Рефераты. История ислама: от истоков к современной трансформации

Ад же представляет собой воронку, состоящую из кругов. Мучают грешников огнем. После смерти человек попадает в рай или ад в зависимости от своих заслуг и деяний и, разуме­ется, веры в Аллаха. Но всем умершим еще предстоит Страшный суд. Согласно представлениям мусульман, он бу­дет происходить на Земле, и все люди должны будут пройти над бездной по острию лезвия. Праведники спокойно преодо­леют этот путь. Аллах вложит в руку каждого человека кни­гу, в которой будут описаны его деяния. Праведники получат ее в правую руку, а грешники - в левую.

Так как Бог находится выше всякой нравственности, в мире не существует понятий - добро и зло, хорошо и плохо. Хорошо то, что угодно Богу, предписано им![15, С. 233].

Человек не может ничего свободно выбирать, менять и никогда не действует самостоятельно, а только по повелению Аллаха. Раз все заранее предусмотрено, то добрые дела нельзя рассматривать как заслугу человека, а злые, как его грех. Это Богу было угодно сделать одних праведниками, а других мерзавцами и грешниками. Какие деяния могут быть расценены как нехорошие? На все, в том числе и на это, - воля Аллаха. Ведь мы уже знаем, что человек не свободен в своих действиях. Единственное, что можно сказать твердо: в ад попадут те, кто не верил в единого Бога, пророка Мухам­меда и в учение о Страшном Суде. Так как Бог видит и знает все, любое притворство человека в вопросах веры, то его не­искренность тоже является непростительным грехом [15, С. 236].

Как видно из этого короткого изложения, вероучение му­сульман имеет много общего с христианством, но и сильно отличается от него. Это можно объяснить едиными (хотя и далекими) корнями двух мировых религий. Некоторые хрис­тианские богословы и религиоведы рассматривают ислам как искаженный и огрубленный вариант христианства, приспособ­ленный к более примитивному общественному укладу. Мнение исламских богословов, естественно, абсолютно противополож­но: с их точки зрения христианство есть «недозревший ислам».

Каждый мусульманин имеет религиозные обязанности - предписания. Их пять.

1.  Исповедовать веру в Аллаха («Нет Бога, кроме Алла­ха, и Мухаммед пророк его» - произносит каждый новооб­ращенный в ислам после ритуального омовения).

2.  В течение дня необходимо совершать пятикратную мо­литву (намаз). Все ритуалы (поклоны, чтения) строго рег­ламентированы, и путать их ни в коем случае нельзя.

3.  Мусульманин должен соблюдать пост (ураза), который длится целый месяц - рамадан. Первоначально он прихо­дился на лето, но после реформы календаря стал приходить­ся на весну. В течение рамадана отмечаются памятные даты - праздники. В пост нельзя есть и пить в течение всего свето­вого дня (исключение делается для больных и стариков). В эти дни запрещены развлечения, а в мусульманских странах даже отмечается спад деловой активности. В пост нельзя ве­сти военные действия.

4.  Мусульманин обязан платить налоги и творить милос­тыню для спасения собственной души (в мечеть, нищему, калеке). Обязательная доля налога составляет 1/40 часть дохо­да, кроме этого он должен вносить и дополнительную часть добровольно.

5. Каждый мусульманин должен один раз в жизни совер­шить паломничество в Мекку (хадж) и исполнить там ряд священных обрядов, включая семикратный обход Каабы, це­лование «черного камня», пробег между священными холма­ми, жертвоприношение овец и т.д. Совершивший все это по­лучает зеленую чалму (зеленый - цвет ислама) и титул хаджи [19, С. 74].

Священный день мусульман - пятница. Она называется джума (день собраний), т.е. день обязательного полуденного сбора всех здоровых совершеннолетних мусульман в мечети для молитвы и слушания проповеди. Исследователи объясня­ют выбор этого дня исторически. В Медине было много иуде­ев, которые почитали субботу, пятница же для них была ка­нуном праздника и торговым днем. Пророк Мухаммед собирал своих сторонников и единоверцев именно в базарный день, когда скопление людей было максимальным. Молитва начиналась в разгар жаркого полдня, после окончания торга. Это не отвлекало людей от их коммерческих дел. В традиции ислама есть и другие объяснения значения пятницы, в частно­сти как небесного праздника - «Дня щедрости Аллаха».

Для общественной молитвы последователи ислама собира­ются в мечети (от ар. Масджид - место, где совершают по­клоны). В отличие от православного храма мечеть не освеща­ется и не считается особым сакральные (от лат. sacer — священный) сооружением. Она скорее является молельным до­мом и может дополнительно выполнять функции общественного здания. Мечеть имеет один или несколько минаретов (от ар. минара - маяк) - башен квадратного или круглого сечения, с которых провозглашается начало молитвы. Внутри большого зала находится михраб - углубление, направленное в сторо­ну Мекки, рядом с ним - специальная кафедра для проповед­ника. При входе в мечеть мусульмане омываются в специаль­ном водоеме для того, чтобы обрести ритуальную чистоту (главным образом омывается лицо, рот и горло). Иногда совер­шается и полное омовение (после долгого пути, особых случа­ев осквернения). Так как ислам распространен в южных жар­ких и засушливых странах, допускается «омовение» песком. Внутри мечети молящиеся пребывают без обуви, которую сни­мают при входе. Пол мечети устлан коврами. Женщины молят­ся отдельно от мужчин в отгороженных частях зала либо на вер­хних галереях. Самая основная мечеть в городе называется соборной. Главная мечеть всех мусульман находится в Мекке (с храмом Кааба посередине).

