Рефераты. МВФ: история создания и политико-правовой анализ

- обеспечение своевременности и достоверности финансовой информации;

- методы укрепления финансовых систем;

- контроль за движением капитала и деятельностью оффшорных зон;

- выбор режима валютных курсов;

- вовлечение частного сектора в предотвращение и урегулирование кризисов.

В настоящее время формирование новой международной финансовой архитектуры вступило в стадию практической реализации. При этом необходимо отметить заметный прогресс в ряде областей: в области повышения открытости информации, улучшения стандартов и повышении контрольной роли Фонда. Активизировалась деятельность по укреплению банковско-финансового сектора, улучшилось сотрудничество в этой области между МВФ и другими МФО в рамках Комитета по сотрудничеству в области финансового сектора (Financial Sector Liaison Committee, или FSLC).

В сотрудничестве с рядом институтов МВФ занимается тестированием «системы раннего предупреждения» кризисов для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, ведется разработка системы более точной оценки адекватности валютных резервов.

Специалисты Фонда пришли к выводу, что введение контроля за движением капитала не может заменить правильную макроэкономическую политику, хотя и позволяет выиграть время, необходимое для принятия антикризисных мер. При этом эффективность таких мер серьезно различается в разных странах в зависимости от режима валютных курсов, степени развития финансовых рынков, качества режима регулирования и административных возможностей властей по обеспечению выполнения принятых решений. Вместе с тем, страны, испытывающие серьезные макроэкономические трудности без перспектив исправления ситуации в обозримом будущем не могут приостановить отток капитала с помощью введения ограничений. В ряде случаев введение контроля уменьшало непосредственное давление на правительства, тормозило проведение реформ и приводило к усилению трудностей в других странах.

Таким образом, можно сказать, что стратегия МВФ в наши дни меняется и приобретает более взвешенный характер, учитывая интересы не только стран с развитой экономикой, но и развивающихся стран.



Заключение


Наш анализ показал, что Международный валютный фонд прошел сложный путь развития. Его появление как международного института было связано с необходимостью упорядочивания открытых мировых экономических отношений между государствами, создания международной денежной системы, которая бы обеспечила полную занятость и стабильность цен в послевоенное время, предоставила бы отдельным государствам возможность переживать периоды краткосрочных колебаний платежного баланса.

Однако далеко не всегда деятельность МВФ шла на пользу отдельным странам-членам Фонда. Результаты макроэкономических реформ в России и других странах с переходной экономикой не совпали с предсказаниями, которые делались в процессе составления программ и рекомендаций экспертов МВФ. Эти рекомендации подверглись критическому пересмотру и, в конечном счете, поставили под сомнение всю совокупность рекомендаций и требований Вашингтонского консенсуса.

Ситуация, сложившаяся в 90-х годах в России, позволяет сделать вывод, что свободное ценообразование, в целом осуществленное к 1997 г. и строгая бюджетная политика не являются мерами, достаточными для того, чтобы деньги стали унифицированным элементом системы обращения. Этот факт требует глубокого переосмысления всех «за» и «против» рассуждений об обязательности сокращения бюджетных расходов. Необходимо также отказаться от взгляда на денежную стоимость как причину дефицита и воспринимать ее лишь как один из факторов в системе рыночных отношений: только тогда можно будет адекватно оценивать экономические реалии.

Таким образом, подход МВФ к регулированию денежно-кредитной политики некоторых стран оптимальным признать никак нельзя. Для обеспечения работы рынков нужно нечто большее, чем только низкая инфляция; для этого требуются: действенное финансовое регулирование; политика, направленная на поддержание конкуренции; меры по стимулированию передачи технологий и усилению «прозрачности» рынков.

Многие проблемы, связанные с неадекватной реакцией Фонда на кризис, отсутствием эффективных рекомендаций по его урегулированию, явились следствием политизации и чрезмерной идеологизации МВФ. В политике МВФ акцент был смещен с поддержания стабильности мировой финансовой системы на приспособление ее к либеральной макроэкономической концепции.

МВФ не вправе глубоко вмешиваться во внутренние дела стран-членов, за исключением кризисных периодов, когда страна-член обращается к МВФ за содействием. Он вправе направлять специалистов и проводить консультации, но у него нет ни мандата, ни инструментов для вмешательства в обычное время. Его задача - управление кризисом, а не предупреждение кризиса.

