Рефераты. Коммерческий риск инновационной деятельности

Риск опротестования патентов, защищающих принципи­альные технические, дизайнерские и маркетинговые решения, — это вероятность потерь в случае объявления недействительны­ми патентных прав, на основе которых предприятие уже осу­ществляет инновационный проект и рассчитывает на по­лучение монопольной прибыли.

Следующая группа рисков, возникающих в процессе ин­новационной деятельности, — это маркетинговые риски, свя­занные со снабжением и сбытом. Данные риски в первую оче­редь обусловлены техническим и особенностями инновацион­ного проекта. В некоторых случаях для его реализации требуются уникальное оборудование или высококачественные ком­плектующие или материалы, которые также требуют разработки и освоения. Поэтому в некоторых случаях перед предприя­тием встает проблема поиска поставщиков, способных разра­ботать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Иногда таких поставщиков нет на отечественном рынке и предпринимательской фирме приходится выходить с предложениями на международный рынок, что влечет за со­бой дополнительные затраты, а также появление рисков, свя­занных с внешнеэкономической деятельностью. В данном случае затраты предприя­тия при разработке инновационного проекта могут значитель­но увеличиться, а ожидаемый экономический эффект значи­тельно снизиться. Это произойдет и в случае невыполнения поставщиками своих обязательств по срокам, по качеству пре­доставляемых услуг и т. п.

Маркетинговые риски сбыта разработанного инновацион­ного проекта включают следующие:

§        риск недостаточной сегментации рынка, который чаше всего возникает при разработке и внедрении новых то­варов и услуг высокого качества и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а это в свою очередь влияет на объемы реали­зации новых изделий;

§        риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, воз­никающий в следующих ситуациях:

-         когда спрос на новшество на выбранном сегменте рынка оказывается нестабильным;

-         когда на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно сформировалась;

-         если выбран сегмент рынка, в кото­ром потребность в новшестве оценена неверно;

-         если для продаж выбран сегмент рынка, в котором потреб­ность в новшестве ограничена, и т. п.;

§        риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за выбора неудачной организации сети сбыта и сис­темы продвижения новшества к потребителю.

Кроме рассмотренных выше видов рисков на деятельность инновационных предприятий влияют риски, характерные для всех предпринимательских организаций (политические, кре­дитные, инвестиционные и др.):

1.     Риск,  связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли

2.     Внешнеэкономический  риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и тому подобное)

3.     Неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе

4.     Неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии

5.     Колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и тому подобное,

6.     Неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий

7.     Производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак и тому подобное)

8.     Неопределенность целей, интересов и поведения участников

9.     Неполнота  или неточность информации о финансовом положении и деловой ситуации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).

Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе сопутствующих затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе  реализации  проекта  неблагоприятных ситуаций и последствий, и характеризуется понятием риска.

Наиболее точным является метод формализованного описания неопределенности. Применительно к видам неопределенности, наиболее часто встречающимся при оценке инвестиционных проектов, этот метод включает следующие этапы:

1.     описание всего множества возможных условий реализации проекта  (либо в форме соответствующих сценариев, либо в виде системы ограничений на значения  основных  технических,  экономических  и тому подобное параметров проекта) и отвечающих этим условиям затрат (включая возможные санкции и затраты,  связанные со страхованием и резервированием), результатов и показателей эффективности;

2.     преобразование исходной информации о  факторах  неопределенности  в информацию о вероятностях отдельных условий реализации и соответствующих показателях эффективности или  об  интервалах  их изменения;

3.     определение показателей эффективности проекта в целом с учетом неопределенности условий его реализации - показателей ожидаемой эффективности.

Как было отмечено выше, риск инновационной деятельности тем больше, чем более локализован инновационный проект, если же таких проектов много, и они в отраслевом плане рассредоточены, риск минимизируется, и вероятность успеха возрастает. При этом прибыль от реализации успешных инновационных проектов настолько велика, что покрывает затраты по всем остальным неудавшемся разработкам.

Инновационный риск возникает также при следующих ситуациях:

§        при внедрении более дешевого метода производства товара или оказания услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции принесут организации временную сверхприбыль до тех пор, пока организация является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации организация сталкивается с одним видом риска – возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;

§        при создании нового товара или оказании услуги на старом оборудовании. В данном случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия уровня качества товара или услуги в связи с применением оборудования, не позволяющего обеспечивать необходимое качество;

§        при производстве нового товара или оказании услуги с помощью новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя, риск несоответствия нового оборудования и технологии требованиям, необходимым для производства нового товара или услуги, риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не соответствует техническому уровню, необходимому для производства новых товаров.

Таким образом, в общем виде риск в инновационной деятельности можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении организацией средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта. Следовательно, рассмотренные риски в конечном счете сводятся к риску возможных потерь, т.е. являются коммерческими.

П.Дракер сформулировал «правила эф­фективных исследований», для  инновационных фирм в целях снижения рисков и повы­шения эффективности инновационной деятельности[8]:

§        Каждое новое изделие, процесс или услуга начинают ус­таревать в тот день, когда они впервые достигают самоокупае­мости.

§        Тот факт, что именно вы признаете свое изделие, про­цесс или услугу устаревшими, — единственный путь помешать сделать это вашему конкуренту.

§        Лучше забыть уместное в XIX веке различие между «фундаментальными» и «прикладными» исследованиями. Оно все еще может сохраняться в чистой науке, но в промышленности это бессмысленно.

§        В эффективном исследовании физика, химия, биология, математика, экономика и др. — это не «дисциплины», а ору­дия. Эффективное исследование требует, чтобы руководитель инновационного проекта знал, как, когда и какого специали­ста необходимо привлечь для реализации проекта.

§        Исследование — это не одно усилие, а три: усовершенст­вование, управляемая эволюция и нововведение. Они допол­няют друг друга, но в тоже время и значительно отличаются друг от друга. Усовершенствование направлено на то, чтобы сделать и без того успешное еще лучше, это никогда не пре­кращающаяся деятельность. Девиз управляемой эволюции: «каждое успешное новое изделие — это ступень к следующему изделию».



3. Методы управления рисками в инновационной деятельности

Избежать полностью риска в инновационной деятельности невозможно, так как инновации и риск – две взаимосвязанных категории.

Одним из способов снижения инновационного риска является диверсификация инновационной деятельности, состоящая в распределении усилий разработчиков (исследователей) и капиталовложений для осуществления разнообразных инновационных проектов, непосредственно не связанных друг с другом. Если в результате наступления непредвиденных событий один из проектов будет убыточен, то другие проекты могут оказаться успешными и будут приносить прибыль. Однако, на практике диверсификация может не только уменьшать, но и увеличивать риск инновационной деятельности в случае, если предприниматель вкладывает средств в инновационный проект, который направлен в ту область деятельности, в которой его знания и управленческие способности ограничены.

Передача (трансфер) риска путем заключения контрактов – следующий метод снижения риска инновационной деятельности. Если проведение каких-либо работ по инновационному проекту слишком рискованно и величина возможного риска неприемлема для инновационной организации, она может предать эти риски другой организации. Передача риска выгодна как для стороны передающей (трансфера), так и для принимающей (трансфери) в случае, если:

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.