Рефераты. Налоговая система РФ и проблемы оптимизации налогового бремени

4. Сертификация товаров, работ, услуг. Многие производимые и реализуемые товары, работы и услуги подлежат обязательной сертификации. Данные отношения регулируются Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ.

5. Ведение бухгалтерского и налогового учета. Порядок ведения бухгалтерского учёта регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учёте» от 21.11.1996 г. № 129- ФЗ и Положением по ведению бухгалтерского учета и отчётности.

Меры административного воздействия позволяют ограничить текущее налоговое планирование налогоплательщика. Налоговые органы вправе требовать своевременной и правильной уплаты налогов, предоставления необходимых документов, они могут проводить проверки и принимать решения о применении соответствующих санкциях.

Мнимая и притворная сделка

Субъект вправе самостоятельно выбирать любой из допустимых вариантов договорных отношений. На этом и построен метод замены отношений, т.е. операция, предусматривающая обременительное налогообложение, заменяется на другую, позволяющую достичь примерно ту же цель и при этом иметь «облегчённый» вариант налогообложения.

Мнимая сделка- сделка, совершённая лишь для вида для вида, без намерения создавать соответствующие ей правовые последствия. Мнимая сделка является ничтожной, т.е. недействительной с момента заключения, независимо признания её таковой в суде. Мнимая сделка является такой независимо от формы её заключения и фактического исполнения их обязательств. Последствия мнимой сделки установленные ст. 167 ГК.

Притворная сделка- это сделка, которая совершенна с целью прикрыть другую сделку. Притворная сделка также не направлена на возникновение вытекающих из неё правовых последствий, прикрывает иную сторону волю участников сделки и в силу этого признаётся ничтожной. В этих случаях применяются правила о сделке, которую участники действительно имели в виду.

Виды сделок, которые привлекают внимание налогового инспектора:

-                     нетипичные сделки, особенно с фирмами, имеющими льготный режим налогообложения;

-                     сделки, сущность которых противоречит их форме;

-                     сделки, исполненные нетипичными для данного хозяйствующего субъекта способом, особенно происшедшего в конце налогового периода;

-                     значительная доля сделок с некоторыми контрагентами в ущерб другим;

-                     явно убыточные сделки;

-                     сделки, в которых цена превышает рыночную.

Взаимозависимые лица

Взаимозависимость организаций и физических лиц нежелательна, поскольку налоговые органы исходя из этой зависимости могут в судебном порядке признать сделки мнимыми или притворными. В подобных случаях шансов у налогоплательщика выиграть дело значительно меньше, а у налоговых органов - значительно больше.

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности представляемых ими лиц.

Пункт 1 ст. 20 НК РФ устанавливает три случая признания налогоплательщиков взаимозависимыми лицами:

1.                Участие одной из организаций в другой. Вне судебной процедуры взаимная зависимость двух организаций может быть установлена налоговыми органами в том случае, если одна из них непосредственно или косвенно участвует в другой не менее чем на 20%.

2.                Зависимость по должностному положению. Подчинение одного физического лица другому по должностному положению, может образовать отношения взаимозависимости между ними. Налоговое право указывает лишь на подчинение по должностному положению. Для целей налогообложения руководитель и подчинённый по отношению друг к другу являются взаимозависимыми лицами.

3.                Отношение брака, родства, свойства, попечительства. Здесь ключевым вопросом является установление круга родственников, между которыми образуется налоговая взаимозависимость. Семейный кодекс РФ не содержит общего указания на то, какие лица являются родственными, а какие – нет. Для целей налогообложения лица, состоящие в брачных отношениях, являются взаимозависимыми лицами.

4.                Признание взаимозависимыми в судебном порядке. Кодекс содержит понятие реализации только применительно к деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей(ст.39), поэтому решение этого вопроса зависит от позиции судебных органов .Следовательно, весь спектр проблем, связанных с установлением статуса взаимозависимости, выявляет судебная практика. При этом налогоплательщику необходимо иметь в виду, что не ему, а налоговым органам необходимо устанавливать характер отношений между сторонами и доказывать в суде, то, что эти отношения могут повлиять на результат сделок.

Контроль ценообразования для целей налогообложения.

Правила ценообразования предусмотрены Налоговым кодексом. Налоговым органам предоставляется право контроля ценообразования только в следующих случаях:

- между взаимозависимыми лицами;

- по товарообменным (бартереным) операциям;

- при совершении внешнеторговых сделок;

- по сделкам, характеризующимся тем, что цены продавца по идентичным товарам (работам, услугам) существенно меняются в течение непродолжительного промежутка времени.

