РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Институт высшего и послевузовского образования
Р Е Ф Е Р А Т
по дисциплине «Теоретико-методологические основы исследования информационных процессов»
на тему:
Моделирование информационно-коммуникативного пространства как прикладной метод информационной аналитики
_______________
(оценка)
Выполнила
студентка 4-го курса группы № 12
факультета «Государственное и муниципальное управление» специализация «Государственное управление и информационные процессы»
Климанова Т.В.
Научный руководитель: Силкин В.В.
Москва 2007
Содержание
Введение
Глава 1. Информационно-коммуникативное пространство в контексте развития информационных технологий и связанных с ними социальных изменений
1.1.Информологический инструментарий как базис построения информационно-коммуникативного пространства
1.2.Особенности моделирования информационно-коммуникационного пространства в условиях его виртуализации и глобализации
1.3.Возможные модели коммуникации. Цели и условия их создания
Выводы
Глава 2. Моделирование информационно-коммуникативного пространства на пути перехода от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу
2.1. Роль информационно-коммуникативных технологий при формировании нового страта в обществе
2.2. Развитие единого информационно-коммуникативного пространства как вызов времени
2.3. Семиосфера в условиях возрастающих темпов информатизации прогресса
Заключение
Список использованной литературы
Понятие «информационно-коммуникативное пространство» вслед за привнесенным в научный оборот в начале 1990-х годов понятием «информационное пространство» – неотъемлемый фактор развития теории информационного общества и наблюдаемых каждым членом социума процессов глобализации.
Чтобы информационно-коммуникативное пространство, автоматически возникающее вокруг любого вида деятельности, работало не против, а во благо, было конструктивным, важно создать подконтрольную модель, в которой с максимальной эффективностью осуществляются контакты между различными субъектами информации и коммуникации. И, кроме того, функционирует структура субъект-субъектных и субъект-объектных отношений.
Грамотно выстроить и использовать ее должна помочь информационная аналитика, задачами которой являются как информационно-структурные, так и информационно-вспомогательные функции, направленные на упорядочивание информационно-коммуникативного пространства, оптимизацию движения информационных потоков, сохранение накопленных информационных ресурсов, решение ряда других задач.
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена рядом причин. Основная из них заключается в необходимости моделирования информационно-коммуникативного пространства во все ускоряющемся и усиливающемся потоке информации, при бурно развивающихся технико-информационных средствах связи и в условиях глобализации, процессы которой затрагивают в том числе и информационную сферу.
Современный этап развития практики моделирования, в том числе коммуникативного, характеризуется значительным разбросом в отношении определения понятия, классификации и функций моделей и моделирования.
Поэтому цель исследования – выявить возможные подходы к моделированию информационно-коммуникативного пространства для практического применения научно обоснованных подходов при построении взаимодействия заинтересованных в этом структур (любых - властных, экономических и т.д.) и гражданского общества. Достижение поставленной цели предполагает решение таких задач, как:
1) раскрытие условий создания информационно-коммуникативных моделей и выявление способов их упорядочения;
2) выявление механизмов знаковой системы процесса коммуникации и выделение ее специфических черт;
3) определение функций средств массовой информации в изменении информационно-коммуникативного пространства.
Для достижения поставленной цели и решения задач исследования важно помнить, что релевантность информационно-синергетического подхода для исследования структуры информационно-коммуникативного пространства основывается на следующих положениях:
1) коммуникативное пространство – открытая самоорганизующаяся система, при изучении которой следует обратиться к постнеклассической методологии, которая откроет возможность исследования нелинейной динамики сложных открытых систем;
2) механизмы самоорганизации сложных систем – информационные процессы. В теории управления ими принято выделять три основные парадигмы информационного воздействия на массовое сознание: механическую, марковскую и немарковскую, адекватные соответственно классической, неклассической и постнеклассической методологии[1].
Кроме того, в ходе написания работы использовались общенаучные методы анализа — формально-логический, сравнительный, метод систематизации.
