ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение.
1.1. Даты организации и реорганизации музея.
1.2. Цель создания музея.
1.3. Профиль музея.
1.4. Структура и функции музея.
II. Описание экспозиции.
2.1. Хронологические рамки экспозиции.
2.2. Структура (состав_ экспозиции.
2.3. НСА экспозиции.
2.4. Цель экспозиции и ее связь с составом экспонатов музея (профилем).
2.5. Анализ исторической ценности экспозиции.
III. Заключение.
3.1. Возможности изменения и дополнения экспозиции.
IV. Примечания.
Калининградский областной краеведческий музей начал комплектование фондов в 1946 году. В 1949 году открылась его экспозиция. В 1997 году изменилась структура музея и он стал историко-художественным. Еще до этого, в 1990 году музей получил статус объединения «Калининградский областной историко-художественный музей», включив в свою структуру сеть филиалов. 14 сентября 1991 года состоялось открытие нового здания музея, разместившегося в бывшем городском концертном зале Штадхалле.
Целью создания музея было рассказать о развитии и становлении народного хозяйства, культуры области, ее истории, природе края.
Музей является историко-художественным по профилю. Основной фонд музея составляют 75000 экспонатов. Научно-вспомогательные фонды музея включают картины, муляжи, реконструкции, иллюстрации, гравюры, схемы и т. п.
Экспозиционная площадь музея составляет более 3500 кв. м. За экспозицией главного музея закрепляется роль организующей, ведущей, обобщающей по отношению ко всем экспозициям филиалов. В системе экспозиции музея предусмотрены постоянные экспозиции и выставки.
В настояшее время объединение имеет шесть филиалов, в том числе три военных: «Блиндаж», «Командный пункт 43-й армии», «Форт №5 – место массового героизма советских воинов». Их экспозиции посвящены отдельным этапам Восточно-Прусской операции и штурма Кенигсберга.
«Блиндаж» представляет собой одноэтажное бомбоубежище на глубине семи метров, построенное в 1945 году. В 1968 году здесь был открыт филиал Калининградского областного историко-художественного музея. Фотографии, схемы, документы, макеты, диаграммы рассказывают о наиболее ярких, ключевых моментах штурма Кенигсберга 6 – 9 апреля 1945 года.
В 1969 году открылся филиал музея «Командный пункт 43-й армии». Здание, на втором этаже которого теперь находится филиал музея, было использовано в марте-апреле 1945 года для работы командно-наблюдательного пункта 43-й армии. Это бывшее имение «Фуксберг», а теперь поселок Холмогоровка. Экспозиция трех залов филиала рассказывает о боевом пути 43-й армии и ее участии в штурме Кенигсберга. Среди экспонатов – документы, фоографии, личные вещи участников штурма и т. п.
Мемориал «Форт №5» был открыт 9 мая 1973 года. В него вошли бывшие сооружения форта, мемориальные доски, образцы орудий того времени, аллея героев и монументально-скульптурная группа.
29 декабря 1979 года открылся филиал областного музея – музей янтаря. Он находится в реконструированной оборонительной башне «Дона». В филиале собрано более двух тысяч образцов янтаря и художественных изделий из него.
Существует филиал – музей Кристиониса Донелайтиса, основоположника классической литературы Литвы. Он был открыт в 1979 году в поселке Чистые пруды Нестеровского района в здании кирхи. В 1984 году открылся филиал «Парк скульптуры», созданный под открытым небом. По профилю он относится к группе художественных музеев. Его экспозиция сформирована на основе объединения скульптурных и архитектурных форм.
Объединение «Калининградский областной историко-художественный музей» является научно-методическим центром области, курирует муниципальные, общественные музеи города и области и осуществляет научно-просветительскую работу.[i] В данном музее находится ряд экспозиций: на первом этаже – «Природа нашего края», «Археология – древности янтарного края», «Страницы истории Восточной Пруссии», «Штрихи к экономическому портрету Восточной Пруссии», «Лекарственные растения» и «Охотничьи трофеи»; на втором этаже - «Памяти святой – набат», «Горизонты памяти» и «Они сражалитсь за Родину»; на третьем этаже – «А. Р. Т. – ателье Виталий Коротков (живопись)».[ii]
Для написания данной работы была взята экспозиция под названием: «Семилетняя война 1756 – 1763 годов». Следовательно, хронологические рамки экспозиции – 1756 – 1763 годы.
