловленные эмоциональной неустойчивостью, недостаточным самоконтролем поведения, низкой самокритичностью, неразвитой рефлексией, эгоцентрич-ностью, неуверенностью в себе или чрезмерной переоценкой собственного “Я”, бегством от реальности, инфантильностью, чувством неспособности справиться с трудностями, отсутствием устойчивых интересов и увлечений.

Факторы риска наркомании не возникают сами по себе, для их формирования необходима определенная основа. К фак­торам риска обычно относят биологические (или медицинские), социальные, психологические.

Биологические факторы риска. Известно, что у наркотизи­рующихся матерей дети могут иметь биологическую предраспо­ложенность к наркомании. Известно также, что если мать во время беременности принимала наркотики, то у родившегося ребенка в первые двое-трое суток появляются симптомы “от­мены наркотиков”. Новорожденный становится беспокойным, у него появляются судороги, лицо синеет, возникает дрожание конечностей и др. Иногда из-за тяжести такого состояния дети погибают.

биологические факторы напрямую влияют на функциональные возможности головного мозга, уменьшая его способность переносить интенсивные или продолжительные на­грузки, причем не только и не столько в интеллектуальной сфере, сколько в эмоциональной.

Социальные факторы риска наркомании отражают неблаго­получную экономическую, культурную, политическую, крими­нальную ситуации в обществе. Социальные причины в сово­купности образуют своего рода “дрожжевой раствор”, в котором наркомания как общественное явление существует и множится. Выделяют несколько причин наркомании среди подростков, тесно связанных с социально-экономической ситуацией:

© разрушение института семьи;

© отсутствие у подростков жизненных перспектив;

© плохая организация досуга;

© целенаправленное “подсаживание на иглу” подростков взрослыми наркоманами.

Психологические факторы наркомании определяют индиви­дуальный процесс приобщения подростка к наркотикам.

Среди психологических причин можно назвать следующие:

-неправильное воспитание в семье;

-вовлеченность в группу сверстников,  употребляющих

наркотики;

-асоциальное поведение;

-дезадаптированность к учебному процессу;

личностные характеристики.





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.4 Классификация наркотических веществ

Только в конце XIX столетия общество стало смотреть на наркоманию как на международную ме­дицинскую проблему, требующую самого присталь­ного внимания. А в начале XX века, с развитием технического прогресса, когда началось лаборатор­ное производство алкалоидов опиума и кокаина, наркомания обрела новое качество — массовость и эпидемические масштабы распространения. Те­перь медики всего мира уверенно говорят именно об эпидемии наркомании. Косвенными причинами рас­пространения стали развитие транспорта и между­народной торговли, которые сократили расстояния и расширили границы между различными государ­ствами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.