Рефераты. Мировой опыт примененния налога на добавленную стоимость

Таким  образом,  опираясь  на  вышеизложенное,  можно  сделать  вывод,  что  предоставление  льготы  по  экспорту  возможно  только  в  случае  полного  и  грамотного  документального  оформления  данной  операции.  Это  обстоятельство  способствует  повышению  эффективность  налогового  контроля,  однако  не  может  в  полной  мере  воспрепятствовать  уклонению от  налогообложения  с  помощью  фиктивного  экспорта. 

Импорт  товаров,  работ,  услуг  на  территорию  РФ.

В  соответствии  с  Законом  РФ  “О  НДС”,  а  также  Таможенным  кодексом  налогом  на  добавленную  стоимость  облагаются  товары,  ввозимые  на  территорию  РФ,  за  исключением  особых  случаев,  предусмотренных  законодательством.

Ставки  налога,  установленные  для  ввозимых  товаров,  совпадают  со  ставками,  применяемыми  к  товарам,  обращающимися  на  территории  РФ.  Например,  10%-ная  ставка  действует  в  отношении  продовольственных  и  детских  товаров  по  специальному  перечню.  Остальные  товары,  включая  подакцизные  продовольственные  товары  облагаются  при  ввозе  на  территорию  РФ  НДС  по  ставке  20%.  Таким  образом,  в  отношении импортных  товаров  в нашей  стране (как  и  во  многих  развитых  странах)  действует  национальный  режим  обращения ,  уравнивающий  их  по  параметрам  налогообложения  с  отечественными  аналогами.  На  это, в  частности,  ориентирует  статья  III  ГАТТ:  “Товары,  происходящие  с  территории  какой-либо  договаривающейся  стороны  и  ввозимые  на  территорию другой  договаривающейся  стороны,  не  должны  облагаться  прямо  или  косвенно,  внутренними  налогами  или другими  внутренними  сборами  любого  рода  превышающими,  прямо  или  косвенно,  налоги и  сборы,  применяемые  к  аналогичным  товарам  отечественного  происхождения”.

Плательщиком  НДС  при  ввозе  товаров  является  декларант,  вносящий  этот  и  другие  таможенные  платежи  до  или  в  момент  принятия  таможней  грузовой  декларации.  В  отдельных  случаях,  предусмотренных  таможенным  законодательством,  налогоплательщиком  может  быть  и  другое  лицо  (владелец  таможенного  склада,  таможенный  перевозчик  и  т.д.).  Контрактодержатель  (указывается  в  графе  9  грузовой  таможенной  декларации:  «Лицо,  ответственное  за  финансовое  урегулирование»)  может  выступать  субъектом  данного  налога  и  в  случае  предоставления  отсрочки  платежей,  пересчета  платежей,  например  в  связи  с  корректировкой  таможенной  стоимости,  а  также  во  всех  случаях  взыскания  налогов  в  бесспорном  порядке. 

Объектом  обложения  НДС  при  импорте  являются  товары,  ввозимые  на  территорию  РФ  в  соответствии  с  таможенными  режимами.  Основой  для  исчисления  налога  является  таможенная  стоимость  товаров,  к  которой  добавляется  сумма  ввозной  таможенной  пошлины,  а  по  подакцизным  товарам  также  и  сумма  акцизов.  Если  же  товар  освобожден  от  уплаты  таможенных  пошлин  или  акцизов,  то  в  налогооблагаемую  базу  для  расчета  НДС  условно  начисленные  суммы  таможенных  пошлин  и  акцизов  не  включаются.  Таким  образом,  при  обложении  НДС  налоговый  оклад  может  быть  рассчитан  по  одной  из  следующих  формул:

 по  товарам,  облагаемым  ввозными  таможенными  пошлинами  и  акцизами: 

С   =   ( ТС   +   ИП   +   А )   *   Ст,

где  С  -  сумма  налога  на  добавленную  стоимость;

       ТС  -  таможенная  стоимость  ввозимого  товара;

       ИП  -  импортная  таможенная  пошлина;

       А  -  сумма  акциза;

       Ст  -  ставка  НДС;

 по  товарам,  подлежащим  обложению  импортными  таможенными  пошлинами,  но  не  облагаемым  акцизами:

  С   =   ( ТС   +   ИП )   *   Ст;

3)  по  прочим  товарам  (т.е.  по  товарам,  не  облагаемым  ни  таможенными  пошлинами,  ни  акцизами):

С   =   ТС   *   Ст.