Еще одна ключевая задача МВФ – разработать такой механизм регулирования, который максимально снижал бы финансовые риски на мировых валютных рынках. Что же касается вмешательства Фонда во внутренние дела государств – это недопустимо, поскольку, во-первых, это противоречит международному праву, а во-вторых, в силу того, что документами Фонда не предусмотрен механизм его ответственности за те рекомендации, в результате которых страна-член Фонда понесла значительные финансовые и социальные потери.








Список литературы


1.     Богуславский М. М. Практика применения принципа иммунитета государства и проблема законодательного регулирования // Международное частное право: современная практика: Сб. ст. / Под ред. М. М Богуславского и А. Г. Светланова. М., 2000.

2.     Будс Р. Б. Бреттон Вудская конференция объединенных наций в 1944 г. (К истории создания Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития) // Новая и новейшая история, 1992. № 2.

3.     «Вопросы экономики». 1998. № 8.

4.     Герчикова И. Международные экономические организации. – М., 2000.

5.     Голдман М.А. Приватизация в России: можно ли исправить допущенные ошибки? // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - № 4.

6.     Голдман М.А. Что нужно для создания в России нормальной рыночной экономики // Проблемы теории и практики управления.  - 1998. - № 2.

7.     Доклад о работе 1 Сессии специальной рабочей группы по сравнительному анализу опыта в области приватизации / Конф. ООН по торговле и развитию, Женева. - НьюЙорк: ООН, 1993.

8.     Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. М., 1999.

9.     Международное публичное право: Учебник/ Под ред. К. А. Бекяшева. М.,1998.

10. «Мировая экономика и международные отношения». 1996. № 5.

11. Моисеев С.Р. Международные валютно-кредитные отношения: Учеб. пос. – М.: Изд-во «Дело и сервис», 2003. – 576 с.

12. «Независимая газета» от 9.02.1999 г.

13.  Нешатаева Т. Н. О судебных иммунитетах // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1999. № 9.

14. «Новое время». 1995. № 28.

15. Ослунд А. Россия: Рождение рыночной экономики. - М.: Республика, 1996. - 430 с.

16. Поумер М. К пониманию переходной экономики // Экономическая наука современной России. - 1999. - № 2.

17. «Проблемы прогнозирования». 1994. № 4.

18. Реддавей П. Корни и последствия российского кризиса // Проблемы теории и практики управления. - М., 1999. - № 2.

19. Реформы глазами американских и российских ученых, С. 118.

20. Сайт Международного валютного фонда - #"#">#"_Toc118906063">Приложение 1


Источник: Материалы сайта Международного валютного фонда - #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Сидоров А. А. Трудный путь в Бреттон Вудс: Соединенные Штаты и создание международной валютной системы. // США и внешний мир. Материалы IV научной конференции ассоциации изучения США. М., 1997. С. 36.

[2] Gardner R. Sterling-Dollar Diplomacy in Current Perspective. New York, 1980. P. 13-14.

[3] The Bretton Woods Proposals. Washington, 1945. P. 21.

[4] Ibid. P. 34-37.

[5] Eckes A. A. A Search for Solvency. London, 1977. Р.44.

[6] Fossedal G. A. Our Finest Hour: Will Clayton, the Marshall Plan, and the Triumph of Democracy. Stanford, 1993. P. 141.

[7] Будс Р. Б. Бреттон Вудская конференция объединенных наций в 1944 г. (К истории создания Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития) // Новая и новейшая история, 1992. № 2. С. 33.

[8] Трахтенберг И. Проекты международных валютных соглашений // Мировое хозяйство и международная политика. 1944. № 1. С. 40.

[9] Семенов К.А. Международные экономические отношения: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 544 с.; С.425.

[10] Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. М., 1999. С. 313-314; Международное публичное право: Учебник/ Под ред. К. А. Бекяшева. М.,1998. С. 239-240.

[11] Герчикова И. Международные экономические организации. – М., 2000, С.115.

[12] Богуславский М. М. Практика применения принципа иммунитета государства и проблема законодательного регулирования // Международное частное право: современная практика: Сб. ст. / Под ред. М. М Богуславского и А. Г. Светланова. М., 2000. С. 213, 233.

[13] Нешатаева Т. Н. О судебных иммунитетах // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1999. № 9. С. 57.

[14] Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. С. 313.

