Процесс налогового планирования можно разделить на несколько этапов, которые не следует рассматривать как четкую и неизменную последовательность действий, позволяющих добиться минимизации налоговых обязательств. Большинство вопросов в планировании на любом этапе могут решаться одновременно.
К основным этапам налогового планирования относятся:
1) выбор месторасположения предприятия;
2) выбор места ведения хозяйственной деятельности;
3) выбор организационно-правовой формы;
4) выбор форм и методов ведения предпринимательской деятельности4
5) выбор форм и методов распределения активов и прибыли;
6) выбор форм системы налогообложения.
На первом этапе, как правило, принимается решение о выборе наиболее выгодного с налоговой точки зрения места нахождения, как самого предприятия, так и его руководящих органов, филиалов, представительств и дочерних компаний. При этом в первую очередь учитывается налоговый режим, предоставляемый местным законодательством.
Под налоговым режимом понимается совокупность налоговых обязательств плательщика, возникающих в связи с его местоположением, либо особенностями налогообложения получаемых доходов.
Также учитывается возможности безналогового перевода доходов (например, из одной страны в другую), условия предоставления налоговых кредитов, льгот и др. Так, целесообразно открывать предприятие в местности, где не установлены некоторые виды региональных налогов и сборов, где значительно ниже налоговые ставки и различные виды платежей (за воду, электроэнергию и т.п.).
На втором этапе выбирается оптимальное место ведения хозяйственной деятельности, т.к. предприятие или организация может находиться водном регионе, а осуществлять деятельность в другом, где предоставляются более широкие возможности, в том числе и получение более высоких доходов.
Основная задача третьего этапа налогового планирования состоит в выборе оптимальной для конкретных целей деятельности организационно-правовой формы юридического лица. Понятно, что налоговые обязательства предприятия определяются не только тем, в какой налоговой юрисдикции оно расположено или ведет предпринимательскую деятельность, но и налоговым режимом распределения получаемой им прибыли.
При этом можно выделить одну общую тенденцию: предприятие, несущее неограниченную имущественную ответственность по обязательствам перед своими кредиторами, как правило, связано незначительными налоговыми обязательствами (полное товарищество).
Сущность четвертого этапа налогового планирования состоит в максимально полном и правильном использовании налоговых преимуществ и льгот при текущей предпринимательской деятельности. К числу наиболее важных вопросов, решаемых на данном этапе, следует отнести планирование сделок, выбор форм оплаты труда и реализации социальной политики предприятия; правильное использование льгот по основным видам налогов, оперативное реагирование на изменение налогового законодательства и др.
Пятый этап налогового планирования – размещение наиболее рациональным способом активов и прибыли предприятия. Во многих случаях правильное размещение прибыли и капиталов предприятия, и выбор инвестиционной политики могут обеспечить налоговые льготы и даже возврат части уплаченных налогов. Например, в соответствии с действующим законодательством освобождаются от налогообложения дивиденды, реинвестируемые на техническое перевооружение предприятия, реконструкцию, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Как правило, освобождаются от налогообложения средства, вложенные в государственные ценные бумаги, а также доходы, полученные от них.
Шестой этап представляет собой выбор системы налогообложения. Этот этап присущ очень узкому кругу налогоплательщиков. Им представляется право выбора деятельности с переходом на упрощенную систему налогообложения или уплаты налогов и сборов в соответствии с общей системой налогообложения.
Так, упрощенная система дает возможность замены ряда налогов (например, для организаций – налог на прибыль, налог с продаж, налог на имущество и др.) уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Далее в работе будут представлены документы налоговой отчетности двух предприятий: ГОУ НПО ПУ-9 и частного торгового предприятия.
ГОУ НПО ПУ-9 – это государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 9, поэтому оно, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, пользуется льготами по многим налогам: налогу на имущество организации, налогу на прибыль организаций, транспортному налогу, налогу на добавленную стоимость.
Основные обязательные платежи, которые платит ПУ-9 – это единый социальный налог, расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, платежи по пенсионному страхованию.
