Рефераты. Мораль как вид культуры

   В любом обществе ив любой социальной сфере мораль имеет характерные черты. Во-первых , это выработанные ходом исторического развития представления о добре и зле, долге, совести , справедливости. Они реализуются и поддерживаются общественными оценками, обобщением или порицанием, воплощаются в неписанные нормы и правила, существующие на обыденном уровне. Во-вторых, нравственность – реальные нравы и поступки людей, которые могут как совпадать с представлениями о добре и зле, так и отличаться от них. В-третьих, этикет – манеры поведения людей. Кроме того, в обществе существует философское осмысление поведения человека через категории этики – учения о морали, как один  из видов  общественного сознания, ее сущности законов ее исторического развития и роли в общественной жизни.

   Все стороны морали, нравственной культуры реализуются в поведении людей, в тех поступках, которые они совершают. И здесь стоит отличать воспитания, привычку соблюдать нормы отношений в обществе, этикет и т. п. от нравственной установки человека, связанной с самым глубинным смыслом каждой категории.

   Моральные отношения никогда не были неизменными, раз и навсегда данными. Они возникали по мере необходимости, вбирали в себя эту необходимость, на протяжении тысячелетий пополнялись все новыми и новыми правилами. Каждое новое поколение, приходя в этот мир, уже застает определенный уровень развития морали. Вся система отношений между людьми приобщает его к этому уровню, прежде всего передавая существующие в обществе представления о добре и зле, должном и не приемлемом, чести и бесчестье. Эта система отражена в повседневной жизни и поведении людей. Меняется образ жизни – меняется и представление о моральных мотивах и способах их реализации. Система морали очень динамична. Моральные нормы постоянно укрепляются, расшатываются, видоизменяются, отмирают.

   Одновременно со становлением новых моральных принципов появились и способы имитировать желательные для общества или только одного сословия формы отношений. С развитием морали возникает этикет (от фр. etiquette  « ярлык, этикетка ») – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Как правило, это сложная система детально проработанных правил учтивости с четкой классификацией обхождения с представлениями разных классов и сословий, должностными лицами в зависимости от их ранга и положения, а так же в различных кругах (дипломатический этикет, придворный этикет). В тоже время за строгим соблюдением этикета может скрываться недоброжелательное и неуважительное отношение к людям. Он часто является узаконенной формой лицемерия в отношениях между людьми. Наиболее отвратительным как раз является противоречия между хорошими манерами и недоброжелательностью человека по отношению к другим людям в обществе.

   Одновременно с этим человечество выработало и некоторые универсальные принципы должного отношения между людьми, как, например, известное с древности « золотое правило » морали: не делай другому  человеку того, чего не хочешь, чтобы делали тебе.

   Таким образом, мораль включает в себя основные принципы существования человека среди людей, нормы и правила, в которых эти принципы существуют. С развитием и усложнением отношений, с появлением социальных групп, ведущих различный образ жизни, складывается и сословная мораль. Она проявляет себя как в системе своих императивов, так и в манере  поведения, в этикете. Этикет же выступает как своеобразная оболочка морали.

  Мораль не существует в обществе сама по себе – она взаимосвязана с другими культурными феноменами, являясь всепроникающей формой духовной культуры, поскольку без нее любая деятельность человека и общества станет саморазрушительной. Особенно глубоко мораль связанна с искусством  и религией, столь же древними видами культуры.

                            Золотое правило морали.

   Чтобы глубже показать взаимосвязь морали с культурой человечества, в этом разделе будет рассказано о золотом правиле морали.

   В середине первого тысячелетия до н.э. родилось так называемое золотое правило нравственности. Оно знаменовало важный поворот в духовном развитии человека. Смысл этого правила состоит в том, чтобы каждый человек, обдумывая свои поступки, не совершал таких действий, которые нежелательны по отношению к самому себе. Скажем, если он не хочет, чтобы его убили, он не убивает сам. Чтобы проверить, хороша ли нравственная норма, ее надо сначала испытать на себе. Чего не любишь

 в другом человеке, не делай этого сам. Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой.

   Весьма любопытно, что золотое правило (такое название оно получило в XVIII в.) родилось одновременно и независимо в различных культурах. Став признанной нормой, золотое правило вошло не только в повседневную жизнь и культуру, но и позже и в философию, в общественное сознание в целом. В конечном итоге из золотого правила и вытекает понятие отношений норм морали и норм права.

                Отношения норм морали и норм права.

   Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представление о том, как им следует поступать, в каком направлении направлять свои усилия. При отсутствии такого представления нельзя добиться согласованных действий. Таким образом, человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют культурными нормами. В возникновении последних большую роль играют традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи и способы складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

   Так нормы нравственности возникают в самой практике массового взаимного общения людей. Моральные нормы воспитываются ежедневно силой привычки, общественного мнения, оценок близких людей. Уже маленький ребенок по реакции взрослых членов семьи определяет границы того, что «можно», а что «нельзя». Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы поведение ( как описанные в словесной форме, так и в виде образцов поведения ).Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных институтов. Огромную роль в передаче духовного опыта от поколения к поколению играет система образования. Индивид, вступающий в жизнь, усваивает не только знания, но также принципы, нормы поведения и восприятия, понимания и отношения к окружающей действительности.

   Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те трансформации, которые претерпевает общество при совместной деятельности людей. В результате некоторые нормы перестают соответствовать удовлетворению потребностей членов общества, становятся неудобными или бесполезными. Более того, устаревшие нормы служат тормозом  дальнейшего развития человеческих отношений, синонимом рутины и косности. Если в обществе или в какой либо группе появляются подобные нормы, люди стремятся их изменить, чтобы привести в соответствие с изменившимися условиями жизни. Преобразование культурных норм происходит по-разному. Если некоторые из них ( напр. нормы этикета, повседневного поведения ) могут быть преобразованы относительно легко, то нормы, которые направляют наиболее значимыми для общества сферами человеческой деятельности ( напр., государственные законы, религиозные традиции и т.д. ), изменить крайне сложно и принятие их в измененном виде членами общества может протекать крайне болезненно.

   Различные социальные группы и общество в целом постепенно формируют набор «работоспособных» образцов поведения, позволяющих их членам наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом. Насчитываются тысячи общепринятых образцов поведения. Всякий раз из огромного числа вариантов возможного поведения выбираются самые «работоспособные» и удобные. Путем проб и ошибок, в результате влияния со стороны других групп и окружающей действительности социальная общность выбирает один или несколько вариантов поведения, повторяет, закрепляет их и принимает для удовлетворения отдельных потребностей в повседневной жизни. На основе успешного опыта такие варианты поведения становятся способами жизни народа, повседневной, обыденной культурой, или обычаями. Таким образом, обычаи – это просто привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности.

   Можно выделить два типа обычаев: образцы поведения, которым следуют как примеру хорошим манер и вежливости, и образцы поведения, которым мы должны следовать, ибо они считаются существенными для благополучия группы или общества и их нарушение крайне нежелательно. Такие идеи относительно того, что должно совершать, а что не должно, которые соединены с определенными общественными  способами существования индивидов, называются нравственными нормами, или нравами. Следовательно, нравственные нормы – это идеи о правильном  и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят различные приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно, через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается  система санкций. Процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности, называется институционализацией. Без институционализации, без социальных институтов, не одно современное общество существовать не может. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.

   В то время как нравственные нормы базируются в основном на моральных запретах и разрешениях, существует сильная тенденция их объединения и реорганизации в законы. Люди подчиняются нравственным нормам автоматически или считая, что поступают правильно. При такой форме подчинения у некоторых возникает искушение нарушить нравственные нормы. Подобных индивидов можно подчинить существующим нормам угрозой узаконенного наказания. Следовательно, закон – это усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами ( милиция, суд и т.д.)

                                         

                                             Важнейшие категории морали.

   Чтобы лучше понять понятие морали в отношении к культуре, мы должны коротко рассмотреть понятие добра и зла.

   Добро и зло – важнейшие категории морали. Добро – это основная моральная ценность, нравственная ценность сама по себе. Зло – противоположность добру. От понимания зла зависит и определение добра. Многие культурологи искали ответы на вопросы,  каким образом зло пришло в мир, можно и следует ли его устранить, играет ли зло какую – либо роль, а если играет, то какую?

   Представители этической философии полагают, что личность не является ни доброй, ни злой. Человеческая природа такова, что человек одинаково способен и на добро и на зло. В рамках этого направления философской мысли этически ценным (добрым) признается поступок такого человека, который предпочитает злу добро в любой конкретной ситуации, но непременно по свободному выбору.

   Поразмыслив над этими суждениями, Л.Н.Толстой, утверждал, что выше благо в жизни это сама жизнь.

   Однако именно ценность жизни в минувшем столетии оказалась малозначимой. По всему миру полыхали и полыхают нескончаемые военные конфликты, и все новые и новые жертвы, счет которым уже, потерян.

 

                                

Заключение.

   Рассматривая такие категории, как культура и мораль, мы смогли определить, что данные категории очень тесно связанны, и они не могут существовать раздельно. Но при этом все-таки, я хотел сделать вывод о морали, как  о составной и неотъемлемом части культуры. Мораль в большей степени существует как часть культуры, или лучше сказать как ее вид. Без развития этих дисциплин  невозможно не только развитие и улучшение жизни, но и продолжение как таковой, в рамках закона и порядка.

                      Список используемой литературы:

1.                  Мир культуры / основы культурологии. А.Н. Быстрова ,Из. ЮКЭА, Москва, 2002 г.

2.                  Поговорим о этикете.  В. Трофименко, А.Волгин , Из. Московская правда, Москва, 1991 г.

3.                   Культурология / курс лекций. П.С.Гуревич, Из. Москва, Москва, 2003 г.

4.                  Рефераты по культурологии.  Руденко, Из. Дашков и К, Москва, 2002 г.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.