Лица, производящие выплаты физ. лицам, определяют нал. базу отдельно по каждому физическому лицу с начала н. периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
Для нал-иков, относящихся ко второй категории, нал. база определяется как сумма доходов, полученных такими нал-иками за н. период от предпринимательской либо профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Состав расходов, принимаемых к вычету в целях нал-ия индивидуальных предпринимателей, определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов, установленных при исчислении налога на прибыль. При невозможности установления этих расходов применяются нормативные затраты в процентах к сумме начисленного дохода в соответствии с утвержденной таблицей (например, создание литературных произведений - 20%, музыкальных – 40%).
В налогооблагаемую базу не включаются:
– все виды установленных законодательством компенсационных выплат;
– все виды государственных пособий, которые регламентированы актами федерального законодательства, законодательными актами субъектов Российской Федерации либо решениями представительных органов местного самоуправления. Пособия в Российской Федерации являются одной из форм социальной помощи и определяются как регулярные или единовременные выплаты из средств социального страхования или средств бюджетов всех уровней. Кроме того, к государственным пособиям, выплачиваемым в соответствии с законодательством Российской федерации, относятся пособия, выплачиваемые за счет средств государственных социальных внебюджетных фондов и ассигнований в эти фонды из федерального бюджета, например, трудовые пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, пособие по безработице;
– единовременная материальная помощь, оказанная в связи со стихийными бедствиями или другими чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения материального ущерба, причиненного физ. лицам, а также лицам пострадавшим от террористических актов, членам семьи умершего работника;
– выплаты за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в 3 месяца и не превышают 10000руб. в год;
– суммы, выплачиваемые физ. лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность, которая избирается посредством прямых выборов по всем уровням власти;
– иные виды выплат в соответствии с перечнем, установленным, законодательством.
Льготы. От уплаты налога освобождаются:
1) организации - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III групп. Правомерность использования этой льготы подтверждается при представлении в составе расчета по авансовым платежам и налоговой декларации по единому социальному налогу списка работающих инвалидов (номера и даты выдачи справки учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности на каждого инвалида);
2) каждый работник общественных организаций инвалидов, организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, учреждений, созданных для достижения культурно-оздоровительных мероприятий и иной помощи инвалидам, если выплаты не превышают 100тыс. руб.
Ставки налога. Ставки налога определены законодательством и зависят от категории плательщика и величины выплат с начала года на каждого работника. Разработаны четыре регрессивные шкалы ЕСН. Так, для работодателей-организаций максимальная ставка ЕСН составляет 35,6% (по выплатам до 100000руб.), а минимальная - 2% (по выплатам свыше 600000руб.). Рассмотрим, как зависит величина ставки налога от категории плательщика.
Например, при выплате на каждого работника до 100000руб. ставки налога составляют:
– для работодателей-организаций (за исключением занятых в производстве сельскохозяйственной продукции), индивидуальных предпринимателей, физ. лиц, производящих выплаты наемным работникам, - 35,6% (в том числе в федеральный бюджет - 28%, ФСС РФ - 4%, в ФОМС - 3,6%);
– для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых (семейных) общин малочисленных народов Севера и крестьянских (фермерских) хозяйств, производящих выплаты наемным работникам, - 26,1% (в том числе в федеральный бюджет - 20,6%, ФСС РФ - 2,9%, в ФОМС - 2,6%);
– для нал-иков, не являющихся работодателями, но осуществляющих предпринимательскую деятельность (за исключением адвокатов, оказывающих в соответствии с действующим законодательством бесплатные услуги физ. лицам), - 13,2% (в том числе в федеральный бюджет – 9,6%, в ФОМС – 3,6%);
– для адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, - 10,6% (в том числе в федеральный бюджет - 7%, в ФОМС - 3,6%).
К выплатам работника, которые не превышают 100тыс. руб., для исчисления налога применяется максимальная ставка. Если доход работника превышает 100тыс. руб., то нал. ставка понижается. При этом необходимо соблюдать следующее условие: на момент уплаты авансовых платежей по ЕСН накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника должна составлять не менее 2500руб., умноженных на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде.
При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у нал-иков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у нал-иков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.
С 1 января 2005 г. снижен размер ставок единого социального налога:
– для работодателей-организаций (за исключением занятых в производстве сельскохозяйственной продукции), индивидуальных предпринимателей, физ. лиц, производящих выплаты наемным работникам, - 26% (в том числе в федеральный бюджет - 20%, в ФСС РФ - 3,2%, в ФОМС - 2,8%);
– для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых (семейных) общин малочисленных народов Севера и крестьянских (фермерских) хозяйств, производящих выплаты наемным работникам, - 20,0% (в том числе в федеральный бюджет - 15,8%, в ФСС РФ - 2,2%, в ФОМС - 2,0%);
– для нал-иков, не являющихся работодателями, но осуществляющих предпринимательскую деятельность (за исключением адвокатов, оказывающих в соответствии с действующим законодательством бесплатные услуги физ. лицам), - 10,0% (в том числе в федеральный бюджет - 7,3%, в ФОМС - 2,7%);
– для адвокатов - 8,0% (в том числе в федеральный бюджет - 5,3%, в ФОМС - 2,7%).
Кроме того, изменены минимальные и максимальные величины доходов разрядов, на которые подразделяется нал. база: до: 280тыс. руб., с 280001руб. до 600000руб. и свыше 600000руб.
Порядок исчисления и уплаты налога. Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
Сумма налога исчисляется нал-иком по каждому работнику отдельно и определяется как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки (отдельно в отношении каждого фонда). При условии выполнения требований для применения понижающих ставок производится расчет суммы налога в зависимости от того, к каким уровням регрессивной шкалы относится налогооблагаемая база, т.е.:
– до 100тыс. руб.;
– от 100001руб. до 300000руб.;
– от 300001руб. до 600000руб.;
– свыше 600000руб.
С 1 января 2003г. отменены особенности нал-ия единым социальным налогом выплат, производимых в пользу иностранных граждан, т.е. налогообложение данной категории граждан должно производиться в общеустановленном порядке. Это связано с введением в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключавших трудовой договор с работодателем. Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в российской Федерации, вне зависимости от того, начисляются ли выплаты в пользу иностранных, российских граждан, за границей или на территории России, обязаны уплачивать ЕСН. Обязанность по уплате налога исполняется в валюте российской Федерации. Иностранными организациями, а также физ. лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте. В случае если выплата заработной платы сотруднику - иностранному гражданину производится в иностранной валюте, а уплата налога производится в рублях, то следует использовать курс данной валюты на день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица.
Уплата налога. В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца нал-ик производит исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала н. периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Нал-ик уплачивает ежемесячные авансовые платежи в срок не позднее 15-го числа следующего месяца.
По окончании отчетного периода нал-ик представляет в налоговые органы по месту постановки на учет расчет по ЕСН не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Нал. декларация представляется не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Законодательством определены особенности уплаты авансовых платежей индивидуальными предпринимателями. Они уплачивают авансовые платежи в следующие сроки:
– за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
– за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
– за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20