Рефераты. Конституционное право США

В условиях широкого развития информации (в США существует 150 каналов телевидения и 11 тыс. периодических изданий) большое влияние на общественное мнение и через него на политику оказывают средства массовой информации. Цензуры не существует, но может быть ограничена информация (прежде всего реклама), причиняющая ущерб здоровью населения, его морали. Уголовным и административным законодательством запрещаются призывы к насилию. Все средства массовой информации в США негосударственные. Не существует также партийных периодических изданий.

Порядок изменения Конституции. Конституция США относится к категории жестких. Поправки к ней могут быть приняты 2/3 членов обеих палат Конгресса — либо специальным конвентом, созванным по инициативе 2/3 штатов. Они подлежат ратификации законодательными собраниями 3/4 штатов либо конвентами 3/4 штатов, созванных по решению федерального Конгресса. Начиная с 1917 г. период одобрения поправок легислатурами штатов ограничивается семью годами, в течение которых закон о поправке должен быть рассмотрен легислатурами штатов.[7] В результате этих сложностей за два с половиной столетия принято лишь 27 поправок (были предложены тысячи поправок, Конгресс принял около 40 из них, штаты ратифицировали 27). Они не включаются, а текст Конституции, остающийся неизменным, а прилагаются к ней.

Впервые Конституция США была дополнена Биллем о правах, принятым в 1789 г и ратифицированным необходимым числом штатов в 1791 г. Принципиальное значение имеют три поправки, принятые после Гражданской войны 1861-1865 гг. Это 13-я поправка (1865 г.), отменившая рабство и признавшая бывших рабов-негров гражданами США, XIV поправка (1866 г.) о расовом и национальном равноправии граждан, о запрещении лишения жизни, свободы, собственности без должной судебной процедуры, 15-я поправка (1869 г.) о равенстве избирательных прав граждан-мужчин. 19-я поправка (1917 г.,) предоставила избирательные права женщинам, 24-я — запрещает лишение избирательных прав за неуплату налогов, 27-я — запрещает данному составу Конгресса увеличивать размер своего жалованья.

 Конституционный контроль осуществляется общими судами, а окончательное решение по федеральным актам принимает Верховный суд США, по актам штатов — обычно верховные суды штатов. Судебный конституционный контроль в США характеризуется четырьмя основными чертами: а) им охватываются не только законы, но и иные нормативные правовые акты; б) он осуществляется деконцентрированно, т.е. может проводиться любым судом при рассмотрении любого дела, в котором затронут законный интерес гражданина; в) он имеет казуальный характер, т.е. возможен только при рассмотрении лишь конкретного дела; г) имеет относительный характер, т.к. решения суда являются обязательными только для спорящих сторон и не распространяются на всех субъектов правоприменительной деятельности.[8] С 1803 г. Верховный суд признал неконституционными около 150 положений федеральных законов и более 1 тыс. положений конституций и законов штатов.

Содержание федеральной Конституции во многом дополняется и даже модифицируется законами конгресса, актами президента, судебными прецедентами, конституционными обычаями. Это даёт определённое основание говорить о так называемой «живой конституции», отличающейся от юридической конституции и в большей степени соответствующей современным общественным отношениям.

Вопрос 2. Федеральные государственные органы.

 Конституция США исходит из принципа разделения властей в его «жестком» варианте. Статья I Конституции посвящена законодательной власти (Конгресс), ст. II — исполнительной (Президент), ст. III — судебной (преимущественно Верховному суду США). Стремление обеспечить их равновесие осуществляется путем четкого разделения полномочий между органами государства, установления системы сдержек и противовесов властей, их взаимозависимости.

Структура и порядок формирования Конгресса США. Конгресс США состоит из двух палат: Палаты представителей и Сената. Палата представителей избирается на 2 года в составе 435 депутатов по одномандатным округам, кроме того, в состав палаты входят несколько представителей от тех территорий США, которые не являются штатами (эти представители не имеют права решающего голоса).

Сенаторы избираются сроком на 6 лет, по два от каждого штата, но действует принцип ротации: треть сенаторов обновляется каждые 2 года. Для кандидатов в парламент, кроме обладания полнотой политических и гражданских прав, устанавливаются дополнительные условия: повышенный возраст, постоянное проживание на территории США (для сенатора — не менее 9 лет, конгрессмена – 7 лет).

Требованием, альтернативным сбору подписей избирателей и также направленным на отсеивание «несерьезных» кандидатов, в некоторых штатах ( Калифорния, Техас) выступает внесение так называемого регистрационного взноса (аналога избирательного залога в других странах).

