В макропористых бумагах — например, газетной — общий объем пор достигает 60%, средний их радиус — 0,16–0,18 мкм, а плотность — 0,5 г/куб.см. Ясно, что такая бумага хорошо впитывает краску, и с ней легко работать при больших скоростях печати. Но также ясно, что попытка напечатать полноцветное изображение с высоким разрешением в данном случае обречена на провал.
Мелованные бумаги относятся к микропористым. Общий объем пор для них не превышает 30%, средний размер — 0,03 мкм, а плотность достигает 1,35 г/куб.см. Они также неплохо впитывают краску, но уже под воздействием сил другой физической природы — капиллярного давления. Более подвижные частицы растворителя в первую очередь уйдут в капилляры, а красящий пигмент останется на поверхности. Это приводит к двум желательным последствиям: возможности печатать с повышенным разрешением и экономии краски.
Оптические свойства бумаги – это белизна, непрозрачность, и лоск (или глянец). Высокая белизна — т.е. способность отражать свет рассеяно и равномерно во всех направлениях — необходима, если нужно добиться контрастности запечатанного и пробельного участков. А без этого условия не будет четкости и удобочитаемости. Белизна измеряется рефлектометром как коэффициент отражения на определенной длине волны и для газетных бумаг составляет в среднем 65%, бумаг с содержанием древмассы — не менее 72%, мелованных бумаг без оптического отбеливателя — не менее 76%. Что есть отбеливание? По сути это подцветка бумаги люминофорами или синими и фиолетовыми красителями, устраняющими желтоватый оттенок, присущий целлюлозным волокнам. В этом случае коэффициент белизны будет не менее 84%, а то и гораздо выше. Нужно только помнить, что дополнительный цвет, введенный в бумагу, может "вмешаться" в вашу работу с цветоделением.
Лоск или глянец — результат зеркального отражения падающего на бумагу света. Чем глаже поверхность бумаги, тем, как правило, выше глянец. Для матовой бумаги его величина может составлять до30%, а для глазированной — до 75-80%.
Их знание очень важно как для печатника, так и для заказчика полиграфической продукции. Например при высокой печати, где печатный элемент выше пробельного, нужна мягкая бумага. Ведь при контакте с жесткой печатной формой она будет деформирована (деформация сжатия для крупнопористых газетных бумаг — до 28%, для мелованных — 6-8%). И очень важно, чтобы деформация была обратимой, то есть после снятия нагрузки бумага должна полностью восстановить первоначальную форму. Иначе на второй стороне листа получится рельеф.
Но если нужна бумага для тиснения, то свойства ее должны быть противоположными! Ведь цель тиснения — как раз остаточная деформация, показателем качества процесса будет необратимость деформации, устойчивость полученного рельефа!
Увлажнение бумаги
В листовом офсете бумага в процессе печати обязательно увлажняется. Это диктуется принципом офсетной печати: пробельные (гидрофильные) элементы печатной формы закрывает вода или спиртовой раствор, а печатные (гидрофобные) — соответственно, "жирная" краска. А потому бумага должна выдерживать без остаточной деформации увлажнение и последующее высушивание.
Особенно жесткие требования к бумаге при печати полноцвета на односекционной машине. Бумажный лист здесь увлажняется и высушивается восемь раз! Естественно, что если бумага накапливает деформацию, то произвести приводку по крестам при наложении следующих красок будет очень сложно.
В этом случае нужно либо применять высококачественную бумагу с многослойным покрытием, либо искать четырехсекционную (а бывают и восьмисекционные с переворотом!) печатную машину, где лист, проходя через агрегат, за один проход получает четыре и более краски.
Многое в качественной печати зависит от условий ее хранения и кондиционирования. Если в помещении повышенная влажность, волокна бумаги активно поглощают влагу из воздуха, расширяясь в поперечном направлении. Это придает бумаге волнистость.
При пониженной влажности волокна отдают влагу, из-за чего происходит усадка. А бумага вспучивается, загибая края листов наподобие старого сыра. Эти проблемы усугубляются в зимнее время.
После вскрытия упаковки бумага должна быть акклиматизирована, а именно, она должна некоторое время отлежаться, чтобы ее поверхность пришла в равновесие с окружающей средой.
Кстати, в типографии обязательно должен висеть гигрометр, а влажность — соответствовать нормативам.
Выбирая формат бумаги, следует помнить: если хотите иметь хорошие конечные результаты, машинное направление бумаги должно быть параллельно оси печатного цилиндра.
Определить направление волокон можно безо всякой аппаратуры, например:
• Увлажнив одну сторону листа, определите направление, в котором изогнется бумага. Оно будет перпендикулярно преобладающему направлению волокон.
• Попробуйте надорвать бумагу в двух перпендикулярных направлениях. Более ровный надрыв покажет машинное направление (порвать ровно бумагу перпендикулярно направлению волокон сложно).
III. Подборка 20-ти шрифтов и 5-ти линеек
Вначале дадим определения объектов.
Линиатура
Плотность полиграфического растра. Измеряется в "линиях-на-дюйм" (lpi) – по международной шкале или в "линиях-на-сантиметр" – по отечественной. Переводной коэффициент – 2,54 (150 lpi = 59 л/см).
