Рефераты. Избирательные округа

Избирательные цензы. Во многих странах право голоса (активное избирательное право) и тем более право быть избранным (пассивное избирательное право) представляется не всем гражданам, а только тем, кто удовлетворяет избирательным "Цензам, т.е. ограниченным условиям, с которыми связывает представление избирательных прав. Совокупность граждан государства, которые по закону наделены правом голоса, составляет избирательный корпус страны или, как это принято в политической науке, электорат. В XIX в. во многих странах рамки избирательного корпуса были очень узкими, потому что в избирательном праве очень важную роль играл имущественный ценз, требующий от избирателя определенного уровня избирательной обеспеченности. Показателем такой обеспеченности закон в одних странах признавал обладание на праве собственности или аренды определенным недвижимым имуществом, а других - уплату определенной суммы подоходного налога. В настоящее время активное избирательное право не обуславливается имущественным цензом ни в одной развитой стране Запада, но пассивное избирательное право иногда еще связывается с ним. Так, например, в Бельгии среди 21 категории лиц, обладающих правом быть избранными в Сенат, Конституция указывает собственников недвижимости, дающей доход не менее 12 тыс. франков, и лиц, уплачивающих не менее 3 тыс. франков в год прямых налогов. Общеобразовательный ценз в прежние времена обычно заключался в требовании представить документ о среднем или начальном образовании. Однако к настоящему времени под давлением демократических сил из избирательного закона большинства стран Запада полностью изъят. Тем не менее, и теперь в некоторых странах (например, Япония) закон требует, чтобы избиратель собственноручно вписал в бюллетень имя того кандидата, за которого он голосует; такое требование не что иное, как замаскированный ценз грамотности. Очень широко распространен в странах Запада ценз оседлости, требующий, чтобы избиратель прожил на территории определенного района в течение известного срока или в некоторых странах, чтобы он имел там постоянное место жительства к определенному дню. Так, во Франции и Бельгии избиратель может быть зарегистрирован только в том случае, если он проживает на территории коммуны не менее 6-ти месяцев, в Новой Зеландии и Японии - 3 месяца. В Великобритании, Германии и Австрии закон требует от избирателя постоянного местожительства, не определяя его продолжительности. Особенно больно ценз оседлости задевает сезонных рабочих, крестьян, уходящих на отходные промыслы, безработных, кочующих по стране в поисках работы. В США из-за ценза оседлости от участия в выборах отстранены в среднем 5,5 млн. человек. Возрастной ценз. Во многих странах Запада возрастной ценз снижен до 18 лет, но и теперь в Японии, Швейцарии и Финляндии этот ценз равен 20 годам. В США, Великобритании, Германии, Италии и Канаде - 18 лет. Во многих странах Запада избирательных прав лишены военнослужащие. В некоторых странах существует расовый ценз. В Канаде законодательство, представляет индейцам право голосовать только в том случае, если они служат в вооруженных силах. В США во многих южных штатах афроамериканцы разными способами отстраняется от участия в выборах, хотя и существует равное избирательное право. В Прибалтике (Эстония, Латвия) некоренное население лишено права гражданства, а, следовательно, и избирательных прав. В Латвии около 600 тыс. чел русскоязычного населения лишены гражданства и избирательных прав, В Эстонии треть русскоязычного населения лишено прав гражданства и избирательных прав! Оскорбительная процедура получения в этих странах гражданства и избирательных прав для русскоязычных жителей прибалтийских стран вынуждает их вести борьбу за свои избирательные права. Даже Совет Европы осудил этот правовой беспредел.

Технология манипулирования электоратом. Одним из методов манипулирования электоратом выступает метод контент-анализа, широко применяемый в избирательных технологиях Запада. Суть его состоит в том, что осуществляют 10 операционных шагов: 1. Изучение эпизодов (биографии, книги, написанные претендентом). 2. Изучается центральная пресса (ведущие газеты и журналы). 3. Изучается и анализируется оппозиционная пресса. 4. Изучается и анализируется "желтая" пресса. 5. Изучается и анализируется окружение кандидата в депутаты по месту работы. 6. Изучается и анализируется семья и семейное окружение кандидата в депутаты. 7. Добывается информация ДСП в редакциях газет, журналов, ведущих телевизионных и радиокомпаний, тремя способами: а) путем личных контактов, б) путем разведки, т.е. засылки работника в объект изучения, в) путем несанкционированного проникновения. 8. Проводятся социологические опросы, с помощью которых определяется продает голосования избирателей за кандидата и его оппонента. 9. Проводится анализ всей полученной информации и заказываются статьи в ведущих СМИ, а так же выступления на телевидении. 10. Выброс информации за 3-е суток до выборов, с таким расчетом, что оппонент не успеет среагировать и ответить, т.к. по избирательному закону РФ запрещена всяческая агитация за сутки до выборов. Вся печатная информация, ночью, распространяется по всем регионам, как в почтовые ящики избирателей, так и выбрасывается на центральных площадях, бульварах, и т.п. местах массового скопления электората. В СМИ подмачивается репутация оппонента. Для большей эффективности снежной лавины необходимо иметь разведчиков в избирательном штабе противника, чтобы снедать за каждым шагом оппонента, и знать о его следующем шаге. Внезапность-главный козырь политических игр.

