Рефераты. Механизм и направления ограничения и преодоления теневой экономики и теневого капитала

Преступные сообщества, используя физическое и психологическое насилие, шантаж, установили контроль более чем над 40 тыс. субъектов хозяйствования, среди которых более 500 банков, около 500 бирж, почти 1,5 тыс. предприятий государственного сектора экономики.

Количество выявленных преступлений экономической направленности в настоящее время выросло, причем каждое десятое из них - посягательство в крупных и особо крупных размерах. Усилилась борьба с должностными преступлениями, незаконными валютными операциями. В то же время ослаблена работа по выявлению фактов присвоения вверенного имущества в целом по стране и особенно в ряде регионов. Крайне неэффективным оставалось реагирование на факты фальшивомонетничества, количество которых возросло более чем в два раза. Из оборота изъято поддельных денежных знаков на миллиарды рублей, но раскрываемость этих преступлений остается на крайне низком уровне.

Многие подразделения МВД еще слабо реагируют на негативные экономические процессы, занимаясь выявлением очевидных малозначительных правонарушений, утрачивают оперативные позиции в традиционных и медленно укрепляют их в новых секторах экономики.

Существует позиция, согласно которой основным условием возникновения и функционирования преступных организаций являются потенциальные источники прибылей, значительно превышающие среднее. Только сверхприбыли способны вызвать интерес и привлечь серьезных представителей криминального бизнеса. И это не их прихоть, а экономическая необходимость. Поэтому наилучший способ борьбы с организованной преступностью - нанести удар по ее доходам, по экономической основе. Криминальная экономика - это система экономических отношений, в основе которой лежит обеспечение небольшой группы (структуры) людей сверхдоходами, поступающими от преступной деятельности, возникающей в связи с наличием "белых пятен" в законодательстве.

Организованная преступная деятельность является зоной повышенного риска, требует дополнительных затрат. Средний доход можно получить легальным путем, не опасаясь за свою жизнь, здоровье и свободу. Для содержания преступной организации требуются значительные расходы. Издержки на коррумпированных чиновников, безопасность, разведку и контрразведку можно компенсировать только за счет сверхприбыли. Получение сверхприбылей преступными организациями является необходимым и достаточным условием их существования.

Высокодоходность и сложность организации незаконного бизнеса исключают занятие им в одиночку, обусловливают необходимость согласования личных и групповых корыстных интересов его участников, их соподчинение, специализацию и кооперацию в рамках незаконного промысла, что закономерно приводит к созданию преступных организаций, их объединению в сообщества.

В экономически стабильных странах организованная преступность эксплуатирует главным образом криминальные источники (наркобизнес, незаконная торговля оружием, игорный бизнес, проституция и т.п.). В то же время, сильное и стабильное государство жестко контролирует законные источники сверхприбылей.

Подводя итог сказанному, отметим, что деформации экономических отношений вызывают серьезную тревогу за экономическую безопасность страны. В перечне причин, подрывающих экономический потенциал государства, на ведущие позиции выдвигается преступность и ее наиболее разрушительная форма - организованная преступность. Борьба с криминальными явлениями становится политической задачей е сохранении экономики страны, ее развития на путях рыночных отношений.

Вопрос № 2. Взаимосвязь незаконного предпринимательства и коррупции на современном этапе экономических преобразований в России.


На предыдущих лекциях подчеркивалась прямая связь между социально-экономическими преобразованиями, происходящими во время реформ 90-х годов, с зарождением и формированием организованной экономической преступности, а вместе с ней - различных сегментов теневой экономики. Следует отметить, что незаконная предпринимательская деятельность, осуществляемая в рамках теневой экономики, объективно нуждается в «поддержке» определенных лиц, обладающих властными полномочиями. Заметим: в немалой степени рост экономической преступности был связан с всевозрастающей коррупцией среди государственных служащих. В погоне за материальными благами государственные люди забывали о своем профессиональном предназначении. Страна была захлестнута волной «дикой приватизации». Разложению чиновников способствовало создание совместных предприятий, ослабление контроля за экспортом, крах советской финансовой системы, запутанная система налоговых льгот и освобождений, но, прежде всего - колоссальные масштабы перераспределения собственности.

На страницах журналов часто приводятся цифры, характеризующие состояние того или иного отечественного олигарха. Нередко появляются публикации о том, сколько сил и знаний было затрачено тем или иным известным лицом, чтобы заработать свой первый миллиард долларов. Все это напоминает известную притчу о человеке, который торговал яблоками. Сначала он купил одно яблоко, потом его продал и купил уже два яблока. И торговал бы он яблоками всю свою жизнь, если бы не получил наследство от богатого родственника. В чем суть данной притчи?

Первоначальный российский капитал не был заработан или нажит. Он был полностью сформирован на государственной собственности, из бюджетных средств и прав на обслуживание этих средств.