Пример  расчета  налога  на  добавленную  стоимость:  предположим,  что  таможенную  границу  РФ  пересекла  партия  из  ста  единиц  товара,  таможенная  стоимость  одной  единицы  -  100  руб.  Товар  подлежит  обложению  по  ставке  20%.  Рассмотрим  три  случая:

1)  Товар  подлежит  обложению  таможенными  пошлинами   и  акцизами.  Сумма  импортной  таможенной  пошлины  (5%)  составляет  500  руб.  Сумма  акциза  (25%)  -  3500  руб.  Таким  образом,  сумма  налога  на  добавленную  стоимость,  подлежащая  уплате,  составит:

( 10000   +   500   +   3500 )   *   20%   =   2800  руб.

2)  Товар  подлежит  обложению  таможенными  пошлинами,  но  не  облагается  акцизами.  В  этом  случае  сумма  НДС,  подлежащая  уплате,  составит:

( 10000   +   500 )   *   20%   =   2100  руб.

3)  Товар  не  подлежит  обложению  ни  таможенными  пошлинами,  ни  акцизами.  При  этом  сумма  НДС  к  уплате  составит:

10000   *   20%   =   2000  руб.


Налог  на  добавленную  стоимость  при  импорте  уплачивается  в  рублях,  однако,  по  желанию  плательщика  и  с  согласия  таможенного  органа  платеж  может  исчисляться  в  иностранных  валютах,  курсы  которых  котируются  ЦБ  РФ.  Пересчет  иностранной  валюты  в  рубли  производится  по  курсу  на  день  принятия  таможенной  декларации  таможенным  органом,  а  в  некоторых  предусмотренных  законодательством  случаях  -  на  день  уплаты.  Плательщикам  предоставляется  право  уплачивать  налог  как  в  безналичном  порядке,  так  и  наличными  деньгами  в  кассу  налогового  органа  в  пределах  сумм,  установленных  законодательством  РФ. 

Существуют  льготы  по  уплате  НДС  при  импорте.  В  соответствии  с  действующим  налоговым  законодательством  подлежат  освобождению  от  уплаты  данного  налога  следующие  товары,  ввозимые  на  территорию  Российской  Федерации:

а)  товары,  предназначенные  для  официального  и  личного  пользования  иностранных  дипломатических  и  приравненных  к  ним  представительств;

б)  российская  и  иностранная  валюта,  банкноты  (кроме  используемых  в  целях  нумизматики),  ценные  бумаги;

в)  товары,  ввозимые  в  качестве  гуманитарной  помощи  в  соответствии   с  порядком,  определяемом  Правительством  РФ;

г)  товары  (за  исключением  подакцизных),  предназначенные  для  включения  в  состав  основных  производственных  фондов,  ввозимые  иностранным  инвестором  в  качестве  вклада  в  уставный  капитал;

д)  товары,  ввозимые  в  рамках  безвозмездной  технической  помощи,  оказываемой  иностранными  государствами  в  соответствии  с   межправительственными  соглашениями  о  проведении  совместных  научных  работ;

е)  научные  периодические  издания;

ж)  произведения  искусства,  материалы,  закупаемые  государственными  учреждениями и   организациями  культуры,  искусства,  кинематографии  и  архивной  службы,  приобретенные  за  счет  средств  федерального  бюджета  либо  полученные  в  дар;

з)  сырье,  материалы  и  оборудование,  закупаемые  предприятиями  народных  художественных  промыслов  для  собственного  производства;

и)  все  виды  печатных  изданий,  получаемые  государственными  и  муниципальными  библиотеками  и  приобретенные  за  счет  бюджетов  всех  уровней;

к)  товары  (за  исключением  подакцизных),  ввозимые  в  счет  погашения  государственных  кредитов  СССР  и  РФ;

