Рефераты. Наркомания - социальная проблема

А в чём же того особенность наркотической зависимости эйфории? Дело в том, что у человека, её испытывающего, искажается восприятие действительности - мир ему кажется не таким, какой он есть на самом деле,- меняются очертания, границы предметов, их цвета, звуки приглушаются или, наоборот , становятся очень громкими, могут возникать галлюцинации. С чем это связано?

Попадая в организм, наркотики изменяют механизмы функционирования мозга, заставляя его в больших количествах вырабатывать особые вещества – эндорфины.

При этом сила наркотического воздействия оказывается слишком большой, клетки очень быстро истощаются, часть из них нередко гибнет. Вот почему у человека, находящегося в состоянии наркотического опьянения, искажается восприятие внешнего мира – для его мозга приём наркотика сродни мощному удару кувалдой.

Нередко поклонники дурмана уверяют, что эйфория помогает им избавится от многочисленных тревог, забыть о них. Это действительно так, ведь удар «наркотической кувалды» тормозит работу тех клеток мозга, которые, «занимались» обдумыванием, поиском путей решения проблемы. Но… увы, избавляясь на время неприятных переживаний, человек не освобождается от проблемы вообще, однако упускает время, которое можно было бы использовать для её решения. Кстати, очень скоро у человека может вообще пропасть желание решать свои проблемы – наркотик ослабляет волю, человек теряет ощущение реальности.

Использование наркотика довольно быстро приводит к тому, что человек теряет способность испытывать приятные ощущения, вызванные «нормальными » причинами, наркотики становятся для него важным источником удовольствия. А это значит, что и жить он постепенно начинает по иным правилам: на первом месте наркотики, на втором…

тоже наркотики, а уж потом родные, любимый человек, успех, деньги и так далее.

Что же получается? Наркотики не способны подарить человеку удовольствие, они лишь создают иллюзию его получения. Ведь возникает эйфория не оттого, что у человека действительно удачно идёт жизнь, происходит что-то важное и приятное, а оттого, что его мозг подвергается химической стимуляции.

Стоит же такая иллюзия весьма дорого – платить придется обязательно и в самой ценной «валюте»: здоровьем, внешностью, успехом.

Мы предлагаем выделять четыре этапа возможного развития наркогенной заражённости молодых людей. Каждый из них характеризуется своим ключевым событием, содержанием мотивации наркотизации, а также изменением некоторых психических качеств и свойств, того, кто использует наркотики.

Первый этап. Ключевым событием этого этапа является первая проба наркотика сама по себе. Как правило, основные мотивы приобщения к одурманиванию носят социальный характер. Чаще всего подросток использует наркотик не ради получения эйфорического эффекта (о котором  он ещё имеет самое приблизительное представление),  а для реализации какой-то иной своей потребности. Обычно  это связано с необходимостью взаимодействия  со сверстниками. Школьник подчиняется давлению среды, пробует наркотик  или другой препарат для того, чтобы стать «своим» в компании, «не выделятся», « не быть белой вороной», снять напряжение при общении с малознакомыми людьми.

Но вот что настораживает. При опросах подростки нередко отмечают, что первый раз пробовали препарат потому, что «не знали, как отказаться». Действительно, этому, к сожалению, не учат ни в школе, ни в семье. Ситуация,  в которой возникает возможность попробовать наркотик, для молодого человека является новой, оно не способен сориентироваться в ней.

Мы предлагаем выделять четыре этапа возмож­ного развития наркогенной зараженности у молодых людей. Каждый из них характеризуется своим клю­чевым событием, содержанием мотивации наркоти­зации, а также изменением некоторых психических качеств и свойств того, кто использует наркотики.

Первый этап. Ключевым событием этого этапа является первая проба наркотика сама по себе. Как правило, основные мотивы приобщения к одурма­ниванию носят социальный характер. Чаще всего подросток использует наркотик не ради получения эйфорического эффекта (о котором он еще имеет са­мое приблизительное представление), а для реали­зации какой-то иной своей потребности. Обычно это связано с необходимостью взаимодействия со свер­стниками. Школьник подчиняется давлению среды, пробует наркотик или другой препарат для того, что­бы стать «своим» в компании, «не выделяться», «не быть белой вороной», снять напряжение при обще­нии с малознакомыми людьми.

Но вот что настораживает. При опросах подрост­ки нередко отмечают, что первый раз попробовали препарат потому, что «не знали, как отказаться». Действительно, этому, к сожалению, не учат ни в школе, ни в семье. Ситуация, в которой возникает возможность попробовать наркотик, для молодого человека является новой, он не способен сразу со­риентироваться в ней. Поэтому, даже зная об опас­ности наркотиков, он попадает под влияние окру­жающих, подчиняется внешнему давлению. И упреки взрослых в легкомыслии здесь неправомер­ны. В непривычной обстановке оказывать сопротив­ление, отстаивать свою позицию оказывается гораз­до сложнее (в особенности это касается младших подростков, у которых только формируется внутрен­ний локус контроля). Получается, что первое зна­комство с наркотиками многих молодых людей мог­ло бы быть предотвращено благодаря своевременной подготовке - обучению навыкам поведения в опас­ной ситуации.

Чаще всего при первом использовании одурмани­вающего вещества эйфорический эффект не возни­кает. О причинах этого говорилось выше. Школьни­ки обычно утверждают, что «ничего не ощущали»,

затрудняются определить конкретный характер воз­никающих ощущений («кружилась голова», «пове­ло в сторону») или утверждают, что ощущения бы­ли неприятные: «тошнило», «болела голова»).