Коррупция многолика, пронизывает все слои общества, проявляется в разных формах. В коррупцию на бытовом уровне вовлечено не менее половины населения страны. В рамках бытовых поборов есть свои лидеры. Так, эксперты приводят следующие цифры. Медицинская бесплатная помощь -600 млн. долларов в год, поступление в учебное заведение - 520 млн.. По данным МВД России, за 2005 год сумма доказанных взяток при поступлении в учебные заведения составила 450 тысяч рублей, что составляет 0,0008%. Взаимоотношения с правоохранительными органами - 465 млн., восстановление справедливости в суде - 275 млн., получение или оформление жилых помещений - 123 млн., уклонение от службы в армии - 13 млн. Минимальные затраты населения России на бытовые взятки около 3 млрд. долларов в год. На самом деле сумма может быть выше в 3-5 раз. После публикаций данных о масштабах коррупции в стране, Президенту РФ В. Путину было доложено о них. Первая реакция В. Путина: «Не может быть! Нет ли ошибки в расчетах?» У него были иные цифры о масштабах коррупции в стране — в два раза ниже. Фонду ИНДЕМ было предложено от администрации президента разработать рекомендации о снижении масштабов коррупции. Рекомендации были разработаны и представлены.

Не стоит думать, что коррупция - это чисто российское явление. Проблемы борьбы с коррупцией анализируются в деятельности многих международных организаций, в том числе Организацией Объединенных Наций, Советом Европы и др. В документах ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. Это понятие включает в себя взяточничество, непотизм (покровительство на основе личных связей) и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.

В одном из своих бюллетеней международная общественная организация «Transparency International», цель которой - оказание сопротивления коррупции на международном и национальных уровнях и в бизнесе, утверждала, что коррупция стала привычным явлением во многих ведущих индустриальных государствах, богатство и устойчивые политические традиции которых позволяют, однако, скрыть размах огромного ущерба, наносимого коррупцией социальной и гуманитарной сферам. Коррупция все заметнее превращается в интернациональную проблему. Она свойственна всем странам, независимо от политического устройства и уровня экономического раз-вития.

В США при заключении крупных контрактов в 80 процентов случаев они достаются компаниям, предложившим взятки, массовые расследования коррупционных действий бизнесменов и политиков происходят во Франции, Италии, Германии.

По данным счетной палаты земли Гессен (ФРГ), взятки в этой сфере составляют не менее 20%, и в среднем на 30% завышается стоимость почти половины строительных работ, выполняемых по заказам федеральных, коммунальных и других властей.

Парадоксальной выглядит в связи с этим ситуация, когда законодательства иностранных государств в сфере международной торговли поощряют взяточничество через систему налоговых освобождений под предлогом успешного ведения международного бизнеса. Из всех развитых государств только законодательство США предполагает ответственность за подкуп иностранных представителей.

Помимо таких традиционных проявлении коррупции. как получение взятки и злоупотребление служебным положением. некоторыми авторами дополнительно выделяются деяния. не наказуемые уголовным законом

- использование служебного положения для «перекачки» государственных средств в коммерческие структуры и обналичивания денег;

- предоставление льгот для своей корпоративной группы с отвлечением государственных ресурсов;

- использование должностными лицами и государственными служащими подставных лиц и родственников в коммерческих структурах;

- бюрократический рэкет, выражающийся в вымогательстве материальных средств у коммерческих структур для их перевода в иные коммерческие и некоммерческие организации, политические партии, различные фонды;

- различного рода злоупотребления служебным положением в процессе приватизации, сдачи в аренду, лицензировании, квотировании;

- лоббирование интересов заинтересованных групп в процессе законотворческой деятельности.

Проблема борьбы с коррупцией, по опыту западных стран, может быть разрешена только с действием специальных комплексных законов о борьбе с организованной преступностью и коррупцией. В связи со сказанным, достаточно странной выглядит позиция высших органов государства по данному вопросу. Государственная Дума в сентябре 1998 г. отвергла подавляющим большинством голосов Президентскую редакцию закона «О борьбе с коррупцией», также проект, подготовленный рабочей комиссией Комитета Государственной Думы по безопасности (ноябрь 1998). До этого трижды Президент накладывал вето на соответствующий закон, принятый высшим законодательным органом России.

Как отмечал на одном из совещаний заместитель начальника Главного управления по борьбе с преступлениями в сфере экономики (ГУБЭП) МВД РФ Владимир Макаров, за должностные преступления были привлечены к уголовной ответственности вице-губернаторы Московской и Курской областей, Эвенкийского автономного округа, заместитель министра сельского хозяйства РФ, заместитель руководителя Федеральной продовольственной корпорации, начальник главка Минобороны, три министра правительства республик Алтай и Татарстан, заместитель начальника хабаровского управления Росрезерва, два руководителя подразделений Министерства по налогам и сборам, предъявлено обвинение заместителю губернатора Калининградской области и другие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.