Технологии организации и финансирования избирательных компаний. В демократических западных государствах (и не только у них), предвыборная кампания - сложный и длительный процесс. Ему уделяется достаточно большое внимание. Принято думать, что предвыборная кампания начинается с официального заявления того или иного лица о его решении баллотироваться на выборную должность. Это не так. Предвыборная активность начинается гораздо раньше. Упомянутое заявление требует большой подготовительной работы, которая включает решение многих вопросов: уточняется вероятность победы на выборах, степень поддержки избирателями, определяются источники мобилизации финансовых ресурсов, необходимых для проведения избирательной кампании, выявляются возможности группы поддержки, ее способность обеспечить победу на выборах. Было бы ошибкой думать, что официальное заявление о принятии решения выдвинуть свою кандидатуру на тех или иных выборах - это просто уведомление общественности. Такое заявление преследует много различных целей и призвано решить ряд задач. Главными из них являются следующие. Во-первых, в данном заявлении кандидат обращается к избирателям с объяснением, почему он принял решение баллотироваться на выборную должность. Цель обращения - убедить избирателей в том, что только ему под силу сделать для них и для блага всего общества то, что другие сделать не могут. Во-вторых, уже в данном обращении к избирателям обозначаются те конкретные проблемы, которые затем будут звучать в ходе всей избирательной кампании, но более масштабно и аргументировано. По поводу этих проблем будут разворачиваться дискуссии с оппонентами. В-третьих, выступая с заявлением, претендент не упускает возможности поколебать или вообще отбить желание баллотироваться у соперников. Поэтому он всемерно подчеркивает свои сильные стороны: возможности собрать достаточные средства на проведение кампании, глубокое понимание общественных проблем. Даже в моменты чисто технические, формальные: выбор времени обращения с заявлением, места произнесения речи, выбор тех, кто в момент выступления будет окружать кандидата, решение вопроса о том, какое мероприятие будет проводиться сразу после заявления, имеют немаловажное значение в предвыборной борьбе. После официального заявления кандидата о его включении в предвыборную борьбу начинается широкомасштабная предвыборная кампания. Задачи, решаемые в ходе таких кампаний, многочисленны и разнообразны. К ним относятся, в частности, выдвижение избирательной платформы кандидата. Это целый пакет ясных для избирателей положений, направленных на решение важных проблем на уровне страны, а также проблем местного значения. Далее, в ходе предвыборной кампании с помощью всех доступных средств осуществляется широкая реклама платформы кандидата. Вырабатываются и формируются стратегия я тактика предвыборной кампании, объединяются в общую тему все доводы, убеждающее избирателей, что голосовать следует за данного кандидата. В числе основных задач предвыборной кампания - пропаганда высоких личных качеств кандидата, создание необходимого имиджа. Предназначение предвыборной кампании столь широко, что перечислить все цели, которые она преследует, весьма сложно. Однако и те задачи, которые нами обозначены, убеждают в том, что для их выполнения необходим специальный аппарат штаб предвыборной кампании. В официальный штаб входят специалисты по изучению соперников, анализу положения в избирательных округах, связи с прессой, изысканию источников финансирования др.

Концепция воздействия избирателей с меняющимися предпочтениями на результаты выборов. Пожалуй, никакая другая тема, касающаяся избирательных систем, не вызывала так много споров. Интерес политологов к данной теме понятен: каждые новые выборы требуют подготовительной работы, прогнозов, изучения общественного мнения. Практика показывает, что, опираясь на политические предпочтения избирателей, та или иная партия или независимый кандидат могут предпринимать конкретные меры, способствующие победе на выборах. Избиратель с меняющимися предпочтениями - это такой избиратель, который, участвуя в двух следующих друг за другом и одинаковых по своему значению выборах, голосует за разные партии. В соответствии с исследованиями немецких политологов, численность таких избирателей колеблется в пределах 10 - 15%. Цифра небольшая, но она способна влиять на итоги выборов настолько, что они могут оказаться неожиданными и, следовательно, могут повлиять на стабильность политических институтов и политической системы в целом. Не случайно, поэтому данная группа избирателей интересует политологов в США, ФРГ, Франции и многих других странах. Существенное место в данной концепции занимают вопросы о предпосылках и причинах этого явления. Представители Мичиганской школы считают, что предпосылкой непостоянства избирателей является неоднородный характер информации. Немецкие политологи пришли к выводу о том, что избирателями с меняющимися предпочтениями являются те, кто не имеет четкой политической позиции. Большинство политологов, изучающих данную проблему, приходят к выводу: решения, принимаемые избирателями на выборах в современных условиях, больше чем когда - либо ориентированы: 1) на конкретную экономическую и политическую ситуацию в стране, 2) на представление о своей политической самореализации в процессе выборов.

В последнее время исследователи склоняются к выводу, что избиратели с меняющимися предпочтениями - это наиболее хорошо информированные, мобильные в социальном и политическом смысле граждане. Они принадлежат, как правило, к средним городским слоям. И еще один вывод: сельское население голосует более традиционно.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1) Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь» 1997г.

2) Избирательный кодекс Республики Беларусь. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 25, 2/145)с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 4 июля 2000 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 64, 2/181).

3) Василевич Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. – Мн.: Книжный дом; Интерпрессервис, 2003. – 882с.

4) Конституционное право зарубежных стран. Под общей ред. члена – корр. РАН, профессора, М. В. Баглая, доктора юридических наук, профессора Ю. И. Лейбо и доктора юридических наук, профессора Л. М. Энтина. М., «Норма», 2000.

5) Основы идеологии белорусского государства: Учебное пособие для вузов / Под общей редакцией С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 491с.

6) Основы идеологии белорусского государства: История и теория: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования; 2-е издание С.Н. Князев, под общ. ред. С.Н. Князева, В.И. Чуешова. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2006. – 316с.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.