Так, в соответствии с избирательным кодексом Калифорнии регистрационный взнос устанавливается в процентном отношении к размеру дохода кандидата за последний перед выборами год: 2% — при выборах в Сенат Конгресса США, 1% — при выборах в Палату представителей Конгресса США.1

 Практически выборы являются всеобщими (ценз оседлости составляет 30 дней для избирателей, участвующих в президентских выборах, и от 1 до 30 дней — для других, что устанавливается законодательством каждого штата), но это срок для проживания в своем избирательном участке, а ценз оседлости в пределах штата достигает одного года, в пределах муниципального образования — 90 дней. В большинстве штатов США регистрация избирателей необязательна. Не включаются в списки избирателей умалишенные и осужденные к лишению свободы. На выборах применяется тайное голосование (бюллетени, избирательные машины, специальные электронные карточки избирателей).

Контроль за проведением федеральных выборов осуществляет Федеральная избирательная комиссия, созданная в 1974 г. как независимый орган. Кроме того, в ее задачи входит обеспечение эффективной работы избирательных органов, организация работы в качестве общенациональной счетной палаты, отвечающей за сбор информации и вопросы процедуры федеральных избирательных кампаний. Она состоит из шести членов с правом голоса, назначаемых Президентом США и утверждаемых Сенатом Конгресса США сроком на шесть лет. Для принятия решения комиссии требуется поддержка ее четырех членов. Каждый год из ее состава избираются председатель и его заместитель, представляющие разные партии. В соответствии с законом комиссия должна собираться раз в месяц, но обычно это происходит чаще.1

 В 2002 г, создан также другой федеральный орган — Комиссия по обеспечению выборов, но она занимается лишь внедрением новых технологий и подбором лиц для работы в участковых избирательных комиссиях. В целом в штате организацией выборов ведает либо секретарь штата (обычно — выборная должность), либо избирательная комиссия, создаваемая губернатором из представителей партий, выдвинувших кандидатов, а участковая комиссия состоит из оплачиваемых добровольцев.

Члены Палаты представителей и сенаторы являются профессиональными парламентариями, имеют свободный мандат, не могут быть досрочно отозваны избирателями. Их депутатский иммунитет ограничен: депутаты и сенаторы пользуются неприкосновенностью только во время сессии, на пути на сессию и обратно, но за измену, тяжкие уголовные преступления и нарушение мира (общественного порядка) они могут быть арестованы и в этот период. Депутаты пользуются индемнитетом, не несут ответственности за речи и голосование в парламенте. Они получают парламентское вознаграждение: (в 2001 г. конгрессмены получали 141,3 тыс. долл. в год). Кроме того, им выплачиваются дополнительные суммы в зависимости от численности их избирательных округов. Размер этих сумм колеблется от 140 тыс. до 400 тыс. долл. в год. Им выделяются деньги для содержания личного штата — секретарей, референтов, помощников (у члена нижней палаты их 18, у сенатора — 20—30).[9] Депутаты пользуются оплачиваемыми командировками (в том числе 15 поездок в год в свои избирательные округа), бесплатным медицинским обслуживанием, им оплачиваются почтовые, телефонные, канцелярские расходы, пользование иными средствами коммуникаций; они получают специальную пенсию, размер которой зависит от стажа пребывания в Конгрессе. Предусмотрена ответственность конгрессменов за различные проступки в формах порицания, выговора, лишение статуса «старшинства», исключение из состава комитета. исключение из состава палаты.

 Каждая палата создает свои руководящие и внутренние органы. Заседаниями Палаты представителей руководит спикер (он всегда является представителем партийной фракции большинства), в Сенате председательствует вице-президент (в период отсутствия вице-президента может быть избран временный председатель из фракции большинства). Спикер пользуется большими полномочиями: определяет повестку дня, назначает депутатов в специальные, следственные и согласительные комиссии при разногласиях палат, руководит вспомогательным аппаратом палаты; он вправе применять меры взыскания к депутатам и т.д. Под руководством спикера работает клерк палаты, выполняющий секретарские функции, пристав, отвечающий за безопасность в палате и другие должностные лица[10]. Однако голосует спикер только при равенстве голосов, тогда его голос — решающий. Председатель Сената, напротив, существенных полномочий не имеет. Обсуждения в Сенате проходят на основе саморегулирования, в связи с чем раньше нередко применялся прием «флибустьерства» — путем бесконечных выступлений «заговаривают» законопроект другой партии до окончания сессии, а после ее окончания вся процедура прохождения законопроекта должна начинаться сначала.

Конгресс создает из своих членов различные комитеты: постоянные объединенные комитеты обеих палат (их немного — по экономике, налогообложению и др.), которые координируют деятельность Конгресса в указанных сферах; постоянные специализированные комитеты каждой из палат (в Палате представителей их 22: по иностранным делам, по образованию и труду, юридический и др., в Сенате — 17: иностранных дел, финансов, сельского хозяйства и др.), которые работают над законопроектами, организуют парламентские слушания, контролируют деятельность администрации, министры представляют этим комитетам ежегодные отчеты о работе их ведомств (число объединенных комитетов конгресса и специализированных комитетов палат изменяется). Временные специальные комитеты создаются для расследования отдельных вопросов (чаще всего по сообщениям прессы), согласительные комитеты (комиссии) — для преодоления разногласий между палатами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.