Т.е. образовательным учреждениям предоставляется самый благоприятный налоговый режим.
Далее будут приведены два примера налогового планирования частными предпринимателями : один из них снимает в аренду три помещения, в которых открыты три магазина и столовая; второй имеет пекарню. Причина выбора для дипломной работы данных примеров основывается на некотором отличии налогообложения, которые и будут продемонстрированы ниже.
Первый предприниматель платит следующие налоги:
— единый налог на вмененный доход, т.к. площади его магазинов и столовой не превышают 150 м2 (согласно действующему положению о едином налоге на вмененный доход, принятому Городским советом народных депутатов от …….. (см. приложение). Расчет данного налога представлен документально в Налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
—обязательные платежи в фонд социального страхования в размере 0,2% от фонда заработной платы;
—обязательные платежи в Пенсионный фонд в размере 14% от фонда заработной платы. Кроме того, существует фиксированный платеж в этот фонд на самого предпринимателя в размере 300 рублей в страховую часть пенсионного обеспечения и 150 рублей в накопительную, которые осуществляются каждые 3 месяца, т.е. один раз в квартал.
На пекарне применяется упрощенная система налогообложения. Она может производиться двумя способами (дается на выбор предпринимателю).
Первый способ – рассчитывается валовой доход за отчетный период и платится 6% налога от данной суммы.
Второй способ – от суммы доходов вычитается сумма расходов, получается сумма чистой прибыли. В данном случае налог составит 15% от этой суммы.
В конце календарного года рассчитывается минимальный налог, составляющий 1% от суммы валового дохода, который необходимо уплатить частному предпринимателю. Но ему возвращают разницу между размером этого налога и теми платежами, которые он уже осуществил в рамках упрощенной системы налогообложения.
Данное предприятие – пекарня - выбрало второй способ упрощенной системы налогообложения.
Проведем сравнительные расчеты по первому и второму способам, чтобы показать целесообразность такого выбора (за первое полугодие 2006 года).
1 способ
2 способ
Налоговая база – валовой доход – равен 1651452 рублям
Ставка налога 6%
Сумма налогового платежа 99087,12 рублей
Налоговая база (чистая прибыль) равна разнице доходов и расходов, т.о.
1651452 – 1604687 = 46765 рублей
Налоговая ставка 15%
Сумма налогового платежа 7015 рублей…
Предположим, что валовая прибыль в конце года составит 1651452 × 2 = 3302904 рубля
Тогда 1% от этой суммы составит 33029,04 рубля. Следовательно, уплатив данную сумму в качестве минимального налога по окончании финансового года, предприятие получит 7015 рублей в качестве суммы единого налога к уменьшению налога за отчетный период, т.е. реально за год будет уплачено не 99087 рублей налогового сбора, а всего
33029 – 7015 = 26014 рублей (см. сборник «Главбух» №6 за 2004 г. стр. 13-15)
Выгода предприятия на лицо, тем более, что оно занимается собственной производственной деятельностью и несет значительные затраты на закупку сырья, оплату использованной электроэнергии и т.п.
Т.к. земля находится в собственности предпринимателя, то расчет суммы налога на землю производится следующим образом6 от кадастровой стоимости земельного участка (берется из кадастрового плана) рассчитывается определенная сумма в зависимости от ставки налога (см. приложение), которая делится на 4 квартала и выплачивается ежеквартально. В данном случае ставка налога равна 1,5% от кадастровой стоимости.
Таким образом, мы видим на лицо проведение достаточно грамотного налогового планирования руководителями обоих предприятий (несмотря на то, что у них отсутствуют налоговые льготы), что позволяет экономить средства на уменьшение налоговых платежей и вкладывать их либо в расширение бизнеса, либо на увеличение заработной платы сотрудников. Тем более, что применение таких схем налогообложения освобождает от некоторых налогов, таких как НДС и налог на имущество предприятий.
Процесс совершенствования налоговой системы бесконечен, так как каждый новый этап в развитии общества имеет свои приоритеты экономического развития, что требует адекватного решения проблем взаимодействия хозяйствующих субъектов с государством.
