Рефераты. Мордва

В настоящее время традиционная обста­новка мордовской избы почти полностью исчезла. Современные избы часто разгорожены на несколько комнат, к ним пристраивается веранда с крыльцом на улицу. Много строится кирпичных домов. Кровель­ным материалом стали шифер, железо, реже щепа, тёс.



4. Традиционная одежда.


Традиционный костюм мордвы, особенно женский, очень самобытен и красочен. Будучи в основе своей единым, он подразделяет­ся, прежде всего, на эрзянский и мокшанский подтипы, которые, в свою оче­редь, включают не менее полутора десятка  разновидностей.  Расцветка мордовской вышивки включает чёрный цвет с синим оттенком и тёмно-красный как основные тона, жёлтый и зелёный для расцвечивания узора.

Женскую рубашку носсили с поясом или специальным сложным набедренным украшением (пулай, пулагай, пулакш). Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости. Особенно богато украшался ракови­нами каури, цепочками, медными пуго­вицами, бляшками, снизками разно­цветного бисера праздничный пулай. Встречающийся только у эрзи, пулай, видимо, являлся реликтом какой-то чрезвычайно архаичной формы женской поясной   одежды,   превратившейся позднее в украшение.

Декоративным центром нагрудных украшений является застёжка, к-рая закалывает ворот рубахи (сюлгам, сюл-гамо). Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником кргань-пирьф (у мокши). К бисерному нагруд­нику прикрепляется сетка из мелких разноцветных бусин, шерстяных кисто­чек и монет, более кр. из к-рых распола­гаются ближе к шее, а мелкие — на периферийной части украшения.

Украшения — серьги, браслеты, перс­тни, кольца изготовлялись из меди и её сплавов, реже из золота и его сплавов, из сплава золота с серебром.

Для эрзянок типичны были высокие головные уборы на твёрдой основе с длинной, спускавшейся на спину лопа­стью из холста, вышитой и украшенной блёстками, а для мокшанок — двурогие головные уборы, тюрбанообразные повязки. Причёски замужних мокшанок представляли собой два закрученных на висках пучка волос, которые также похо­дили на рога. На уши надевали серьги с подвеской — серебряной монетой, бусинкой или в виде шариков из гуси­ного пуха.

Кожаные сапожки мордовок имели наглухо закреплённые сборы и острые носы, верх их обшивался красным сафь­яном. Повседневной обувью служили, как правило, лыковые лапти. Мокшанки носят и теперь полосатые наколенники с геометрическим орнаментом, вязанные из шерсти.

Традиционный костюм сохранился в насто­ящее время в разной степени у мокши и эрзи. Если мокшанки ещё довольно часто надевают его, имеют как буднич­ные, так и праздничные варианты оде­жды, то эрзянки наряжаются в него гораздо реже, лишь по тем или иным праздникам, на концерты художественной самоде­ятельности. Свахи надевают его на свадьбу, а некоторые пожилые женщины берегут в качестве посмертной одежды.

Элементы мордовского народного костюма продол­жают сохраняться и развиваться в твор­честве мордовских модельеров.



5. Мордовская национальная кухня.


Традиционная пища состояла в основном из про­дуктов земледелия: кислый хлеб, выпе­ченный в горячей печи на капустных листьях, жидкие каши из проса, чечеви­цы, гороха, заправленные конопляным маслом, пшенные блины, которые выпека­ются очень толстыми, пироги с различ­ной начинкой.

На зиму сушат грибы для супов, ква­сят капусту, мочат яблоки. Широко известны соление свиного сала и копче­ние ветчины, как в дыму костра, так и над банной печкой. Мясо чаще всего употребляется в варёном виде, в супе. В летнее время делают окрошку с домаш­ним кислым квасом. Повсеместно, в особенности по праздникам, делают пель­мени. Употребляют молоко и молочные продукты, особенно творог. Из снятого кипяченого или топлёного молока, охлаждённого до температуры парного, готовят кислое молоко, добавляя для закваски старую простоквашу. Выдер­жав в тёплом месте до загустения, его выносят в погреб. Разбавленное водой, оно хорошо утоляет жажду. Со второй пол. 19 в. в пищевой рацион вошёл кар­тофель, названный М. «земляным ябло­ком» — модамарь.

