В процессе проведения
констатирующего эксперимента были получены следующие данные:
Дети с высоким уровнем
достижения «пикового» состояния в музыке характеризуются целенаправленностью,
адекватным эстетически-активным восприятием музыки, единством эмоционального и
интеллектуального, дифференцированностью слуховых ощущений. Внутренний слух и
музыкальные представления связаны со способностью слышать и переживать музыку
про себя. Ребята воспринимают, осознают выразительные средства музыки,
понимают, при помощи чего композитор достигает эстетический эффект воздействия
музыкального образа на слушателя, устанавливают причинно-следственные связи
между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности.
Так, например, в методике «Открой себя через музыку» Женя Ч. абсолютно точно
определил лад произведения, практически дословно дал ему название, передал
услышанное в своем рисунке в соответствующих настроению музыки красках. Таким
образом можно сделать вывод, что он прочувствовал произведение, увидел всю его
глубину. Большинство же ребят были не так точны в ответах. Виделось, что музыка
коснулась их лишь поверхностно. Что же касается результатов проведения двух
других методик, то можно сказать что они не очень радостные. Дети просто не
умеют вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания,
которые заложил композитор. Большинство из учащихся копируют ответы других, не
имея порой своего собственного мнения.
Результаты констатирующего
эксперимента можно обозначить в таблице № 2:
Высокий
Средний
Низкий
10 %
20 %
70 %
Таким образом, данные
констатирующего этапа эксперимента демонстрируют необходимость формирующего
этапа эксперимента.
II.2 Характеристика формирующего
эксперимента.
Рассмотренные в
первой главе теоретические положения о своеобразии механизмов достижения
катарсиса при восприятии музыкального произведения у младших школьников, а
также анализ результатов в ходе констатирующего эксперимента позволили на
формирующем этапе исследования выдвинуть следующую цель: разработать
серию уроков для развития у учащихся младшего школьного возраста катарсиса при
восприятии музыкального произведения.
Для реализации
данной цели были использованы уроки, разработанные Савенковой О.П., Веденской
Г.П. (23; 27).