Объект исследования – информационно-коммуникативное пространство в условиях социальных изменений и применения новых технологий.
Предмет исследования - структура информационно-коммуникативного пространства и влияние на его формирование информационной аналитики.
Изучение данной темы потребовало привлечение источников и литературы, содержащих теоретические концепции общественных изменений и изменения форм и «технологий организации» процесса администрирования в условиях широкого применения информационно-коммуникативных технологий.
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
На информационном уровне человек удовлетворяет свои потребности в актуализации, раскрытии своих талантов и способностей, творчестве, познании и самосовершенствовании. Методологические аспекты коммуникативной рациональности, ее обоснование в контексте современной философской мысли, практика коммуникативного моделирования стали предметом дискуссий.
Исследователи указывают на многочисленность междисциплинарных подходов в изучении вопроса информационно-коммуникативного пространства в общем и его моделирования для последующего практического использования в частности. Анализ источников, характеризующих парадигмы информационного воздействия, семиотики как науки, такого междисциплинарного научного направления, как синергетика, и непосредственно связанных с раскрытием сущности понятий «модель» и «моделирование» в практике философской мысли, свидетельствует прежде всего о многогранности исследуемой темы. Но вместе с тем показывает актуальность введения практики информационно-коммуникативного моделирования.
Рассматривая информацию как гносеологическую категорию и метасредство интеллектуального освоения мира, информологический подход в настоящей работе может быть реализован на основе разработки информологического инструментария — определенного набора форм и объектов информационного пространства, используемых для развития и структурирования представлений о ее интегративном образе.
Реализация такого инструментария основывается на диалогическом сопряжении междисциплинарной информации, а также связана с воспитанием деятельностной ориентации на определенные нормы, образцы и эталоны, заданные культурной традицией и составляющие систему ценностей, принятую обществом. Формируемая таким образом медиакультура противостоит монологическому догматизму — она основывается на установлении связей и взаимодополнительности между технократизмом и гуманизмом, между прямой и дистанционной связью субъектов и объектов информационного взаимодействия, знаково-математической и когнитивной художественно-графической компьютерными моделями, математическим и натурным моделированием.
1.1. ИНФОРМОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ КАК БАЗИС ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА
Если понимать информационную аналитику и ее субстрат (информацию) как производство нового знания на основе переработки имеющейся информации в целях оптимизации принятия решений, то смело можно утверждать, что в условиях современного развития коммуникационных каналов во всех узлах информационной инфраструктуры (во всех сферах деятельности) концентрируются, перерабатываются мощные информационные потоки в целях принятия социально значимых управленческих решений. А в их основе лежит та или иная модель информационно-коммуникативного пространства.
И здесь информационно-вспомогательная природа информационной аналитики, роднящая последнюю с другими видами информационно-инфраструктурных, информационно-вспомогательных служб, традиционно упорядочивающих информационное пространство, оптимизирующих и направляющих движение информационных потоков, обеспечивающих сохранение накопленных информационных ресурсов и т.п., позволяет выполнять сущностную, базовую функцию по преобразованию информации: информационное свертывание, консолидацию больших информационных массивов в виде баз и банков данных и их структурное упорядочение.
Таким образом, активно оперируя информационными продуктами и услугами, информационная аналитика выполняет прежде всего задачу качественно-содержательного преобразования информации, функционально пересекаясь в этом плане с научной (производство нового знания) и управленческой (разработка вариантов решений, сценариев) деятельностью.
Информационная аналитика, опирающаяся на герменевтические методы, то есть в широком смысле - на интерпретацию текстов, если последние трактовать универсально-информологически как документы, тексты, данные, сообщения о событиях и т.п., а также к тем разделам науки, видам научных задач, когда выводное знание получают не опытно-экспериментальным путем, а на основе анализа и интерпретации существующих теорий, описаний фактов, средствами информационного моделирования реальности, призвана выявлять объективные закономерности и тенденции, определяет движущие ими механизмы, причинно-следственные связи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6