|
Основные центры предприятий транспортного машиностроения.*
*
Л.Г. Чернюк, Д.В. Клиновый «РПС»-Киев Цул 2002г.
Судостроение. Украина имеет хорошо развитое морское и речное судостроение. Размещение этих областей ориентируется на морское побережье и внутренние магистральные водные пути. Основным центром морского судостроения является Николаев, где работают 3 судостроительных заводов, которые выпускают разнообразные океанские и морские суда-танкеры, сухогрузные дизельэлектро-ходы, воинские судна. Вторым центром является Херсон, в котором на двух судостроительных заводах выпускают разные типы океанских и морских судов, доки для морских портов и портовые краны. В Керче выпускают танкеры, в Киеве - морские траулеры. Судоремонт и производство небольших морских судов осуществляется в Одессе, Ильичевск и Мариуполе. В Севастополе производят морские краны. Морское судостроение - одна из немногих областей машиностроения Украины, которая производит конкурентноспособную продукцию на мировом рынке. Речное судостроение развитое в Херсоне, где выпускают катера, теплоходы, судна озерного типа, земснаряды, и в Киеве, где на судостроительном заводе "Ленинская кузница" вырабатывают траулеры, рефрижераторы, буксирные и пассажирские суда. Речное судостроение и судоремонт существуют в Измаиле и Вилково (на Дунае), а также в Запорожье.
Сельскохозяиственное машиностроение занимает важное место в структуре не только общего машиностроения, но и всего комплекса Украины. Оно ориентируется на районы производства сельскохозяйственной продукции, а его размещение связано с зональностью специализации сельского хозяйства.
К основным производителям сельскохозяйственных машин в Украине преналежит Кировоградское ВАТ "Красная зоркая", Одесский завод сельскохозяйственных машин", ВАТ "Херсонские комбайны", ВАТ "Тернопольский комбайновый завод", ВАТ "Коломиясельмаш", Бердянское ВАТ "Первомайский завод сельскохозяйственных машин", Днепропетровский комбайновый завод, ВАТ "Новоград-Волынский завод Сельскохозяйственного машиностроения", Винницкий завод тракторных агрегатов. Продукция этой отрасли очень разнообразна(см. таблицу 3.3.2.)
Таблица 3.3.2.
Виды продукции тракторного машиностроения и основные центры предприятий*
Производство тракторов
Харьковский тракторный завод, который работает в кооперации с предприятиями в Харькове(двигатели, самоходные шаси)
Детали для тракторов
Киев
Тракторные гидроагрегаты
Кировоград и Мелитополь
Тракторные агрегаты
Винница
Бурякособирательные комбайны
Днепропетровск и Тернополь
Кукурузо- и хлебособирательные комбайны
Херсон
Землеобрабатывающие машины
Одесса
Химсельскохозмашины
Львов
Сеялки
Кировоград
Машины и оборудование для кормопроизводства
Бердянск, Белая Церковь, Умань, Ковель, Коломия, Рожище (Волынская обл.)
Машины для сбора урожая
Бердянск
* Л.Г. Чернюк, Д.В. Клиновый «РПС»-Киев Цул 2002г.
Глава 4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА.
Машиностроительная промышленность имеет сложную территориальную организацию производства. Это связано, в частности, с тем, что в процессе научно-технического прогресса, разделение труда в этой области (включая территориальный) динамично углубляется и расширяется, что становится основой интеграции отдельных производств. Концентрация, специализация и кооперирование приобретают большие масштабы, которые качественно различаются между собой. Производственные связи между предприятиями очень разнообразные. Элементарные территориальные машиностроительные системы часто охватывают большое количество предприятий. Которые имеют не только компактную, а и районную, межрайонную и даже межгосударственную территориальную общность.
Специализация, концентрация и кооперирование машиностро-ительных предприятий, их производственно-территориальные связи и создание комплексов являются основными организационными факторами. Эти факторы и рациональное управление играют важную роль в повышении эффективности производства. Только научно обоснованная, углубленная специализация предприятий может дать около 1/3 всего прироста производительности работы в машиностроении. Даже частичная, детальная специализация в районе дает возможность удвоить выпуск продукции и на 40-50% сократить численность вспомогательного персонала. Использование организационных факторов в повышении эффективности машиностроения требует в 1,5-2 разы меньших затрат, чем внедрение одинаковых по конечными результатам других технических и организационных мероприятий.
Машиностроение Украины характеризуется высоким уровнем концентрации производства. Потенциал Украины специалисты сравнивают с потенциалом Англии и Франции, вместе взятых. Одним из подтверждений этого является то, что Украина имеет такие уникальные предприятия тяжелого машиностроения, как "Азовмаш" в Мариуполе, Новокраматорский машиностроительный завод, объединение "Лугансктепловоз", Харьковское научно-производственное объединение (НПО) "Турбоатом", Сумское НПО им. Фрунзе и десятки других заводов и объединений. Однако машиностроительный комплекс Украины и специализированные и территориальные системы не сформировались. Одной из причин этого является то, что часто даже предприятия-соседи десятки лет пребывали в различных ведомствах, были резко размежеваны. Из Москвы планировались хозяйственные связи, взаимные поставки, определялась специализация отдельных предприятий. Теперь, когда Украины стала независимой, территориальная организация машиностроения определилась как одна из важнейших проблем этого развития.
Украина в целом обладает благоприятными условиями для формирования рациональных территориальных машиностроительных систем, в частности такими.
1. Сравнительно небольшая территория государства и удобная ее конфигурация.
2. Достаточно густая сеть путей сообщения, возможности формирования специализированных территориальных систем, охватывающих всю территорию государства: радиус связей при этом не будет превышать 1000 км. Это совсем не означает, что можно ограничиться формированием систем только в масштабах всей территории государства. Целесообразно в зависимости от сложности конечной продукции и особенностей технологии замыкать производственные связи машиностроительных предприятий в границах районных систем.
3. Наличие в территориальной структуре машиностроительной агломерации. Они могут стать ядрами районных систем, специализированных территориальных систем — внутригосударственных и межгосударственных.
4.Наличие крупных машиностроительных узлов — Харьковского, Киевского, Краматорского, Мариупольского, Львовского, Луганского, Николаевского, Запорожского, Днепропетровского и других, в которых есть большие машиностроительные заводы, которые могут стать ядрами формирования специализированных систем в масштабе всей страны.
5.Очень выгодное геополитическое положение Украины. Она непосредственно граничит с 7 государствами, из 3 раньше были в составе СССР. Эта черта геополитического положения способствует созданию межгосударственных элементарных территориальных систем. Наличие морских границ дает возможность устанавливать непосредственные связи (через Черное море) с Румынией, Болгарией, Турцией, Грузией, Россией и другими государствами. Близость к странам Центральной и Западной Европы дает возможность развивать с ними связи в кооперации предприятий Украины.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.