Семилетняя война относится к истории Прусского государства в XVII столетии. В это время на прусском престоле находился король Фридрих II Великий (1740 – 1786) из династии Гогенцоллернов. История царствования Фридриха Великого – это одна из самых насыщенных и событийных страниц в истории Пруссии и всей Европы XVII века. Он вел активную внешнюю политику, за что, собственно, и был назван «Великим» королем, намаловажным актом которой была Семилетняя война (1756 – 1763). Этот монарх основной задачей своей внешней политики ставил захват иностранных территорий и увеличение своего государства.[iii]
Причины Семилетней войны исходят из так называемой «борьбы за австрийское наследство», которая развязалась в результате созданной Карлом VI Арстрийским из династии Габбсбургов Прагматической санкции. Австрийский император Карл VI не имел наследников по мужской линии и, естественно, желал передать австрийский трон своей дочери Марии-Терезии; прагматическая санкция закрепляла этот акт, поддержанный многими европейскими монархами. Но как только в 1740 году Карл VI скончался, европейские государства объявляют свои претензии на австрийские территории. Первым из таких монархов стал Фридрих II. Началась первая общеевропейская война в XVII столетии – Силезская война (1740 – 1748), в которой переплелись интересы Пруссии, Австрии, Англии и Франции. Завершилась эта война Ахенским миром 1748 года, по которому Пруссии передавалась австрийская Силезия. Таким образом, к 1756 году наметился основной узел внешнеполитических противоречий между Австрией и Пруссией, который собственно и привел эти государства к новой войне – Семилтней. По существу это была также общеевропейская война, но основными противоборствующими сторонами стали Пруссия и Австрия.[iv]
До начала Семилетней войны шла очень жесткая дипломатическая борьба между ведущими европейскими державами, которая завершилась оформлением двух противоборствующих лагерей:
1) Англия, Пруссия, ландграфство Гессен – Кастильское и герцогства Браунгшвейское и Готанское заключением Уайтхолского соглашения 16 января 1756 года;
2) Франция, Австрия, Россия, Саксония, Польша и Швеция заключением Версальских соглашений 2 мая 1756 года.[v]
Стратегия Фридриха II строилась на использовании разногласий противников, чтобы бить их поодиночке. Вначале это удалось: саксонский курфюрст капитулировал перед прусской армией.
Но уже в 1757 году военное счастье стало для нее весьма переменчивым, ибо ей пришлось драться на нескольких фронтах. Правда, Фридрих еще сумел дойти до Праги и одержать под ее стенами победу над австрийскими войсками. Но вскоре австрийцы нанесли пруссакам поражение при Колине. Одновременно руссская армия вступила в Восточную Пруссию, нанеся прусской армии поражение при Гросс-Егельсдорфе в 1757 году, а в 1759 году при Кунерсдорфе; в следующем году русские войска вступили в Берлин. В это время французские войска вступают в западные владения Пруссии. Тучи сгущались, однако Фридрих II не терял присутствия духа. Еще в 1757 году пруссие войска нанесли поражение сначала австрийцам – у Лейтена, а затем разгромили французов под Рорсбахом.[vi]
Казалось бы, после подобных успехов пруссаки могли чувствовать себя гораздо увереннее. Но русские силы мешали всему, они поставили Фридриха Великого на грань катастрофы.
Можно не сомневаться, что энергичные, а главное, дружные действия антипрусской коалиции привели бы к капитуляции Фридриха II. Однако таких действий не последовало. Австрийцы, очистившие Силезию от прусских войск и полностью уверенные, что этого достаточно, чтобы удержать ее в своих руках, воздерживались от активных операций. тоЧно так же поступили шведы, вновь обосновавшиеся в Померании. Французы после Горсбаха вообще не двигались.
Все это позволило Фридриху II собрать новую армию численностью в 70000 человек. Передовой русский отряд, находившийся в Берлине, на большом растоянии от своих основных сил, не мог ему помешать в этом. И все же положение Фридриха оставалось трудным.даже в начале января 1762 года он пребывал в панике. Пруский король еще не знал тогда о событии, которому суждено было окончательно изменить ход войны. 5 января 1762 года умерла императрица России Елизавета, и ее место, под именем Петра III, занял голштинский принц – давний поклонник Фридриха II и всего прусского. Фридрих даже не предполагал, что новый самодержец России собирается отказаться от каких-либо приобретений за счет Пруссии. Направляя своего эмиссара в Петербург, он поручил ему согласиться на территориальные жертвы, в том числе и на уступку Восточной Пруссии. Это оказалось излишним, ибо Петр III прекратил войну без всяких условий. И хотя он пробыл у власти недолго, Россия не возобновила войны против Пруссии. Сменившая Петра III Екатерина II, отказавшись от предложений союза, с которым обратился к ней Фридрих II, тем не менее не обостряла отношений с Пруссией, имея несколько иные, нежели Елизавета, политические планы.
Семилетня Россия завершилась Губертсбургским миром между Австрией, Пруссией и Саксонией в 1763 году и Парижским миром, между Англией и Францией в том же 1763 году.[vii]
2.2. Структура (состав) экспозиции.