Определение рыночной цены. Налоговые органы осуществляют контроль за ценами, которые устанавливают взаимозависимые лица. Статья 40 НК РФ позволяет им проверять, правильные ли цены установила организация, заключившая сделку с взаимозависимым лицом. Если организация установила цены, которые отклоняются от уровня рыночных цен более чем на 20%, то налоговые органы вправе доначислить ей налоги и пени. При этом налоговые органы будут исходить из рыночных цен. Налоговые органы должны определять рыночную цену на основании официальных источников информации. Таковыми являются: котировки на бирже; данные государственных органов по статистике и органов, регулирующих ценообразование; сообщения средств массовой информации.

Если организация не согласна с той рыночной ценой, которую указал налоговый орган, можно привлечь независимого оценщика, у которого есть лицензия. Согласно законодательству процедура оценки является обязательной в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

Последствия контроля цен сделок. Каждая организация имеет право назначать любые цены на свою продукцию, однако уплачивать налоги она должна исходя из рыночных цен. Существуют основания для применения контроля цен сделок с налоговыми органами (п. 3 ст. 40 НК РФ).

Для того чтобы применить такой особый порядок налогообложения, необходимо выполнение одновременно двух правил:

1.                 Должен наступать хотя бы один из указанных выше случаев для применения контроля цен сделки налоговыми органами;

2.                 Цены, применённые сторонами сделки, должны отклоняться в сторону повышения или понижения более чем на 20% неуплаченных сумм налога.

Налоговые органы также вправе применять штрафные санкции, если в результате контроля цен было принято решение о доначислении сумм налога, т.е. за неуплату или неполную уплату налога организацию могут оштрафовать (ст. 112 НК РФ).

Применение санкций по указанной статье  правомерно, поскольку закон устанавливает обязанность налогоплательщика определять налоговую базу исходя из рыночной цены, в том числе по НДС, акцизам, НДФЛ, ЕСН.

Заключение


Созданная в 1992 г . в результате копирования западных, прежде всего германских моделей, налоговая система России представляла собой на первых порах многоступенчатую, сложную и нередко недостаточно ясную систему налогообложения, к тому же подверженную частым и не всегда продуманным изменениям.

Принятые и действовавшие на протяжении почти десятилетия налоговые законы зачастую не были актами прямого действия. Их применения сопровождалось функционированием многочисленных нормативных документов, издаваемых органами исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Созданная таким образом налоговая система РФ была нацелена на обеспечение фискальных интересов государства. Поэтому при её формировании исходили из политики максимальных налогов. Абсолютно неэффективной была действовавшая в то время система налогового администрирования.

Всё это потребовало кардинального изменения действовавшей налоговой системы РФ.

Принятие в 1998 г. и с 1 января 1999 г. вступление в действие первой части НК РФ, начало этап реформирования всей системы налогообложения.

1 января 2001 г. была принята вторая, специальная часть НК РФ.

Принципиальная направленность НК РФ – снижение налогового бремени путём его более равномерного распределения на всех налогоплательщиков.

На протяжении двухсот лет финансовая наука достаточно серьёзно исследовала вопрос о влиянии налогов на население и экономику в целом.

Исчисление налогового бремени осуществляется на макро и микро уровне. Макроуровень подразумевает исчисления тяжести налогообложения всей страны в целом. Микроуровень включает определение налоговой нагрузки на конкретные предприятия и на работника. Уровень налогового бремени населения зависит не только от величины налоговых изъятий, но и от уровня благосостояния населения.

Отмена неэффективных оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание, также способствовали общему снижению налогового бремени.

Для создания благоприятных налоговых условий  функционирования легальной экономики, законопослушных  налогоплательщиков необходимо, чтобы Налоговый кодекс РФ, после принятия его глав кардинально изменил ситуацию с реальным снижением налогового бремени для российских налогоплательщиков.


Список литературы

1.   Налоговый Кодекс Российской Федерации: часть 1 от 2 февраля 2006 г.

№ 19- ФЗ; часть 2 от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ, от 28 февраля 2006 г. № 28-ФЗ, от 13 марта 2006 г. № 39-ФЗ.

2.   Акчурина, Е. В. Оптимизация налогообложения: учебно-практическое пособие.- М.: ОСЬ-89, 2003.

3.   Алексеева, М. М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2003.

4.   Александров, И. М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: «Дашков и К», 2004.

