Общий объем экспортируемых услуг в рамках мировой торговли возрос со 155 млрд долл. в 1975 г. до более 10 трлн долл. в 1982-1992 гг., имея те же темпы роста, что и экспорт товаров. За послевоенные десятилетия производство товаров и услуг в США возросло более чем в 30 раз. Во столько же возрос и объем мировой торговли товарами и услугами. Доля экономически развитых стран в этом международном обмене услугами составляет около 80%, если же иметь в виду объем торговля услугами НИС, эта доля превысит 85%. Удельный вес экспорта услуг в экспорте товаров всей мировой системы в начале 90-х гг. приблизился к 30%. И, по-видимому, эта тенденция будет ускоряться.
При уменьшении экспорта некоторых традиционных услуг (транспорт и т. п.) быстро развивался экспорт услуг, связанных с применением научно-технических достижений, с внедрением вычислительной техники, консультационных, торговых, технических услуг, ноу-хау, услуга области дальней связи, услуг банков, страховых агентств и т. п.
В современной России на международный и внутренний туризм приходится около 10% мирового валового внутреннего продукта.
Помимо значительной статьи дохода туризм является еще и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан.
Международный туризм развит в разных странах современного мира крайне неравномерно. Это объясняется, во-первых, разными уровнями социально - экономического развития отдельных стран и регионов, а во-вторых, различиями в обеспечении безопасности для туристов.
Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше половины мирового туристического рынка, в то время как на Азию и Африку вместе взятые – менее четверти. Важно отметить, что европейские страны не только являются родиной большинства туристов, но и регионом поездок большинства из них. Иначе говоря, основной тур. поток – это поездки европейцев из одних стран в другие европейские страны
Туризм сегодня - это глобальный компьютеризированный бизнес, в котором участвуют крупнейшие авиакомпании, гостиничные цепочки и туристические корпорации всего мира. Современный турпродукт становится более гибким и индивидуальным, более привлекательным и доступным для потребителя.
Туризм в России - одна из самых перспективных и быстроразвивающихся отрослей. Сдерживающим фактором для бурного и качественного роста является низкая информационная грамотность и слабые коммуникации. Однако в России уже есть готовые решения для успешного использования в туризме по автоматизации бизнес процессов и подключение к сети Интернет, которые служат путешествующим тем или иным образом. Очевидно, что наиболее близкой к туризму является работа туристских агентств, сюда привлечены также авиакомпании, железные дороги, гостиницы, рестораны и многое другое. Вся эта группа представляет собой инфраструктуру туризма, или туристскую индустрию.
С.И. Байлик дает определение туристской индустрии как совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально-технической базы туризма, которая включает в себя следующие компоненты:
Первая - организаторы туризма – туристские предприятия по разработке, продвижению и реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты).
Туроператоры выполняют функции организаторов и создателей комплексного продукта для группового туризма, а турагент – это физическое или юридическое лицо, выступающее посредником по продаже сформированных туроператором туров.
Когда человек путешествует, ему нужен отдых и соответственно место, где можно переночевать – для этого и нужен следующий сегмент индустрии туризма, которым являются предприятия, предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, пансионаты, дома отдыха и т.д.). Размещение занимает центральное место в комплексе услуг, предоставляемых туристам во время путешествия, и является неотъемлемой частью каждого тура. Средства размещения, под которыми понимают любой объект, регулярно или эпизодически предоставляющей места для ночевки, составляют основу туристской индустрии
Для туристкой индустрии характерны такие типы предприятий питания, как ресторан, кафе, бар. При организации питания туристов используются различные методы обслуживания.
Важнейшим элементом туристкой инфраструктуры, который входит в основной комплекс услуг, включаемых в состав туристского продукта, является транспортное обеспечение.
Транспортные предприятия включают: авто- и авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия речного и морского транспорта и др. Применяемый для целей туризма транспорт классифицируется на три вида: сухопутный, водный, воздушный.
Просто ночевать, кушать и передвигаться на транспорте – не интересно. Смеем утверждать, что на сегодняшний день, как в прочем и ранее, люди хотят больше узнавать о других странах, и для этого появилось ответвление в туриндустрии – экскурсионная деятельность, удовлетворяющие потребности человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям, в накоплении знаний, в том числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объектов, методов и средств познания.
Немаловажным является и то, что кроме всего выше перечисленного человек хочет удовлетворить свои духовные потребности, развлечься, и поэтому туризм не представляет себя без индустрии развлечений.
Предприятия сферы туризма (досуга и отдыха) включают тематические парки, киноконцертные залы, клубы по интересам, залы игровых автоматов и др.
Приведенный перечень является далеко не полным. В индустрию туризма также включают предприятия торговли (магазины по реализации туристского снаряжения и сувениров), органы управления туризмом (государственные учреждения, общественные туристские организации), учебные, научные, проектные учреждения, банки, страховые компании, лечебные и медицинские учреждения, организации связи и многое другое.
Исходя из этих предпосылок, федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристскую индустрию как «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туристскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
В этой работе я рассмотрел международное экономическое положение России и перспективы развития ее международных экономических связей.
Итоги развития нашей страны за прошедшие три-четыре года свидетельствуют о том, что российская экономика находится на подъеме. Прежде всего, это находит свое отражение в росте валового внутреннего продукта, росте золотовалютных резервов Банка России. Наметился ряд положительных тенденций экономического развития, в том числе снижение энергоемкости ВВП, снижение темпов инфляции. Причем проявление последней тенденции происходит в условиях растущего платежеспособного спроса населения, который, в свою очередь, вызван ростом доходов. В целом, можно констатировать, что российская экономика находится на подъеме.
К сожалению, достигнутых успехов недостаточно, чтобы Россия заняла полноправное место среди развитых государств. В ходе объективной оценки сегодняшней экономической ситуации следует отчетливо понимать, что рост экономики происходит после десятилетнего спада в период перехода к рыночной модели хозяйствования. Вызывает беспокойство и сохранение ряда негативных тенденций в динамике экономического развития, которые требуют незамедлительного решения. Основной проблемой российской экономики остается высокая ее зависимость от цен на нефть. Экономические преобразования не учитывают законных интересов большинства граждан России осуществляются в пользу олигархических групп и отдельных хозяйствующих субъектов. Все это не может способствовать обеспечению консолидации общества в интересах осуществления экономического прорыва.
Наблюдаемый в последние годы рост доходов населения остается незначительным и затрудняет кардинальное решение проблемы ликвидации массовой бедности и нищеты. А это значит, что качественные параметры развития российской экономики все еще не соответствуют потребностям большинства населения страны.
Обеспеченность России разведанными запасами некоторых видов полезных ископаемых
Ископаемые
Количество лет
Нефть
35
Природный газ
81
Уголь
60-180*
Железные руды
42
Ниобий
43
Медь
40
Никель
Молибден
Вольфрам
37
Цинк
18
Свинец
15
Сурьма
14
Золото
1237
Фосфаты
52
Калийные соли
112
Экспорт и импорт товаров и услуг в России
Золотовалютные резервы
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник.- М.: Юристъ,1999.
2.Носова Н.С., Роньшина Н.И. Международные экономические отношения: конспект лекций.- М.: Эксмо, 2008.
3.Олейник А.Н. Институционная экономика. – М.: Инфра-М, 2002.
4.Серегина С.Ф. Роль государства в экономике. Синергетический подход. Монография. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2002.
5.Семенов К.А. Международные экономические отношения: Курс лекций.- М.: Гардарика,1998.
6.Яремчук Н.В. Экономическое развитие современной России.– М.: Премьера, 2005.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6