Рефераты. Коммерческая деятельность предприятия



Рис. 4. Структура управления коммерческой службой по функциональному признаку

         

Важным условием эффективности управления коммерческой де­ятельностью является ее местоположение и взаимосвязанные дей­ствия в организационной структуре торгового предприятия. Эти признаки определяются сферой деятельности предприятия, его стра­тегическим курсом и объемом реализации продукции.

Существует несколько типов организационной структуры торго­вого предприятия:

линейная,

функциональная,

линейно-функцио­нальная,

линейно-штабная,

дивизиональная,

матричная и др.


Обычно малые торговые предприятия начинают свою деятель­ность с простой линейной организации, в которой распределение полномочий идет сверху вниз.

Функциональное управление, широко используемое в средних торговых предприятиях, - это управле­ние по отдельным функциям (маркетинг, финансы, сбыт, кадры), при котором высшее звено руководит сотрудниками низовых уровней, но только в пределах одной функции. Основу линейно-функциональных структур составляет так назы­ваемый шахтный принцип построения и специализации управлен­ческого процесса по основным функциям. По каждой из них форми­руется иерархия служб по уровням (шахтам), пронизывающая всю ор­ганизацию сверху донизу.

Линейно-функциональные структуры на­иболее эффективны в условиях использования аппаратом управле­ния определенного заданного алгоритма при решении типичных за­дач. Однако при линейно-функциональном управлении слабо учи­тываются постоянно изменяющиеся внутренние и внешние условия деятельности торгового предприятия, допускается нерациональное распределение информационных потоков, превышаются нормы уп­равляемости, особенно у руководителей высшего звена.

Суть линейно-штабной организационной структуры состоит в том, что при линейном руководителе создается в помощь ему груп­па специалистов, так называемый штаб, или оперативно-аналити­ческий отдел. В его задачи входит: получение и анализ информации о внешней и внутренней среде; осуществление контроля; подготов­ка проектов решений; текущее информирование и консультирова­ние руководства. При штабной структуре управления высшее звено руководителей в значительной мере освобождается от вспомогатель­ных, второстепенных функций в процессе управления.

Дивизиональная организационная структура предполагает деле­ние организации на элементы и блоки по видам товаров или услуг, группам покупателей или географическим районам. Разработка та­кой структуры вызвана расширением масштабов предприятий, ди­версификацией производства и изменениями внешней среды.

При матричной структуре управления сочетаются вертикальные линейные и функциональные связи с горизонтальными. Персонал функциональных подразделений, оставаясь в их составе и подчине­нии, обязан также выполнять указания руководителей проектов или специальных штабов, которые образуются для руководства отдель­ными проектами и работами. Руководители проектов устанавливают состав и очередность работ, а руководители подразделений несут ответственность за их надлежащее и своевременное исполнение.

В практике управления торговыми предприятиями обычно ис­пользуются типы организационной структуры в определенной ком­бинации. Разнообразие организационных структур вызвано адапта­цией торговых предприятий к новым условиям, развитием потреби­тельского рынка, коммуникационных сетей и совершенствованием коммерческой деятельности.

Можно выделить три наиболее характерных варианта организа­ционной структуры торгового предприятия в увязке с местоположе­нием и управлением коммерческой деятельностью.

Первый вариант (рис.5.) предпочтителен для торгового пред­приятия со средним товарооборотом и неширокой номенклатурой то­варов, например предприятия, занятые розничной продажей мебель­ных товаров. Основное достоинство этой организационной структу­ры – простота  системы управления, возможность прослеживать ком­пактность и соподчиненность всех функциональных подразделений. Иерархический ранг имеет две ступени, т. е. два уровня управления. Предусматривается линейная связь управления функциональными подразделениями с подчинением администрации предприятий.








Торговый процесс по группам товаров

 




Корпусная мебель (стенки), отдельные секции стенок

 

Комплекты мягкой мебели: диваны, кресла, мягкие уголки

 

Спальные гарнитуры комоды, кровати, тумбочки, трюмо

 

Кухонные наборы: отдельные элементы кухонной мебели

 

Столы обеденные письменные журнальные стулья столы-трансформ.

 

Сопутст-вующие товары: зеркала, ковры, декорат. украшения

 
 








Рис. 5. Организационная структура торгового предприятия по продаже мебели.


Такие группы, как планово-экономическая, бухучета финансов, коммерческо-распорядительная, составляют первый уровень органи­зационной структуры. На коммерческо-распределительную службу возложены совершение коммерческих сделок, закупки и организа­ция поставок товаров. Но главные функции коммерческой службы ­это управление операциями купли-продажи и расширение целевых рынков мебели, действующих на коммерческой основе. Процессы, связанные с реализацией мебели, представлены вторым уровнем уп­равления. Вся технологическая цепочка по доведению товаров из сферы производства в сферу конечного потребления ориентирована на минимальные издержки.

Второй вариант (рис. 6) наиболее типичен для торгового пред­приятия с большим объемом реализации продовольственных това­ров. В этом случае предусматривается линейно-функциональная ор­ганизационная структура с централизованным управлением деятель­ностью торгового предприятия.

ЗАКУПКА ПРОДУКЦИИ

 

ПРОДАЖА ТОВАРОВ

 

ОПЕРАТИВНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

 

Хлеб и                хлебобулочные                изделия

 

Молоко и молочные продукты

 

Маркетинговые исследования и                анализ состояния                рынков

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.