Рефераты. Культурно-историческое развитие Кубани в догосударственный период

Культурно-историческое развитие Кубани в догосударственный период

Федеральное агентство по образованию

Филиал ГОУ ВПО

« Сочинский государственный университет туризма и курортного ела» в г. Ейске.

«Факультет - Социально-культурный сервиз и туризм»



РЕФЕРАТ

по дисциплине: « Культурно-исторические ресурсы регионов»

Тема: «Культурно- историческое развитие Кубани в

догосударственный период»





Выполнил студент

1 курса

Специальность 100103

Яковлева Я.Б.

Проверил:

Оценка:







г. Ейск 2008


СОДЕРЖАНИЕ


1. Майкопская археологическая культура                                              3

2 Дольменная археологическая культура                                                         6

3 Племена Кубани в раннем железном веке.                                        12

Список литературы                                                                               20


1.                МАЙКОПСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА


Майкопская культура названа по имени кургана, раскопанного в 1897 в Майкопе (ныне пересечение улиц Курганная и Подгорная в г. Майкопе). Люди, создавшие майкопскую культуру жили в конце четвертого - начале третьего тысячелетий до нашей эры. Искусно владея искусством добычи и обработки металлов, они изготавливали из бронзы, золота и других местных руд различные предметы быта, посуду, оружие, ножи, наконечники стрел, разного рода крашения, ритуальные фигурки животных. Владея так же гончарным ремеслом, из разных сортов глины они изготавливали различную посуду и другую утварь.

Народы майкопской культуры чаще всего селились в горных ущельях. Они выбирали для своих селений труднодоступные и удобные для обороны места. Их поселения были огорожены мощными каменными стенами. Эти народы вели постоянные войны, сопровождаемые захватом пленных, которых впоследствии обращали в рабов.

Основными археологическими памятниками майкопской культуры являются захоронения. Каждое из таких захоронений находится под искусственной земляной насыпью - курганом. При раскопке могилы рядом с умершим археологи обнаруживают многочисленные посмертные дары - оружие, украшения, посуду, одежду.

Вождей общины хоронили под большими курганами. Помимо большого числа драгоценных украшений, оружия, гончарных изделий, вместе с умершим в могилу помещали тела других людей, которых специально убивали для этого. Простые члены общины были похоронены под сравнительно небольшими курганами, а посмертные дары в таких захоронениях очень немногочисленны.

Вокруг захоронения обычно изготавливали каменный круг - кромлех. Перед захоронением тела умерших посыпали красной краской (охрой). Некоторые исследователи полагают, что красная краска символизировала у этих племен огонь, которому они поклонялись.

Майкопская культура распространена в Предкавказье и на Северном Кавказе в раннебронзовом веке. Поселения (Мешоко и др.) долговременные, некоторые укреплены (каменные стены, рвы), дома прямоугольные. Чрезвычайно ярки погребальные памятники; один из них, Майкопский курган, давший название культуре, содержал богатый набор золотых и серебряных изделий. Захоронения в майкопском кургане совершались в ямах или на галечных вымостках, погребенные лежат в скорченном положении  на боку. Сосуды красно-охристого, желтого или серого цвета имели округлое и яйцевидное тулово (иногда - плоское дно), отогнутый венчик, лощеную поверхность, тесто хорошо отмучено. Культуру отличает высокий уровень металлообработки, контраст которому представляет архаичный облик каменного (клиновидные топоры, браслеты) и кремневого инвентаря (скребки, наконечники стрел, микролиты). К позднему этапу майкопской культуры, многие ученые относят подкурганные дольмены станицы Новосвободной, иногда выделяемые в отдельную культуру вместе с верхним слоем поселения Мешоко и рядом других памятников. Датировка майкопской культуры., имеющей аналогии в Передней Азии, - 2-я половина 3-го тысячелетия до н.э.

Высокого мастерства достигли майкопские племена и в производстве керамических сосудов. Ранняя керамика характеризуется небольшими, прекрасно обожженными тонкостенными сосудами. Поздние сосуды были более разнообразными по форме и назначению: горшки, кувшины, миски, крупные шаровидные и яйцевидные сосуды. Гончарное ремесло выделилось в самостоятельную отрасль производства, начали использовать гончарный круг.

Часть орудий труда и оружия (вкладыши серпов, наконечники стрел, проколки и др.) майкопские племена изготовляли еще из камня и кости.

Больших успехов племена майкопской культуры достигли в изготовлении тканей. Об этом свидетельствуют находки пряслиц в поселениях, а также обрывков льняной ткани и остатков шерстяных и холщовых одежд в захоронениях.

Поселения майкопских племен располагались обычно на труднодоступных мысах плато или на высоких речных террасах. Известны также и пещерные стоянки майкопской культуры. Большинство поселений были укреплены каменными оборонительными стенами, окружены рвами. Майкопские племена вели оседлый образ жизни. Об этом свидетельствуют мощные культурные слои в их поселениях, имевших форму круга или овала. Жилища располагались, в основном, у оборонительной стены. В центре поселений были загоны для скота. Жилища имели прямоугольную форму и представляли собой легкие каркасные постройки, обмазанные глиной. В поселениях имелось большое количество ям, которые использовались как хранилища. Некоторые ямы - остатки очагов - в них найдено большое количество мелких камней со следами воздействия огня.

