1.
Орнаментальные.
Если в тексте песни, сопровождающей хоровод нет конкретного действия,
ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то это орнаментальный хоровод.
Участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи
различные фигуры, согласую свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь
музыкальным сопровождением. Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком,
построением раскрывают и передают содержание песни. Содержание песен,
сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связанно с образами
русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его
бытом. Эти песни отличаются более четким ритмическим построением,
объединяющим участников хоровода в плавном или быстром плясовом движении. В
рисунках орнаментальных хороводов очень силен элемент изобразительности -
«завивание капустки», «заплетение плетня».
Орнаментальные хороводы в различных областях России носят
название фигурные, узорные, кружевные и т.д. Этот хоровод отличается
строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод состоит лишь из
нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются
из одной в другую.
2. Игровые.
Хоровод, в песне которого имеются действующие лица, игровой сюжет,
конкретное действие, то содержание песни разыгрывается всеми участниками
хоровода одновременно. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные
образы и характеры героев. Часто персонажами песни являются животные, птицы,
и тогда участники хоровода подражают их движениям, повадкам. В игровых
хороводах главным является - раскрытие сюжета, столкновение характеров и
интересов действующих лиц. Больше всего тем для игровых хороводов содержится
в песнях, отражающих жизнь и быт народа. В действие хоровода органично входят
платочек, лента, венок, палка и т.д. Эти предметы иногда служат и символами.
Так венок символизирует брачный союз, платочек заменяет подушку, перину и
т.д. В таких хороводах может выделяться исполнитель, играющий роль, а иногда
две или три, но чаще всего выделяется несколько действующих лиц. В игровых
хороводах рисунок построения проще, чем в орнаментальных. Композиционно эти хороводы
строятся по кругу, или линиями, или парами. В центре круга происходит
действие, разыгрывается сюжет. В линейном построении хороводов участники
поделены на две группы, которые ведут своеобразный диалог. Существуют
определенные группы песен, требующие обязательного линейного построения или
именно кругового. В игровых хороводах большое значение приобретают
артистические способности участников.
|
1.
Одиночная.
Бывает мужской и женской. В ней наиболее полно отражается
индивидуальность, мастерство, изобретательность исполнителя. Одиночная пляска
основана на импровизации исполнителя. Исполнители пляски своими движениями
могут передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также
исполнители привносят движения, связанные с трудовыми процессами, образами
птиц, зверей и т.д. Одиночная пляска имеет свои устоявшиеся традиции
исполнения, определенную форму построения. Она начинается с движения по кругу
- проходки - или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте -
с выходки. Это начало пляски, затем следует ее развитие и пляска достигает
кульминации, и следует финал.
2. Парная .
Ее исполняют в основном парень и девушка, реже мужчина и женщина, но
пожилые люди в ней участия не принимают. Содержание парной пляски - как бы
сердечный разговор, диалог влюбленных. Чаще всего это свадебные пляски. Но
иногда в парных плясках содержание и настроение бывает несколько иным:
передается равность или легкая обида любящих. В основном парные пляски очень
лиричны. Они не имеют строго установленного рисунка, бурного нарастания и
энергии исполнения. Она ровная по темпу.
3. Перепляс.
Это соревнование в силе, ловкости, изобретательности. Это показ
индивидуальности исполнителя. В старинном русском переплясе участвовали два
парня или двое мужчин, девушки участия не принимали. Перепляс исполнялся под
сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню. Перепляс начинался
медленно, а заканчивался в быстром темпе. С изменением бытового уклада
перепляс стали исполнять все желающие (женщины, мужчины, пожилые люди), но
участвуют всего двое. Перепляс исполняется под общеизвестные распространенные
мелодии, иногда под частушки. В настоящее время на сцене пляшут несколько
человек с одной стороны, несколько с другой, но при этом задача и характер
исполнения парного перепляса сохраняется.
4. Массовый пляс.
В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве
участников. Массовый пляс чаще всего исполняют в парах - один против другого.
Пляшут по одному, по трое, по четверо, но у каждого исполнителя пляса есть
своя задача - не только показать себя, но и сплясать лучше, чем стоящий
рядом. Каждый исполнитель может войти и выйти из пляса в любом месте, не
дожидаясь окончания. Исполнитель может плясать в любом месте площадки и с
любым участником пляса. На сцене массовый пляс встречается редко.
5. Групповая пляска.
В групповой пляске может участвовать много народа, но чаще ее состав
ограничивается небольшой группой исполнителей. Групповая пляска имеет
установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в
некоторые групповые пляски вошли одиночная или парная пляска, используется
импровизация. Групповые пляски исполняют не только парни и девушки, но и
мужчины и женщины среднего возраста. Чаще всего они исполняются по парам или
по тройкам. Групповые пляски очень разнообразны по рисункам, сюжету и
содержанию. Она всегда имеет точное место рождения и бытования. Каждая
местность имеет свои традиционные темы для плясок, формы построения, манеру и
местный колорит. Все фигуры пляса круговые: исполняются против часовой
стрелки. Групповая пляска продолжает жить и сейчас как в народе, так и на
сцене.
|
1.
Квадратная.
Она исполняется четырьмя парами, стоящими друг напротив друга по
углам квадрата. Движение и переходы пар происходят по диагонали или крест - накрест.
Квадратные кадрили пляшут по всей России. Основные построения и переходы пар:
а) Все пары одновременно сходятся к центру и затем возвращаются на
места;
б) две противоположные пары идут на встречу друг другу и меняются
местами;
в) две противоположные пары идут на встречу друг другу и образуют
кружок, после поворота по кругу рапы расходятся обратно на места или же
меняются местами;
г) две противоположные пары сходятся к центру, и парень одной пары
передает другому свою девушку, а сам пляшет перед ними.
2. Линейная.
Может участвовать от 2 до 16 пар. Пары располагаются в таком порядке:
слева от зрителя первая пара, в другой линии, напротив нее, вторая пара и
т.д. Каждая пара пляшет почти всегда только с противостоящей парой. Линейным
кадрилям присущи свои построения и переходы пар:
а) линии одновременно сходятся друг с другом и вновь расходятся, или
же одна линия стоит на месте, а другая подходит к ней и отходит;
б) девушки образуют круг между двух линий парней; круг может состоять
из парней, тогда девушки находятся в линиях;
в) две линии идут навстречу друг другу; одна линия проходит под
«воротиками» другой.
Для этих кадрилей характерно уважительное отношение парней к
девушкам.
3. Круговая.
Участвует четное количество пар, чаще всего 4 или 6, реже 8 пар. Но
иногда в круговых кадрилях может плясать нечетное количество пар, но не менее
4 пар. Пары располагаются по кругу, их отсчет ведется по движению часовой
стрелки. Первая пара находится слева от зрителя. В круговых кадрилях движения
пар и одиночные переходы происходят по кругу, против часовой стрелки, а так
же к центру круга и обратно:
а) парни стоят на своих местах, а девушки переходят по кругу, пока
вновь не дойдут до своих партнеров;
б) парни и девушки одновременно идут по кругу в противоположных
направлениях, пока не дойдут до своих партнеров;
в) девушки или парни сходятся к центру круга и образуют «звездочку»
или круг; совершив в этом построении полный поворот, возвращаются к своим
парам;
г) парни или девушки образуют внутренний круг, повернувшись лицом к
внешнему кругу; исполнители совершают обход со своими партнершами правым или
левым плечом вперед.
Существует также ряд других переходов. Круговая кадриль
исполняется простым, шаркающим и переменным шагом.
|