Экспозиция состоит в основном из научно-вспомогательных материалов:
1) артиллерия русской армии периода Семилетней войны 1756 – 1763 годов (ксерокопии из монографии Коробкова Н. М. Семилетняя война. – М. 1940);
а) единорог, гаубица;
б) мортира 16 –18-ти пудовая;
в) пушка полковая;
г) пушка 24-х футовая;
2) реляция главнокомандующего русской армии генерал-лейтенанта В.В. Фермора императрице Елизавете Петровне о вступлении русских войск в Кенигсберг 10 января 1758 года (копия);
3) Фигурки представителей родов войск русской армии периода Семилетней войны;
4) картина, изображающая Гросс-Егерсдорфское сражение;
5) заключение мирного договора между Россией и Пруссией об окончании Семилетней войны 24. 04. – 05. 05. – 1763 года (гравюра, фотофаксимильное воспроизведение).
Однако в экспозиции имеются и основные экспонаты (подлинники):
1) бюст Фридриха II Великого (1712 – 1786) (Германия, конец XIX века);
2) журнал о военных действиях российской императорской армии, собран из Санкт-Петербургских Ведомостей (фрагмент книги 1763 года);
3) юбилейная плакетка Болотова А. Т. (1738 – 1833);
4) книга Болотова А. Т. «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанное им для своих потомков, 1738 – 1793 годы» (СПб., 1871);
5) скульптура русского полководца, генераллисимуса Суворова А. В. (1729 – 1800) (1975 год).
Таким образом, в экспозиции «Семилетняя война 1756 – 1763 годов» и вспомогательных и основных материалов представлено поровну.
2.3. Научно-справочный аппарат (НСА) экспозиции.
В Калининградском областном историко-художественном музее в настоящее время существуют следующие экспозиции:
1) «Природа нашего края»;
2) «Археология – древности янтарного края»;
3) «Страницы истории Восточной Пруссии»;
4) «Штрихи к экономическому портрету Восточной Пруссии»;
5) «Лекарственные растения»;
6) «Охотничьи трофеи»;
7) «Памяти святой – набат»;
8) «Горизонты памяти»;
9) «Они сражались за Родину»;
10) «А. Р. Т. – ателье Виталия Короткова (живопись)».
Экспозиция «Семилетняя война 1756 – 1763 годов» относится к выставке «Страницы истории Восточной Пруссии». Эта выставка музейными средствами воссоздает атмосферу истории Восточной Пруссии от рыцарских времен и до наполеоновских войн.[viii]
Все представленные (вышеперечисленные) в экспозиции экспонаты имеют этикетки. На каждой этикетке содержатся разъяснения изображения или выставленной вещи. Дана датировка (год, реже число и месяц). Разъяснения очень подробные и в дополнении не нуждаются.
Цель описываемой экспозиции – показать историю Семилетней войны 1756 – 1763 годов и как она вписывается в общий ход истории Пруссии. Эта экспозиция имеет самое прямое отношение к профилю Калининградского областного историко-художественного музея, основной целью которого является воссоздать историю нашего края с древнейших времен до настоящего времени.
Семилетняя война – это одна из самых важных и насыщенных событиями страниц истории Восточной Пруссии. Поэтому, естественно, музей, который воссоздает историю Восточной Пруссии, не может исключить эту экспозицию.
Экспозиция «Семилетняя война 1756 – 1763 годов» не имеет особой исторической ценности. Эта экспозиция очень бедна и по существу здесь выставлены только одни научно-вспомогательные материалы.
Ценным в экспозиции представляется только «Журнал военных действий русской армии» и «Жизнь и приключения Болотова А. Т.» Очень ценна и с исторической, и с наглядной стороны картина, изображающая сражение при Гросс-Егерсдорфе.
В целом экспозиция очень скудна и ее можно было бы видоизменить и дополнить. Все экспонаты выставлены без соблюдения хронологии Семилетней войны. Хотелось бы, чтобы экспозиция была разбита на два периода:
1) 1756 – 1757 годы – удачный для Пруссии период войны;
2) 1757 – 1763 годы – период, когда Пруссия проигрывала союзникам Австрии.
А уже внутри каждого периода экспонаты расположить по годам.
Экспозицию можно было бы существенно дополнить. Выставить личные фонды полководцев Семилетней войны (дневники, планы сражений, рукописи), представить обмундирование русской и прусской армий в период Семилетней войны. Выставить оружие этого времени, по возможности то, которое было применено в боевых действиях Семилетней войны. Показать схемы или реконструкции основных сражений – битв при Гросс – Егерсдорфе и Кунерсдорфе.
[i] Покровская Т. Н. Научная справка «Объединения «Калининградский областной историко-художественный музей» и его филиалы». // Из научного архива музея. 1996.
[ii] Афиша.
[iii] Германская история в Новое и Новейшее время. / Под ред. С. Д. Сказкина. – Т.1. – М., 1970. – С. 120.
[iv] Эпштейн А. Д. История Германии от позднего средневековья до революции 1848 года. – М.. 1961. – С. 283 – 286.
[v] Там же. – С. 287.
[vi] Коробков Н. М. Семилетняя война. – М., 1940. – С. 211 – 212.
[vii] Там же. – С. 212 – 218.
[viii] Афиша.