Майкопская культура формировалась и развивалась на местной основе, но значительное влияние на нее оказали также культуры Передней Азии. Погребальный инвентарь некоторых майкопских памятников имеет значительное сходство с соответствующими предметами из Сирии и Месопотамии. Керамика и бронзовые изделия, серебряные сосуды, украшения из золота и серебра, бирюзы и сердолика и т.д. находят многочисленные аналоги в древних памятниках Ближнего Востока. Тесные связи были у майкопцев и с племенами Юго-Восточной Европы и особенно с племенами куро-аракской культуры и дольменной культуры Западного Кавказа, которая сложилась во второй половине III тысячелетия до н. э.

Религиозные представления майкопских племен были основаны на культе солнца и быка. Каменные кольца (так называемые кромлехи) вокруг могил связаны именно с этим культом. Погребальные обряды свидетельствуют о вере в загробную жизнь, так как в могилу помещали предметы, которыми человек пользовался до смерти: разнообразную посуду, орудия труда, оружие, украшения. Погребенных посыпали красной краской (сурик, охра). Красной краске придавалось значение очистительной силы огня.

Эти архаичные черты в верованиях майкопских племен сочетались с различными культурами Закавказья и Передней Азии. Очажные роговидные подставки из майкопских поселений, связанные с культом быка, были распространены на обширной территории, где проживали древние синокавказские племена, от Средиземноморья до Северо-Восточного Кавказа.

В конце III - начале II тыс. до н. э. на основе майкопской культуры, прекратившей свое существование, возникает генетически связанная с ней северокавказская культура. Причина этого кроется в массовом переселении майкопцев в Переднюю Азию, где они завоевали огромные территории и создали государства, сыгравшие во II-I тыс. до н. э. в истории Древнего Востока значительную роль.

Майкопский курган, памятник эпохи ранней бронзы (конец 3-го тысячелетия до н. э.) на территории города Майкоп. Исследован Н. И. Вессловским в 1897. Курган высотой 11 м содержал богатейшее погребение племенного вождя и его двух жён. Вождь был похоронен под дорогим балдахином, который поддерживали 4 серебряных шеста, оканчивавшиеся литыми из золота и серебра фигурами быков. Полотно балдахина было расшито рядами золотых бляшек в виде штампованных колец, фигурок львов и быков. Рядом с погребённым стояли 2 золотых и 14 серебряных сосудов. На одном из последних вырезаны пейзаж, напоминающий очертания Кавказского хребта, и вереница зверей. Изображение на этом сосуде — один из древнейших картографических рисунков. Найдены разнообразные медные предметы: кирки, топоры, долота, шилья, кинжал. Ряд украшений — золотая диадема, серебряные пронизки, разнообразные золотые и сердоликовые бусы, привески из бирюзы и ляпис-лазури, а также фигурки животных и некоторые изображения на сосудах — свидетельствует о тесных культурных связях между племенами Северного Кавказа и странами Древнего Востока.


2.     ДОЛЬМЕННАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА


Культура с погребальными сооружениями в форме дольменов была распространена на значительной территории Причерноморья - от Таманского полуострова до г. Очамчири и бассейна реки Кубань, занимая в основном горно-лесные районы. Древнейшие дольмены на Западном Кавказе появились еще в эпоху ранней бронзы, между 2400-2100 гг. до н. э. Они представляют собой монументальные (мегалитические) постройки, сложенные из каменных плит и блоков или высеченные в скальном массиве. Дольмены служили усыпальницами. У адыгейцев и абхазов они известны под названием "испун", "спыун" ("дома карликов", "пещеры"), а также "кеунеж", "адамра" ("древние могильные дома"). Сейчас на территории Западного Кавказа  известно более 2200 дольменов. Наиболее распространены сооружения плиточного типа, реже - монолиты, высеченные в скалах. Они снабжены отверстиями круглой или аркообразной формы, через которые покойника помещали в камеры. Наиболее древние дольмены отверстий не имели. Древнейшие дольмены содержали от одного до трех покойников, положенных скорченно и густо засыпанных красной охрой (таница Новослободская, бассейн р. Кизинки). Это были захоронения родо-племенных вождей. В эпоху расцвета дольменной культуры (первая половина II тысячелетия до н.э. появляются массовые захоронения в позе сидя. К этому времени относятся огромные скопления дольменов ("поляны") с сотнями построек.

Археологические находки из дольменов и отдельных поселений позволяют говорить о высокой культуре их строителей. Это были племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством, а в приморской полосе - морским промыслом; они прекрасно владели мастерством не только обработки камня, но и металла; умели лепить прочную глиняную посуду, скупо украшенную орнаментом.

Исследователи полагают, что форма западнокавказких дольменов или появление их на Кавказе объясняется далекими морскими связями кавказских народов. Как бы то ни было, кавказские строители не просто заимствовали чужую практику возведения подобных построек, а вложили в нее собственную изобретательность. Эпоха существования дольменов на Северо-западном Кавказе была временем, когда возникало имущественное неравенство, а род еще представлял собой сильную общетсвенную организацию, хотя уже и разделившую между отдельными семьями свое некогда коллективное хозяйство, когда высокого уровня развития достигла строительная техника и получил распространение заупокойный культ.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.