Первая проба, как правило, не приводит к ре­альным физиологическим изменениям обменных процессов в мозге. Поэтому она не затрагивает эмо­циональную, волевую, нравственную сферы несовер­шеннолетнего. Сохраняются его основные жизнен­ные ориентиры и ценности. В этот период взрослый, общаясь с молодым человеком, может апеллировать к традиционно значимым факторам - страху на­казания, боязни осуждения, негативному влиянию одурманивания на будущие планы и т. д.

Однако, несмотря на отсутствие реальных физио­логических изменений, первая проба имеет огром­ное психологическое значение. Дело в том, что в со­знании подростка снимается своего рода защитный психологический барьер, табу, до определенного вре­мени запрещавшее одурманивание.

На этом этапе может сформироваться представ­ление о безопасности наркотизации. Действительно, используя первый раз одурманивающее вещество, подросток втайне ожидает испытать что-то необык­новенное (ведь недаром, думает он, об этом так мно­го говорят, не зря запрещают). Однако действитель­ность, как правило, разочаровывает. Это может снять всякий интерес к одурманиванию в дальнейшем, а может и стать причиной дальнейших проб наркоти­ческих и других одурманивающих веществ. Первый этап является и своего рода школой по освоению

«технологии одурманивания»: ведь тут молодой человек уже на практике осваивает приемы исполь­зования конкретного препарата.

Главная задача взрослого на этом этапе - свое­временно выявить факт знакомства с наркотиче­ским веществом и предотвратить развитие даль­неишего наркогенного заражения.

Второй этап. Для этого этапа характерно первое прочувствование эйфорического эффекта. Социальные мотивы наркотизации постепенно оттесняются иными - стремлением вновь и вновь переживать кайф. Надо сказать, что именно на этом этапе эйфорические ощущения наиболее яркие и зна­чительные. Подросток может долго и с наслаждени­ем описывать то, что он испытывал: «смотрел муль­тики», «летал», «парил» и т. д.). За счет чего возникает эйфория?

Дело в том, что наркотические вещества ослаб­ляют сигналы-импульсы, идущие от внутренних ор­ганов. В норме эти сигналы мы не осознаем, они воспринимаются подкорковыми структурами мозга, однако именно они и создают у нас ощущение «зем­ного притяжения». При использовании одурманива­ющих веществ «земное притяжение» на время от­ступает, возникает ощущение «полета в облаках». Вот как рассказывает об этом одна из поклонниц дурмана: «Вот я лежу в белоснежном облаке на вер­шине высокой горы. Слева и справа пропасть, мне хорошо, ни до кого нет дела. Перед глазами проле­тают громадные яркие бабочки, где-то журчит ру­чей. Мое тело невесомо, я как будто парю вместе с облаками, я самая красивая, самая счастливая, са­мая добрая...»

Безусловно, опыт эйфорических ощущений затра­гивает и волевую, нравственную сферу несовершен­нолетнего. Он может знать об опасности наркотиза­ции, На словах понимать степень риска, которому себя подвергает, но сопротивляться соблазну вновь испытать эйфорию ему становится все сложнее. При­чину происходящего мы обсуждали выше.

Значение этого этапа заключается в следующем. У молодого человека в полной мере формируется представление о «положительной» стороне наркоти­зации, возможности при помощи наркотических ве­ществ получать «бесплатное удовольствие». Дейст­вительно, несмотря на все предостережения, никаких реальных негативных последствий знакомства с нар­котиками подросток не ощущает (они возникнут поз­же) ,поэтому несовершеннолетний перестает верить и доверять взрослым, говорящим об опасности одур­манивания. Школьники неохотно идут на обсужде­ние этой темы, поскольку считают учителей и ро­дителей некомпетентными (ведь взрослые, не имеющие опыта применения наркотиков, по мне­нию молодых людей, говорят о том, о чем не име­ют никакого понятия).

На этом этапе может происходить постепенное изменение круга общения подростка. О прежних приятелях oн может отзываться весьма снисходи­тельно, новый опыт дает ему основание считать себя более взрослым. Появляются новые знакомые, ­те, с кем молодой человек использует наркотическое вещество, те, кто помогает достать препарат.

В ходе второго этапа происходит закрепление при­емов использования наркотика, приобретенных при первых пробах, а также освоение новых вариантов наркотизации. Несовершеннолетний начинает экс­периментировать с различными веществами, оцени­вая вызываемые ощущения, выбирая наиболее при­влекательные для себя.

На этом этапе молодой человек нуждается в систематической психолого-педагогической коррек­ционной работе (тренинги, ролевые игры и т. д.), а также специальном антинаркогенном контроле, препятствующем дальнейшему использованию нар­котика.

Третий этап. Ключевое событие этого этапа за­ключается в появлении у подростка симптомов пси­хической зависимости. В момент отсутствия одур­манивающего вещества он начинает испытывать чувство беспокойства, тревоги, раздражительности т. п. Это результат устойчивого изменения в дея­тельности системы подкрепления, вызванного ис­пользованием наркотика. Нередко потребность в наркотиках определяют как мнимую. Действитель­но, может ли человек испытывать потребность в том, что разрушает его? Оказывается, да, ведь по силе влияния на организм наркотическая потребность не просто сравнима с основными естественными потребностями человека в еде, питье, защите, но нередко превышает их. Человек забывает о чувстве голода, страха ради того, чтобы найти наркотик.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.