В конце XV века, во времена правления Ивана Грозного, Москва из главного города одного из многочисленных государств превратилась в столицу новосозданного, огромного и сильного государства. «Лицом» этого государства, резиденцией митрополита Московского и самого великого князя призван был стать Кремль. Старая крепость, напоминавшая своим внешним видом о первых московских князьях, мало подходила для приёма в ней послов иностранных государств. Крепостная стена с заплатами на местах проломов; небольшие обветшалые соборы, своды которых нуждались в подпорках; тёмные хоромы великого князя – всё это в своей совокупности выглядело удручающе и, безусловно, нуждалось в ремонте и реконструкции, которая началась в 1472г. с возведения Успенского собора – главного храма Москвы. Белоснежный собор (напоминавший храмы Владимиро-Суздальской Руси) имел высокие гладкие стены, расчленённые на широкие вертикальные лопатки и украшенные поясом из небольших колонок и арочек. И снаружи и изнутри он выглядел как единый монолит. Узкие щелевидные окна располагались в два яруса. Входы в собор были обрамлены живописными порталами. К его восточной стороне, в соответствии с канонами устройства православного храма, примыкали 5 алтарных аспид. Венчали стены полукружия закомар, над которыми возвышалось мощное пятиглавие. Храмовые своды опирались на 6 стройных столбов (2 квадратных у входа в алтарь и 4 круглых). Все нововозведённые здания стояли на тех же местах, где и прежние, сохранив при себе свои исконные названия. Отстроенный заново, с учётом возросшей силы огневого боя, Кремль, получил нынешние размеры и превратился в первоклассную крепость, архитектура которой ярко отражала всю мощь Русского государства и отличалась своей красотой.
Несмотря на присущую тем временам строгость и крепостной характер архитектуры, Московский Кремль был достаточно изящным сооружением. Как и все русские кремли, он был застроен жилыми зданиями (дворами бояр). На Соборной площади, возвышаясь над другими зданиями, находилась центральная группа монументальных сооружений. В архитектурном ансамбле Кремля господствует мощная башня-колокольня «Иван Великий» - центральное высотное сооружение, выражавшее своим архитектурным образом величие государства. Эта колокольня представляла собой высокий стройный столп из двух поставленных один на другой восьмигранников и венчающей их главы. Грани были усиленны широкими лопатками. Каждый ярус завершался арочными проёмами, сквозь которые хорошо были видны колокола. Впоследствии, к колокольне были пристроены добавочные звонницы. Это никоем образом не ухудшило внешний вид башни, а лишь придало ей особую торжественность. Храм-колокольня Ивана Великого, господствовавший не только не только над Кремлем, но и над всей Москвой, стал традиционным образцом для подобных высотных доминант и в других русских городах
Церковь Ризположения и Архангельский собор продолжают своей архитектурой традицию русских соборов и одновременно являют первый пример переработки классических ордеров. Высокий подклёт и обилие вертикальных линий в убранстве церкви Ризположения придаёт ей особую стройность. В какой-то мере она напоминает первоначальный облик Благовещенского собора, за тем лишь исключением, что является достаточно небольшой и одноглавой. Широкие лопатки делят строение на 3 части, причём центральная - намного выше и шире боковых. Ощущение устремлённости здания к небу подчёркивают килевидные закомары. По стенам тянется живописный фриз из орнамента и балясинок. Апсиды украшены тонкими полуколонками и арочками, килевидными, как и закомары, что усиливает чувство взлёта.
Мощный шестистолпный, пятиглавый Архангельский собор по своей конструкции и архитектуре являет пример традиционно русского храма, однако внешнее убранство собора выполнено на итальянский лад. Закомары храма украшены белокаменными раковинами, фасады – пилястрами с капителями (заменяющими лопатки), карнизами и высоким цоколем. С разных сторон собор украшен резными порталами в стиле итальянского возрождения (с север и запад), пристроенными галереями (юг, север, запад) и меньшими по размеру церквями. Снаружи стены собора делятся на два яруса горизонтальным поясом, что придаёт зданию вид двухэтажного. Центральный купол был позолочен, а боковые - покрыты серебром. Эта игра красок напоминает стоящее прямо над храмом солнце, окружённое с двух сторон светлыми облаками, что определённо несёт глубокий символический смысл.
Монастыри-крепости, защищавшие подступы к городу и созвучные Кремлю по своему силуэту, со временем стали композиционными центрами окраин Москвы. Кремли других городов, как и в Москве, следовали в своих планах рельефу местности, а на ровных местах имели правильные прямоугольные планы. Крепостные стены ставились выше и толще. Навесные бойницы и зубцы в виде ласточкина хвоста примененные итальянскими архитекторами в Московском Кремле, появились и в кремлях Новгорода, Нижнего Новгорода, Тулы и др. Позднее башни стали декорироваться лопатками и горизонтальными тягами, а бойницы – наличниками.
