Рефераты. Конституционное право Великобритании

  Свобода  личности в  понимании англичан  означает право  не подвергаться  тюремному  заключению, аресту или любому  другому физическому ограничению  свободы без надлежащих юридических оснований и гарантий  от произвола.

  Основой  защиты прав граждан от произвола является:

а) право  задержанного  выяснить причины  его задержания  и потребовать  от судьи  их проверки в течение 24 часов;

б)  право считаться  невиновным до тех пор, пока вина не будет доказана судом;

в) запрет на получение  доказательств вины путем  психического и физического  давления;

г) право на  обычный, а не чрезвычайный   или с особыми полномочиями суд.

  Свобода личности означает не только личную неприкосновенность, но и свободу частной жизни. Это понятие включает  в  себя тайну  переписки и телефонных  переговоров;  защиту от электронных средств контроля за личной жизнью; свободу совести и вероисповедания.

  Социальные права  получили свое  развитие  и закрепление в законодательстве  лишь в самую  последнюю очередь. Среди них выделяются: право на равную плату  за равный труд; право на отдых, право на социальное обеспечение; право на  образование; право на здоровье и др.

3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА

  Политические партии в Великобритании  представляют собой  общественные объединения  граждан, создаваемые  для выражения их политических интересов. Важнейшим назначением  политических партий является  участие в выборах. В Великобритании действует двухпартийная система, т.е. основную борьбу за представительство   в Парламенте  и в местных органах  власти ведут две  основные политические партии. Сегодня это  Консервативная партия  и Лейбористская партия. Именно эти две политические партии попеременно чередуются  у власти в течение  многих  десятилетий.

  Правовую основу деятельности  политических партий  составляет конституция (в части политических прав  граждан) и текущее законодательство, регулирующее отдельные аспекты  их деятельности, преимущественно финансовые. В Великобритании  в отличие  от ряда других европейских стран  нет отдельного  закона, регулирующего  деятельность политических партий. Термин « политическая партия» в законодательстве отсутствует. Партии функционируют  в силу обычая.

  Финансовую основу  политических партий составляют  пожертвования юридических  и физических лиц.

  Государство не осуществляет финансирования деятельности  политических партий, за исключением государственных выплат  оппозиционным партиям в Парламенте, сумма которых складывается  из фиксированных средстт, выделяемых  каждой партии,  и по 3ф. за каждые  200 голосов, полученных  партией  на последних выборах.

  Консервативная партия  является одной  из наиболее  крупных и старых  политических партий  Великобритании, насчитывающей около  2 млн. постоянных сторонников. Консервативная партия не имеет постоянной  программы и устава.  Функцию партийной   программы выполняют  предвыборные манифесты, содержащие  программные  положения   консерваторов  на предстоящих выборах.

  Лейбористская партия  представляет  собой политическую  организацию  социал-демократического характера,  играющую  наряду с  Консервативной  партией  главную роль  в двухпартийной системе  Великобритании.

  В лейбористской партии существует  индивидуальное и коллективное членство. Наиболее крупные  коллективные члены -  профессиональные союзы. Партия имеет Устав. Постоянной  программы нет. Программное положение  формулируется  в период  предвыборных  кампаний исходя из программной  цели- построения справедливого  демократического общества с динамичной экономикой.

  Партия  либеральных демократов представляет собой  политическую организацию, созданную в 1988г. на базе Либеральной  партии, социальную основу  которой  составляли  мелкие  и средние  предприниматели, часть интеллигенции и государственных служащих.

   Партия либеральных демократов не имеет  постоянной программы. Ее предвыборные лозунги сочетают в себе подходы   и консерваторов и лейбористов.

  Социал-демократическая партия  создана в 1981г.  в результате выхода  из Лейбористской ее правового  крыла.  Постоянной или долгосрочной программы  партия не имеет, а по политическим  ориентирам  близка к Консервативной партии.

  Партия Плайд  Кимру (Свободный  Уэльс) представляет собой  созданную в 1925г. политическую организацию  националистического характера, основная цель которой - добиться полного самоуправления  Уэльса .

  К региональным политическим партиям относятся разрешенные  на территории Северной Ирландии политические организации, выступающие  за сохранение единства Великобритании и Северной Ирландии. Это Юнионистская  партия Ольстера, Демократическая  юнионистская  партия, Народная  юнионистская  партия Ольстера.

4. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

  В Великобритании не действует  в классическим виде  принцип разделения властей, в соответствии с которым  законодательная, исполнительная и судебная власть  осуществляется  разными  государственными органами. И формально, и фактически  такого  строгого  разделения  властей  нет. Монарх всегда  был и остается  частью каждой  из ветвей власти: Правительство Ее Величества; министры Ее Величества; Королевская подпись на законопроекте; судьи  Ее Величества; судебный обвинительный акт от имени  монарха.

  Особенности принципа  разделения властей   проявляются не  только в положении монарха в  системе  государственных органов, но и в том, что:

а) члены Правительства  являются членами  законодательного органа  власти, а также обладают  полномочиями издавать  акты делегированного  законодательства. Лорд-канцлер  является  одновременно членом  Кабинета, Спикером  Палаты  лордов и Председателем  Апелляционного Суда;

б) Палата лордов  является не только второй палатой   Парламента, но и высшей   судебной апелляционной  инстанцией  Великобритании;

в) Тайный совет -  совещательный, исполнительный орган при монархе- в лице своего   Судебного комитета  является высшей  инстанцией  для рассмотрения  апелляций  на решения  церковных  судов и медицинских трибуналов. Он обладает также специальной  юрисдикцией высказывать в связи с обращением монарха  свое мнение по вопросам права.