Напитки — квас, кислое молоко, берёзовый сок. В качестве хмельных напитков выступали пуре, изготовлен­ное из мёда, и поза. Её делали из ржаной муки или сахарной свёклы.

У мордвы имелось немало традиционных обычаев и обрядов, которые сопровождались при­уроченными к ним кушаньями. На кре­стины варили молочную пшённую кашу, считавшуюся, подобно яйцам, символом плодородия. Каждый участник крестин, отведав её, поздравлял родителей с прибавлением в семье и выражал поже­лание   новорождённому   прожить столько лет, сколько крупинок каши в горшке. К свадьбе пекли главный пирог — лукш из кислого ржаного теста или пшеничной муки с начинкой в 7—12 слоев.

Кроме того, пекли пироги «груди молодушки» с начинкой из творога, сопровождавшие специальное моление в доме жениха, во время которого просили верховного бога Нишке (Шкай), чтобы молодушка имела в грудях много молока и чтобы родила семеро сыновей и столько же дочерей. «Хлеб здоровья» (шумбра кши) брали с собой сваты и клали на стол в доме невесты, начиная обряд сватовства; «хлеб здоровья» помещали на дно большой долблёной кадушки с крышкой (парь), куда уклады­валось имущество невесты (приданое) перед отправкой её в дом жениха.


6. Народное творчество.


Народное творчество мордвы многообразно: ювелирное искусство, вышивка, узор­ное ткачество, шитьё бисером, художественная обработка дерева, хореография, устное поэтическое и музыкальное искусство, сказки, посло­вицы и поговорки, загадки.

Древние ювелиры владели приёмами обработки металла, в ряду которых осо­бенно часто применялись литьё, пайка, расплющивание металлических листов, штамповка, чеканка, ковка; хорошо знали способы орнаментации ювелир­ных изделий (инкрустацию, эмалиров­ку, зернь и др.).

В древности обработкой металла, как и прядением, ткачеством, вышивкой, бисерным шитьём и лепкой глиняной посуды, занимались женщины, и только с первых веков 2-го тыс. н.э. кузнечное и ювелирное дело полностью стано­вится мужским занятием.

Старинная мордовская вышивка украшала в основном народную одежду, особенно праз­дничную. Она по своему виду напоми­нает ковёр, ибо благодаря плотно поло­женным стежкам фон холста почти не просвечивает, выполнялась в основном шер­стяными нитками, которые пряли сами мордовки из овечьей шерсти и краси­ли их, пользуясь растительными кра­сителями, дававшими ниткам глубокие тона.

Декоративная резьба по дереву — традиционный вид художественного творчества мужчин, наносивших орнаменты на фронтоны изб, пари — свадебные сундуки, долбив­шиеся из толстых липовых брёвен, наличники, ткацкие станы, прялки и др. утварь. Народные традиции резьбы по дереву отразились в творчестве мордовского скуль­птора С.Д. Нефедова — Эрьзя (1876— 1959); в с. Подлесная Тавла Кочкуровского района Мордовии открыта художественная школа резьбы по дереву, руководимая народным умельцем заслуженным работником куль­туры РФ Н.И. Мастиным.

Музыкальному творчеству мордвы присущи разви­тые как коллективные, так и индиви­дуальные традиции. Первые больше проявлялись в исполнении необрядо­вых песен (эпических, лирических, хороводных), вторые — в песнях свахи, в свадебных, погребальных и поминальных плачах, колыбельных песнях. Мордва создала пора­зительное по красоте и стройности искусство многоголосного хорового пения — уникальное не только среди финно-угров, но и в мировой музыкальной куль­туре. Оно успешно развивается современными ансамблями — «Умарина», «Келу», «Литова», «Вастома», рядом народных фольклорно-этнографических коллективов, среди которых особенную популярность завоевали Старо-Теризморгский и Кочетовский хоры.