Являя собой высокое достижение московского зодчества, эти величественные постройки, посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе динамичность деревянных шатровых церквей и ярусных завершений храмов XIV – XV вв. с монументальностью соборов XVI в. В каменных церквях-башнях ведущими стали формы, присущие камню, - ярусы закомар и кокошники вокруг прорезанного окнами шатра. Иногда и шатер заменялся барабаном с куполом или же башни с куполами окружали центральную, крытую шатром башню. Преобладание вертикалей наделяло ликующей динамичностью устремленную в высь композицию храма, как бы вырастающего из окружающего его открытых "гульбищ", а нарядный декор придавал сооружению праздничную торжественность
В храмах конца XV и XVI вв. применение так называемого крестчатого свода, опиравшегося на стены, избавляло интерьер от опорных столбов и позволяло разнообразить фасады, которые получали то трехлопастное, то имитирующее закомары завершение, то увенчивались ярусами кокошников. Наряду с этим продолжали строить четырехстолпные пятикупольные храмы, иногда с галереями и приделами. Каменные одностолпные трапезные и жилые монастырские постройки XVI в. имеют гладкие стены, увенчанные простым карнизом или пояском узорной кладки В XVII в. переход к товарному хозяйству, развитие внутренней и внешней торговли, усиление центральной власти и расширение границ страны привели к росту старых городов и возникновению новых на юге и востоке. Развитие старых городов шло в рамках уже сложившейся планировки, а в новых городах-крепостях пытались внести регулярность в планировку улиц и форму кварталов. В связи с развитием артиллерии, города окружались земляными валами с бастионами. На юге и в Сибири строились и деревянные стены с земляной засыпкой, имевшие башни с навесным боем и низкими шатровыми крышами. Каменные стены среднерусских монастырей в то же время теряли свои старые оборонительные устройства, становились более нарядными. Планы монастырей стали регулярнее. Укрупнение масштабов Москвы вызвало надстройку ряда кремлевских сооружений. При этом больше думали о выразительности силуэта и нарядности убранства, чем об улучшении оборонительных качеств.
Дворцы в XVII в. эволюционировали от живописной разбросанности к компактности и симметрии. Это видно из сравнения деревянного дворца в селе Коломенском с Лефортовским дворцом в Москве. Дворцы церковных владык включали церковь, а иногда, состоя из ряда зданий, окружались стеной с башнями и имели вид кремля или монастыря. В церквах на протяжении XVII в. происходила та же эволюция от сложных и асимметричных композиций к ясным и уравновешенным, от живописного кирпичного "узорочья" фасадов к четко размещенному на них ордерному убранству. Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные с сомкнутым сводом "узорочные" церкви с трапезной, приделами и колокольней. Они имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников и навеянные жилой архитектурой карнизы, наличники, филированные пояски. Своим дробным декором, живописным силуэтом и сложностью объема эти церкви напоминают многосрубные богатые хоромы, отражая проникновение в церковное зодчество светского начала и утрачивая монументальную ясность композиции.
Новодевичий монастырь был основан великим князем Василием III в 1524 году в честь взятия Смоленска. Монастырь явился частью южного оборонительного пояса Москвы. Цари, а также бояре проявляли большую заинтересованность в Новодевичьем монастыре, оказывали материальную и правовую поддержку. Этот особый интерес царей и бояр вызывался тем, что монахинями его были, как правило, представительницы высшей феодальной знати, царские и боярские родственницы в их числе члены семьи Ивана Грозного. Послушницами монастыря были Ирина - жена царя Федора Иоановича, Софья - сестра Петра I. В конце XVII века монастырь был обнесен кирпичной стеной с 12 башнями и двумя надвратными церквами. В основе своей планировочной структуры монастырь имеет пятигранник. Центральное место, и в архитектурном, и в идейном плане, занимает монастырский храм. Доминируя над всеми остальными сооружениями, он рассматривался как «земное небо или как око Божье». Тема большого храма с обширным внутренним пространством, обладающим особой «светлостью и звонностью» с начала XVI в. все чаще стала звучать в монастырской архитектуре. Пятиглавый Смоленский собор, построенный в 1524-1525 годах по образцу Успенского собора в Кремле – центр всего монастырского архитектурного ансамбля. Строителем его предполагают Алевиза Фрязина, но собор был возобновлен в царствование Бориса Годунова. В этом соборе три придела, которые все относятся к концу XVII и началу XVIII столетия. В нем погребены царица Евдокия Федоровна, царевна Софья, Евдокия и Екатерина, дочери царя Алексея Михайловича, а под главным алтарем - одиннадцатимесячная царевна Анна, дочь Ивана Грозного. Кроме того, в монастыре находятся следующие церкви: трапезная, напоминающая своей постройкой такие же церкви в Богоявленском монастыре и в Троицкой лавре. Главный престол в честь Успения Божьей Матери освящен в 1687 году. Больничная во имя св. Амвросия Медисланского. Трехъярусная церковь Преображения над передними воротами, красивой постройки, освящена в 1688 году. Церковь Покрова Божьей Матери над задними воротами, построенная в XVII веке. Ко всем этим церквям принадлежит пятиярусная колокольня, чрезвычайно красивая, построенная в XVII столетии. Эта колокольня достигала высоты 72 метров и имела 15 колоколов. В нижнем ярусе ее находится придел во имя преподобных Варлаама и Иоасафа, царевичей индийских. Между колоколами самый старый 1551 года, вылитый при Иване Грозном и митрополите Макарии.
Страницы: 1, 2