Священнослужители в исламе не несут на себе особой боже­ственной благодати. Они являются знатоками Корана, ритуа­лов, просто хорошо образованными людьми. В богослужении участвуют имамы (руководители), хатыбы (проповедники) и мудзины (призывающие к молитве). Имамам соответствуют муллы (от ар. маула - господин, повелитель), которые могут действовать и вне мечети (например, быть судьями, преподава­телями). Мулла обычно выбирается верующими из своей сре­ды. Мусульманские священнослужители проходят подготовку в специальных учебных заведениях - медресе (от ар. мадра­се - изучать). Глава большого территориального объединения мусульман-суннитов и высшее духовное лицо называется муф­тий (с ар. высказывающий мнение) [25, С. 93].

Каждый мусульманин обязан участвовать в джихаде, хотя, джихад трактуется в исламском богосло­вии неоднозначно (существует иносказательное, нравственное его понимание).

Совокупность правил поведения мусульманина в обще­ственной и личной жизни называется шариат (букв. правиль­ный путь). В исламском обществе существуют специальные религиозные суды шариата.

Кроме еженедельного празднования пятницы мусульмане отмечают еще несколько праздников. 27-го числа месяца ра­мадана празднуется «Ночь предопределений». Именно в эту ночь было начато ниспослание Корана Мухаммеду. Все му­сульмане проводят ее, бодрствуя и, как правило, в мечети. Счи­тается, что в эту ночь происходят чудеса. По окончании постного месяца празднуется ураза-байрам - радостный праз­дник «разговения», длящийся 3-4 дня и сопровождающий­ся раздачей милостыни и походами на могилы предков [24, С. 167].

Через 70 дней после окончания поста отмечается самый главный праздник - курбан-байрам - праздник жертвоп­риношения животных в память о том, как Ибрахим (Авраам) собирался принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила (Исаака). В этот день в семье совершается большая трапеза, люди ходят в гости друг к другу.

Празднуется день рождения Мухаммеда, день его путеше­ствия в Иерусалим. Этот город считается мусульманами мес­том вознесения пророка на небо. У различных направлений в исламе есть свои праздники и памятные даты.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вероучение му­сульман имеет много общего с христианством, но в то же время огромное количество принципиальных различий. Исследователи мировых религий объясняют это явление  едиными, хотя и очень далекими, корнями двух мировых религий. Некоторые хрис­тианские богословы и религиоведы рассматривают ислам как искаженный и огрубленный вариант христианства, приспособ­ленный к более примитивному общественному укладу. Мнение исламских богословов, естественно, абсолютно противополож­но: с их точки зрения христианство есть «недозревший ислам». Спор о преимуществах той или иной религии, об их основных положениях, законах и порядке отправления религиозных обрядов не смолкает и в наше время, принимая все более острые формы.


2. Раскол ислама. Шииты.  Сунниты.  Ваххабиты.

Ислам подразделяется на несколько  направлений, ведущими из которых являются шиизм и суннизм, имеющий наибольшее число приверженцев в мусульманском мире. Их появление связано прежде всего с политическими мотива­ми и борьбой за власть в мусульманской общине, которая сопровожда­лась бурной богословской полемикой.

Халифа Усмана, при котором в основном сложился Коран, ожидала весьма символическая смерть. Уже при его жизни среди последователей Мухаммеда начались раздоры. Многие считали, что Усман чрезмерно покровительствует близким родственникам и отступил от идеалов аскетического (воздержанного и строгого) ислама. Те, кто был недоволен правлением этого халифа, составили против него заговор. Группу заговорщиков возгла­вил египетский наместник, а поддерживала ее любимая жена пророка — Айша. Сначала делегация египтян, прибыв в Медину, строго потребовала от Усмана прекратить обогащение его родни. Усман согласился, но отпра­вил в Египет тайное письмо, призывающее казнить всех посланцев, когда они вернутся домой. Египтяне перехватили письмо и возмущенные ворва­лись в дом халифа. Усман вышел к мятежникам, держа в руках Коран, но был на месте разрублен на куски. Кровь халифа пролилась на священную книгу. Теперь этот экземпляр Корана свято сохраняется как ценнейшая реликвия мусульман в Самарканде (правда, говорят, есть еще книги Ко­рана со следами крови, хранящиеся в других городах)[15, С. 258].

После убийства Усмана началась острая борьба за власть в халифате. Победил в этой борьбе очередной зять Мухаммеда-Али (и одновременно его двоюродный брат). Началась длительная и кровопролитная гражданская война, расколов­шая единое религиозное течение ислама на два лагеря. Среди противников Али были так называемые Омейяды (родствен­ники халифа Усмана), в их лагере находилась и любимая жена Мухаммеда - Айша. В 661 г. Али был убит фанатиком за то, что пытался примириться с Омейядами [6, С. 185].

Однажды Али, которому, очевидно, надоела бессмысленная война, проявил чрезмерную уступчивость и сговорчивость, упустив из-за этого очередную крупную победу. Желая отомстить, один мусульманин из груп­пы непримиримых фанатиков смертельно ранил Али, когда тот выходил из мечети. Умерший в тяжелых муках халиф стал считаться трагической фигурой в исламе. И сторонники, и противники той группировки, в ко­торую входил Али, одинаково рисуют его непонятым, но правдивым, набожным и благородным человеком. Али-халиф признан святым всеми мусульманами, но пос­ле его смерти ислам раскололся на два направления: шиитов и сунни­тов  [12, С. 101].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.