л)  оборудование,  приборы  и  материалы,  ввозимые  для  реализации  целевых  социально-экономических  программ,  осуществляемых  за  счет  займов,  кредитов  и  безвозмездной  финансовой  помощи  иностранных  государств,  международных  организаций,  иностранных  юридических  и  физических  лиц;

м)  технические  средства,  включая  автомототранспорт,  которые  не  могут  быть  использованы  иначе  как  для  профилактики  инвалидности  и  реабилитации  инвалидов;  лекарственные  средства,  изделия  медицинского  назначения,  протезно-ортопедические  изделия,  медицинская  техника,  а  также  сырье  и  комплектующие  изделия  для  их  производства  по  перечню;

н)  хлопок-волокно,  происходящий  с  таможенной  территории  государств,  не  входящих  в  СНГ;

о)  конфискованные,  бесхозяйные  ценности,  а  также  ценности,  перешедшие  по  праву  наследования  государству.

Необходимо  отметить,  что  товары,    указанные  в  подпунктах  (в) - (л)  освобождаются  от  НДС  только  при  таможенном  оформлении.  После  выпуска  данных  товаров  в  свободное  обращение  при  последующей  реализации  налог  по  ним  взимается  в  общеустановленном  порядке. 

Однако  следует  заметить,  что  первоначальная  редакция  Инструкции  «О  порядке  применения  НДС  и  акцизов  в  отношении  товаров,  ввозимых  на  территорию  РФ  и  вывозимых  с  территории  РФ»  от  30.01.93 г.  № 01-20/741  содержала  более  широкий  перечень  налоговых  освобождений.  В  1995-1996 г.г.  в  законодательство  по  НДС  были  внесены  поправки,  кардинально  меняющие  некоторые  подходы  к  взиманию  НДС.  Это  прежде  всего  необходимость  обложения  НДС  на  таможне  продовольственных  товаров  и  товаров  детского  ассортимента  (кроме  подакцизных)  по  ставке  10%.  С  1  января  1998 г.  число  льгот  также  значительно  сократилось:  были  отменены  налоговые  освобождения  при  ввозе  следующих  видов  товаров:

-технологическое  оборудование,  комплектующие  и  запасные  части  к  нему;

-транспорт  общественного  пользования,  комплектующие  и  запасные  части  к  нему;

-специальные  транспортные  средства  для  нужд  медицинской  скорой  помощи,  пожарной  охраны,  органов  внутренних  дел  (за  исключением  закупленных  за  счет  средств  бюджетов  всех  уровней).

Таким  образом,  опираясь  на  вышеизложенное,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  налог  на  добавленную  стоимость  играет  огромную  роль  в  обложении  внешнеэкономической  деятельности.  Наряду  с  прочими  косвенными  налогами,  взимаемыми  при  пересечении  таможенной  границы  Российской  Федерации,  НДС  является  источником  значительных  поступлений  в  Федеральный  бюджет.

































Список  использованной  литературы.


1)  Володарский  М.  Ответственность  налогоплательщиков  по  НДС.  //Ваш  партнер- консультант, 1997г./№1;

2) НДС:  словарь-справочник  по  налогообложению,  (под  ред.  Черновалова  Е.А.) //М.: «Филинъ»,  1996г.;

3) Кашин  В.А.  Налоги  и  их  роль  в  регулировании  внешнеэкономических  связей  России.  //Финансы,  1996г./№11;

4) Никонов  А.  НДС  во  внешнеэкономической  деятельности.  //Налоги,  1996,№2;

5) Кочетов  С.  Российскому  НДС - пять  лет.  //Коммерсант-daily,  1997/№16;

6) “Налог на добавленную стоимость”. В.Г. Пансков. Москва 1995г.




1 Кочетов С. Российскому НДС - пять лет. //Коммерсантъ - daily, №16, 1977г.

1 Кочетов С. Российскому НДС - пять лет. // Коммерсантъ-daily, №16, 1997г.

2 Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России. // М.: Финансы и статистика, 1996г.

1  Волынец А. Экспортеры  празднуют  победу  над  Госналогслужбой. // Коммерсант-daily, №9, 1997г.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.