5.   Аронов, А. В. Налоги и налогообложение. 2-е изд.-2004

6.   Брызгалин, А. В., Берник, В. Р., Головкин, А. Н., Брызгалин, В. В. Методы налоговой оптимизации. – М.: Аналитика-Пресс, 2004.

7.   Боброва, А. В., Головецкий, Н. Я., Организация и планирование налогового процесса.- изд. «Экзамен», 2005.

8.   Вылкова, Е., Романовский, М. Налоговое планирование. – СПб.: Питер,2004.

9.   Вылкова, Е., Романовский, М. Налоговое планирование.- М.: Юристъ,2005.

10.Дадашев, А. З., Кирина, Л. С. Налоговое планирование в организации. Учебно-практическое пособие. – М.: Книжный мир, 2004.

11.Джаарбеков, С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения.- М.:       МЦФЭР, 2002.

12. Дуканич, Л. В. Налоги и налогообложение.- Ростов-на-Дону: Феникс,2002.

13.Злобина, Л. А., Стажкова, М. М. Практика оптимизации налоговой нагрузки экономического субъекта: Учебное пособие для студентов.- М.: Академический проект,2004.

14.Евстигнеев, Е. Н., Налоги и налогообложение. 2-е изд.- Питер,2006

15.Евстигнеев, Е.Н. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство.- СПб.: Питер,2004.

16.Евстигнеев, Е.Н., Викторова, Н.Г., Харченко Г.П. Основы налогообложения и налогового законодательства.- СПб.: Питер, 2005.

17.Ковалёв, В. В., Ковалёв, Вит. В. Финансы предприятий: Учебник.- М.: ТК Велби, 2003.

18.Перов, А.В., Толкушкин, А. В. Налоги и налогообложение. – М, 2003

19.Поляк, Г.Б., Романова, А.Н. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДИАНА,2003.        

20.Романовский, М.В., Врублевская, О.В. Налогои и налогообложение.4-е изд.- СПБ.: Питер,2004.

21.Сердюков, А.Э., Вылкова, Е.С., Тарасевич, А.Л. Налоги и налогообложение: учебник для вузов.- Питер,2005

22.Сомоев, Р.Г. Общая теория налогов и налогообложения: Учебное пособие.- М.: ПРИОР,2005.

23.Тихонов, Д., Липник, Л. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков.- М.: Альпина Бизнес Букс,2004.

24.Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. 3-е изд., перераб. И доп.-М.: ИНФРА-М,2003.

25.Черник, Д.Г. и др. Налоги и налогообложение: Учебник.- М.:ИНФРА-М,2002

Приложение


Виды подакцизных товаров на 2006 г.

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка (в процентах или рублях и копейках за единицу измерения)

Этиловый спирт-сырец из всех видов сырья

21 руб.50 коп за 1 литр безводного этилового спирта

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин) и спиртосодержащая продукция

159 руб. 00 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта от 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин)

118 руб. 00 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением вин)

83 руб. 00 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Вина (за исключением натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих)

112 руб. 00 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Вина шампанские, игристые, шипучие, газированные

10 руб. 50 коп. за 1 литр

Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, шипучих)

2 руб. 20 коп. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно

0 руб.00 коп за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 и до 8,6 процента включительно

1 руб. 91 коп. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6 процента

6 руб. 85 коп. за 1 литр

Табачные изделия:


Табак трубочный

676 руб.00 коп за 1 кг

Табак курительный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции

277 руб.00 коп за 1 кг

Сигары

16 руб.35 коп за 1 штуку

Сигариллы

200 руб.оокоп за 1 000 штук

Сигареты с фильтром

78 руб.00 коп за 1 000 штук

Сигареты без фильтра, папиросы

35 руб.00 коп за 1 000 штук

Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 Квт (90 л. с.) включительно

0 руб. за 0,75 Квт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 Квт (90 л. с.) и до 112,5 Квт (150 л. с.) включительно

16 руб. 50 коп за 0,75 Квт (1 л. с)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 Квт (150 л. с.), мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 Квт (150 л. с.)

167 руб. за 0,75 Квт (1 л. с.)

Бензин автомобильный с октановым числом до "80" включительно

2 657 руб. 00 коп за 1 тонну

Бензин автомобильный с иными октановыми числами

3 629 руб.00 коп  за 1 тонну

Дизельное топливо

1 080 руб.00 коп  за 1 тонну

Масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

2 951 руб.00 коп  за 1 тонну

Прямогонный бензин

2 657 руб. 00 коп. за 1 тонну



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.