  В настоящее время Парламент  Великобритании  состоит из монарха  и двух палат:  Палаты общин и Палаты лордов.  Нижняя палата-Палата общин- представляет собой   общенациональный  представительный орган, избираемый  одновременно  на пять  лет  по мажоритарной  системе относительно большинства. Руководит палатой спикер. Важную роль в работе палаты  играют парламентские комитеты.

  Палата лордов - это верхняя палата  английского  парламента.  В настоящее время палата находится  в состоянии существенного реформирования. Принят закон об  упразднении членства  в ней наследственных  пэров.

  Функции, роль и полномочия палат различны. Наиболее значимую роль в  законодательном процессе и в осуществлении парламентского контроля  играет Палата общин. Только она может выразить правительству недоверие. Палату лордов можно охарактеризовать  как слабую верхнюю палату: при несогласии с законопроектом, принятым нижней палатой, она  может лишь отсрочить  его принятие, так как  Палата общин вправе преодолеть  выражения верхней палаты.

  Исполнительная власть Великобритании имеет сложную  структуру. В стране имеет Правительство, включающее Премьер-министра и около 100 министров.  Правительство никогда вместе на заседании не собирается. В рамках Правительства  действует Кабинет - гораздо меньшее по численности собрание  министров (около 20). Именно  Кабинет принимает от имени  Правительства  все  решения.

  Судебная  система  Соединенного Королевства  является  весьма  сложной.  Фактически в стране  сосуществуют  три  судебные системы: Англии и Уэльса, Шотландии, а также Северной  Ирландии. При этом свободными  инстанциями, действующими  в масштабах  всей страны, являются только  Палата  лордов и Тайный  совет (коллегиальный  орган, традиционно  действующий  при монархе и формируемый монархом, помимо судебных полномочий  осуществляет  совещательные  функции при монархе.)

  Территориальное устройство Соединенного Королевства является унитарным.  Исторически Соединенное Королевство Великобритании  и Северной Ирландии состоит из четырех регионов: Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.

  Политико-административное деление регионов различно.  Англия и Уэльс делятся на графства, графства в Англии делятся на административные округа, а округа -  на общины (приходы). Графства Уэльса  непосредственно делятся на общины. Северная Ирландия состоит  из графств, они –из округов, округа- из общин. Шотландия  территориально поделена  на округа, состоящие из общин.

  В большинстве местных единиц  действуют органы местного  самоуправления. Это, прежде всего, выборные  непосредственно населением советы. Каждый совет ежегодно   выбирает из своего состава  председателя , а также комитеты, которым делегируются  многие полномочия совета и которые осуществляют  исполнительную деятельность.  Следовательно, особых  исполнительных органов  местного самоуправления  в Великобритании нет. Чиновники, назначаемые  центральной властью и осуществляющие   местное  управление, тоже отсутствуют. Компетенция органов  местного  самоуправления  традиционна, однако на практике  возникают сложности по вопросу  о ее разграничении между органами местного самоуправления различных уровней.

  Особый  статус имеет  столица  Соединенного Королевства – Лондон.  Вместе с  прилегающими  пригородами  он образует  единый  конгломерат, именуемый Большим Лондоном.  В настоящее время органами управления Большим Лондоном  являются  состоящая из 25 депутатов Ассамблея  и Мэр, избираемые  непосредственно  населением  столицы.

  Соединенному  Королевству  принадлежат  также островные и зависимые территории, которые, однако, не рассматриваются как его части.

  Островные территории - это принадлежащие Англии с феодальных времен   остров Мен и острова  пролива Ла-Манш. Они являются  «коронными»  владениями  и подчиняются  суверенитету  Соединенного Королевства. Острова  имеют  собственные  органы  управления, но по вопросам  обороны, внешних  сношений и таможенного  дела  законы принимает  английский парламент.

  Зависимые  территории - это бывшие колонии Великобритании, сохранившие  государственно-правовую связь с ней. В каждой колонии имеется собственный парламент, но он не решает вопросы безопасности.

              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  В заключение данной работы можно сделать ряд выводов:

I. Характерные черты конституции Великобритании –

1.она является  единой  для  Соединенного Королевства  Англии, Уэльса, Шотландии и Северной  Ирландии;

2. она является  неписаной. Выделяются  три составляющие  британской конституции:

- статутное право;

-Общее право;

- Конституционные соглашения.

3. Она является «гибкой» конституцией.  В ней действует  общий порядок  принятия  и изменения парламентских законов, которые не могут пересматриваться  судами или   объявляться  неконституционными.

II.  Источиики британской  конституции :статуты, конституционные обычаи, судебные прецеденты и доктриальные источники.

III.В Великобритании не действует  в классическом виде  принцип разделения  властей, в соответствии с которым  законодательная, исполнительная и судебная власть   осуществляются разными государственными органами. Монарх всегда  был и остается  частью каждой из ветвей власти.

                    СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:


1.Алебастрова И.А.  Конституционное  право зарубежных  стран: Курс лекций.- М.:  Юрайт- М, 2002.

2. Barnett H. Constitutional and Administrative Law. L.: CP, 1995. P.7

3.Конституционное право зарубежных стран. Учебник  для вузов.  Под общ. ред.  члена- корр. РАН, проф. М.В. Баглая.- М.:  Издательская  группа НОРМА-ИНФРА.М, 1999

4.Шестакова К.Д.  Конституционное право  зарубежных  стран.:  Учеб. пособие.- М.:  Издательство РИОР, 2004.


[1] Barnett H . Constitutional and Administrativ Law .L .: CP , 1995.  P.7

[2] Конституционное право зарубежных стран. Учебник для  вузов. Под общей ред. члена- корр. РАН, проф. М.В. Баглая.- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М, 1999 С. 400


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.