Шрифт
1) графическая форма знаков определенной системы письма;
2) комплект литер, воспроизводящий какой-либо алфавит, а также цифры и знаки. Шрифты различаются по характеру рисунка (гарнитуре), наклону (прямой, курсивный, наклонный), насыщенности (светлый, полужирный, жирный), размеру (кеглю) и т.д.
Кегль
Измеряемый в пунктах размер шрифта, по его высоте. Включает высоту очка и заплечики. Некоторые кегли имеют названия, например, - перл, петит, корпус, цицеро и др.
Рассмотрим наиболее часто применяемые шрифты – шрифты группы True Type, используемые в пакете программ Microsoft Office:
1. Times New Roman
2. Arial
3. Courier New
4. Impact
5. Letter Gothic MT
6. Monotype Corsiva
7. Tahoma
8. Sydnie
9. Comic Sans NS
10. Bookman Old Style
11. Log-Russ
12. Trebuchet MS
13. Verdana
14. Haettenschweiler
15. Arial Black
16. Book Antiqua
17. Century Gothic
18. Log-russ-Italic
19. Lucida Console
20. Times New Roman MT Extra Bold
IV. Таблица выходных данных трех периодических изданий
1. Наименование издания
Газета “Версия”
Газета “Биржа плюс карьера”
Газета “Телесемь”
2. Учредители (соучредители)
ИРА “Биржа плюс”, Нижегородский региональный фонд подготовки финансовых и управленческих кадров при активной поддержке Областного центра занятости населения и Областного комитета по статистике
ЗАО “Телесемь в Нижнем Новгороде” – Издание ЗАО “ИнтерМедиаГруп”
3. ФИО главного редактора
Владимир Лапырин
Ирина Александрова
4. Порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет
№42 (337)
23 октября 2002 г.
№44 (398)
22 октября 2002 г.
5. Подписной индекс
41049
51306
6. Тираж
17000
94600
7. Цена
Свободная
8. Почтовый адрес и телефон редакции
603950, Н. Новгород, ул. Белинского, 110, оф.165
(8312) 35-22-49
603006, н. Новогррод, ул. А. Блохиной, 14
(8312) 35-04-62
9. Почтовый адрес издателя
10. Почтовый адрес типографии
ФГУИПП “Нижполиграф” г. Н. Новгород, ул. Варварская, 32
ЗАО “Офсетная газетная фабрика Нижний Новгород”
Г. Н. Новгород, ул. Литвинова, 74
V. Расчет емкости рукописного текста
Требования к авторскому или издательскому оригиналу, выполненному от руки, предъявляются согласно ОСТ 29.115-88 “Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие технические требования”.
Авторский лист – единица измерения объема литературного или любого другого произведения, принятая для учета труда авторов, переводчиков, редакторов, корректоров и др., равная (в России) 40 000 печатных знаков, 700 строкам стихотворного текста или 3000 см2 иллюстративного материала. Объем авторского листа принято считать равным 22 страницам машинописного текста на русском языке при условии емкости страницы 1800 знаков. Печатными знаками считаются буквы, знаки препинания, цифры, различные символы, а также пробельные расстояния между словами. В случаях компьютерного набора текста объем в авторских листах определяется самой программой при условии выключки строк.
1. Бакшин В.В. Оформление газет разного типа. – М., 1981.
2. Балаш А.В. Техника оформления газетной полосы. – Минск, 1977.
3. Волкова В.В. Дизайн рекламы. – М., 1999 г.
4. Галкин С.И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. – М., 1984.
5. Гуревич С.М. Газета и рынок: как добиться успеха. – М., 1998.
6. Кирсанов Д. Веб-дизайн. – СПб., 1999.
7. Киселев А.П. Основные понятия и термины газетного оформления. – М., 1988.
8. Кисилев А.П. От содержания к форме. Основные понятия и термины газетного оформления. – М., 1975.
9. Накорякова К.М. Редактирование материалов массовой информации. – М., 1994.
10. Паркер Р. Как сделать красиво на бумаге. – СПб., 1998.
11. Пикок Джон Издательское дело. – М., 1998.
12. Попов В. В., Гуревич С. М. Производство и оформление газеты. – М., 1977.
13. Попов В.В. Общий курс полиграфии. – М., 1966.
14. Романычева Э.Т., Яцук О.Г. Дизайн и реклама. / Компьютерные технологии. – М., 2000.
15. Рудер Э. Типографика: Руководство по оформлению. – М.: Книга, 1982.
16. Серов С.И. Стиль в графическом дизайне. 60-80-е годы. – М., 1991.
17. Табашников И.Н. Газета и дизайн. – Тюмень, 1994.
18. Фельдман Б.А. Современное газетное производство. – М., 1982.
19. Херлберт А. Сетка. Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг. – М.: Книга, 1984.
20. Шрифты: Разработка и использование / Г.М. Барышников и др. – М.:Эком, 1997.
21. Шушан Р., Райт Д., Льюис Л. Дизайн и компьютер. Руководство по PageMaker для всех и каждого. – М., 1997.
22. Энциклопедия книжного дела. – М.: Юрист, 1998.
23. Лазарев Е.Н. Дизайн: от формы вещи до духа человека // Дизайн для всех – 1992 - №1.
Страницы: 1, 2