[15] С поправкой, вступившей в силу 28 июля 1969 года в результате изменений, утвержденных резолюцией Совета управляющих N 23-5 от 31 мая 1968 года; с поправкой, вступившей в силу 1 апреля 1978 года в результате изменений, утвержденных резолюцией Совета управляющих N 31-4 от 30 апреля 1976 года; с поправкой, вступившей в силу 11 ноября 1992 года в результате изменений, утвержденных резолюцией Совета управляющих N 45-3 от 28 июня 1990 года.

[16] Сайт Международного валютного фонда - #"#_ftnref17" name="_ftn17" title="">[17] Моисеев С.Р. Международные валютно-кредитные отношения: Учеб. пос. – М.: Изд-во «Дело и сервис», 2003. – 576 с.; С.324-325.

[18] Там же. С.326.

[19] Там же. С. 326-327.

[20] Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. /Предисловие Г.Ю.Семигина Национальный общественно-научный фонд. М.: Изд. "Мысль", 2003. 302 с.; С. 33-34.

[21] Там же. С.72.

[22] Там же. С.75.

[23] Реформы глазами американских и российских ученых, С. 118.

[24] Эрхард Л. Цель - рыночное хозяйство. - М., 1995. С. 416-417.

[25] «Мировая экономика и международные отношения». 1996. № 5. С. 70.

[26] «Вопросы экономики». 1998. № 8. С. 9.

[27] «Независимая газета» от 9.02.1999 г.

[28] Gould-Davis N., Woods N. Russia and the IMF // International Affairs. 1999. Vol.75. # 1. P.3-4.

[29] Данные еженедельника «Итоги» 2000. 17 октября.

[30] Ellman M., Scharrenborg R. The Russian Financial Panic and the IMF // Problems of Post-Communism. 1998. Vol. 45. # 5. P.20.

[31] Ослунд А. Россия: Рождение рыночной экономики. - М.: Республика, 1996. - 430 с.

[32] См.: «Проблемы прогнозирования». 1994. № 4.

[33] См.: «Новое время». 1995. № 28. С. 24.

[34] Эффективная стратегия переходного периода: уроки экономической теории обновления: (Докл. амер. экспертов) / Эмсден Э., Интрилигейтор М., Макинтайр Р., Тэйлор Л. // Проблемы теории и практики управления - М., 1996. - N 2. - С. 30-36; N 3. - С. 20-25.

[35] Фридмен М. Четыре шага к свободе. // «Независимая газета» от 4.12.1998 г.

[36] Голдман М.А. Что нужно для создания в России нормальной рыночной экономики // Пробл. теории и практики упр. - М., 1998. - № 2. - с.19-24; С.24.

[37] Эффективная стратегия переходного периода: уроки экономической теории обновления:  (Докл. амер. экспертов) / Эмсден Э., Интрилигейтор М., Макинтайр Р., Тэйлор Л., С.32.

[38] Реддавей П. Корни и последствия российского кризиса // Проблемы теории и практики управления. - М., 1999. - № 2. - С. 24-27; С. 25.

[39] Доклад о работе 1 Сессии специальной рабочей группы по сравнительному анализу опыта в области приватизации / Конф. ООН по торговле и развитию, Женева. - НьюЙорк: ООН, 1993. - 17 с.; С.7.

[40] Поумер М. К пониманию переходной экономики // Экономическая наука современной России. - 1999. - № 2. - С. 59-77; С. 60.

[41] Стиглиц Дж. Куда ведут реформы? // Вопросы экономики. - 1999. - № 7. - с. 4-30; С.6-8.

[42] Стиглиц Дж.  Многообразнее инструменты, шире цели: Движение к «постВашингтонскому консенсусу» // Вопросы экономики. - М., 1998, № 8. - С. 4-34; С. 31.

[43] См.: «Независимая газета» от 30.01.1999 г.

[44] Голдман М.А. Приватизация в России: можно ли исправить допущенные ошибки? // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - № 4. - С. 22-27; С. 24.

[45] Голдман М.А. Что нужно для создания в России нормальной рыночной экономики // Проблемы теории и практики управления.  - 1998. - № 2. - С.19-24; С.20.

[46] Стиглиц Дж., Эллерман Д. Мосты через пропасть: макро- и микростратегии для России // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - № 4. - С. 8-15; С.3.

[47] Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. С. 135.

[48] Akira Uegaki. Russia in World Capitalist Economy // Abstracts of the VI ICCEES World Congress, Tampere, Finland, 29 July - 3 August 2000. С.444.

[49] http://supernew.ej.ru/102/russia/dollar/index.html.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.