Какие задачи предполагается решить с помощью совершенствования налоговой политики Российской Федерации? В среднесрочной перспективе – это снижение налоговой нагрузки на экономику, упорядочивание государственных обязательств, концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, создание эффективной системы межбюджетных отношений и управление государственными финансами.
Налоговая реформа призвана снизить налоговое бремя налогоплательщиков, упростить налоговую систему, выровнять условия налогообложения и повысить качество налогового администрирования. Налогоплательщики должны быть защищены от произвола налоговых и таможенных инспекторов, в том числе с помощью эффективных судебных механизмов. В то же время должна быть ужесточена ответственность налогоплательщиков за неуплату налогов.
Совершенствование налоговой системы включает следующие основные направления:
—обеспечение стабильности налоговой системы;
—максимальное упрощение налоговой системы, изъятие из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование;
—ослабление налогового прессинга путем снижения налоговых ставок, обеспечение разумного уровня налоговых изъятий;
—оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов, при этом следует помнить, что в стране с развитой рыночной экономикой в последние годы предпочтение отдается прямым налогам, в то время как ориентация на косвенные налоги свидетельствует о неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов;
—усиление роли налогов за пользование природными ресурсами, имеющими устойчивую налогооблагаемую базу;
—приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов;
—максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью;
—развитие принципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов.
Но, прежде всего, нужно четко понимать, что совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочного экономического базиса и стабильных политических условий общественного развития. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.
России нужна такая налоговая система, которая являлась бы мощным импульсом подъема экономики страны.
1. Налоговый кодекс РФ (по состоянию на 1 марта 2005 г.) части 1 и 2
2. Федеральный закон «О первоочередных мерах бюджетной и налоговой политики» / «Российская газета», 31 декабря 1998 г
3. «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» / «Российская газета», 26.05.2004 года
4. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.05.2006 г «О бюджетной политике в 2007 году»
5. Черника Д.Г. «Налоги» Москва: «Финансы и статистика», 1995 г.
6. Романовский М.В., Врублевская О.В., Сабанти Б.М.
«Финансы» Москва6 «Перспектива», «Юрайт», 2000 г.
7. Толкушин А.В. «Налоги и налогообложение» (Энциклопедический словарь) Москва: «Юристъ», 2000 г.
8. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. «Экономика предприятия» Москва: «ЮНИТИ», 2001 г.
9. Разберг Б.А. «Основы экономики» Москва: «ИНФРА-М», 2003г.
10. Мальцев В.А. «Налоговое право» Москва: «Академия», 2004 г.
11 Грязнова А.Г. «Финансово-кредитный экономический словарь» Москва: «Финансы и статистика», 2004 г.
12 Моторин М.А. «Принципы и направления налоговой реформы в России» /
сборник «Все о налогах 2005 г.» № 4 – 2005 г.
13. Борисов А.Б. «Большой экономический словарь» Москва: «Книжный мир», 2006 г.
14. Аренд Р «Источники посткризисного экономического роста в России» /
Журнал «Вопросы экономики» № 1 – 2005 г.
15. Фадеева Н.Г. «О совершенствовании налоговой системы в России» /
Журнал «Социальные гуманитарные знания» № 2 – 2005 г.
16. Горегляд В.
«Бюджетная трехлетка (2006 – 2008) и экономическая политика государства» / Журнал «Вопросы экономики» № 8 – 2005 г.
17. Решение Свободненского городского Совета народных депутатов от 03.11.2005 г. № 80 «Об утверждении положения «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории г. Свободного».
18. Российский бизнес – газета 20 июня 2006 г. ст. «Казна будет делиться: в 2007 году налоговые льготы увеличатся».
19. ст. «Земельный налог по новым правилам» / газета «Налоговый путеводитель» № 1 – 2006г. / Издание Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Амурской области.
20. ст. «Как заполнить декларацию по «упрощенке» за 2003 год тем, кто платит минимальный налог» / журнал «Главбух» № 6 – 2004 г. (стр. 13 – 15).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9