Из музыкальных инструментов наиболее попу­лярными были нюди, нудей — двойной кларнет из двух скреплённых по бокам полых тростниковых трубок одинако­вого или разного размера, длиной от 17 до 20 см, фам (мокш.), пувама (эрз.) — волынки двух видов, различавшиеся по материалу, из которого изготовлялись, и количеству трубок (воздушный резер­вуар волынок первого вида изготов­лялся из шкуры телёнка, а второго — из бычьего, коровьего или свиного пузы­ря), на которых исполнялись ритуальные плясовые наигрыши и инструменталь­ные сопровождения к ритуальным пес­ням на молянах, на празднике «рожде­ственского дома» и свадьбе, пастушьи песни, а также бытовые плясовые наиг­рыши. Видными деятелями национальной куль­туры мордвы 20 в. были народная сказительница Ф.И. Беззубова, композитор Л.П. Кирюков, певец И.М. Яушев, филолог А.П. Рябов, этнограф М.Т. Маркелов, педагог Ф.Ф. Советкин, писатели П.С. Кириллов, Я.М. Пинясов, литературо­вед Н.И. Черапкин.



7. Духовная культура.


Верующие мордва – православные. Но в духовной культуре заметны черты и древнего язычества. В дохристианских религиозных верованиях мордвы обращает на себя внимание большое количество женских божеств. Названия их обычно состоят из двух слов, т. е. двуосновные: божество леса (вирь) — Вирь-ава (ава — женщина, мать), воды (ведь) — Ведь-ава, земли (мода) — Мода-ава, ветра (варма) — Варма-ава, огня (тол) — Тол-ава, дома (кудо) — Кудо-ава и т. п. Наряду   с   божествами-женщинами встречаются и божества в мужском образе: Вирь-атя (атя — старик, мужчина), Ведь-атя, Мода-атя, Варма-атя, Тол-атя, Кудо-атя и др., считавшиеся мужьями женских божеств.

Считалось, что боги могут наделать много бед и неприятностей, если во­время не умилостивить, не задобрить их, поэтому в честь божеств на предпо­лагаемых местах их обитания, т. е. в лесах, на полях, у рек, в жилищах, хозяйственных постройках,  устраивались  моления (озкст), на которых произносились моли­твы (озномат) и совершались жертво­приношения.

Каждый праздник сопровождался целенаправленным молением, с испол­нением того или иного комплекса маги­ческих обрядов. Моленья могли быть общественными, т.е. устраивались всем селом, когда имелись в виду интересы всей сельской общины (первый выгон скота, начало пахоты, сева, уборки урожая и т.п.), и семейными, когда имелись в виду интересы отдельной семьи. В одних молениях участвовали только мужчины, в др. — только женщины, в третьих — те и дру­гие вместе. Семейные моления соверша­лись старшими в доме, чаще хозяйкой дома, а на общественных молениях для совершения обрядов и произнесения молитв каждый раз выбирались особые старики и старухи — инятят и иньбабат (от ине — великий, великая, атя — ста­рик, баба — бабушка). При произнесе­нии молитв обращались на восток. Для дохристианских верований и обрядов мордвы не было характерно поклонение идолам.

Верховный бог в дохристианских верованиях мордвы именовался Шкай, Нишке. В связи с христианизацией название это было пере­несено на христианского бога. Хотя мордва счи­тается наиболее христианизированным народом Поволжья, она до сих пор сохранила в своих верованиях некоторые остатки «язычества», часть из которых синкретизировалась с православием. В 1991 в Мордовии открылась Саранская и Мордовская епархия Русской право­славной церкви. В этом же году состо­ялась регистрация небольшой общины Мокшэрзянской евангелической (люте­ранской) протестантской церкви, веду­щей богослужение на мордовских языках.




Заключение.


В заключении рассказа об одном из крупнейших народов России – мордве, хотелось бы сказать о возрождении в последнее время культуры мордвы. Интерес к своим традициям и обычаям проявляют не только профессионалы, но и обычные люди. Республика Мордовия, где проживает основное население  мордвы, является одним из крупных культурных центров не только Поволжья, но и всей Российской Федерации.



































Литература.



1.    Все о Мордовии. Саранск. 1998. С. 68.

2.    Народы России. Энциклопедия. М. 1994.

3.    Этнология. Народы России: история и современное положение. Под ред. Мастюгина Т.М., Перепелкина Л.С.    М. 1997.


[1]  Все о Мордовии. Саранск. 1998. С. 68.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.