Рефераты. Историческое развитие представлений о культуре

3. античное понимание красоты как гармонии и меры

4. реалистический, пластический язык искусства в отличие от условного, символического языка искусства средневековья.

5. сюжеты из античной мифологии и истории;

6. древние языки (древнегреческий, латинский);

7. интерес к античной философии - натурфилософии, эпикуреизму,

неоплатонизму.

Таким образом, преемственная связь Возрождения с античностью очевидна.

В эпоху Возрождения идеальным человеком считалась универсальная, всесторонне развитая личность, сочетающая в себе дарование ученого и художника. В эстетике Ренессанса происходит отождествление науки и искусства. И это был не только идеал, но и реальность. Мастеров Возрождения часто называли титанами за их необычайную универсальность, разносторонность. Возрожденческий художник был знатоком всех наук, и в первую очередь математики и анатомии.

Самой универсальной личностью Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1519). Он исследовал почти все сферы естествознания, предугадал многое, о чем в то время еще не помышляли. Когда стали разбирать его рукописи и рисунки, в них обнаружили механические открытия XIX века. Леонардо был не только ученым, но и живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства. Другие универсальные личности эпохи Возрождения - Микеланджело Буонарроти (1475-1564), Рафаэль (1483-1520), А. Дюрер (1471-1526).


1. 4. КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ XVII ВЕКА


В XVII веке в передовых странах Европы - Голландии, Англии происходят буржуазные революции, которые открыли простор для развития капиталистических отношений. Победа Реформации в этих странах создала благоприятные условия для развития наук и философии. В XVII веке позиции религии ослабевают, возрастает роль науки, происходит первая научная революция (в области астрономии, механики и математики). Получает развитие экспериментальное естествознание.

У истоков науки и философии Нового времени стоял Ф.Бэкон (1561-1626). Ему принадлежит важная роль в разработке новой концепции культуры. Бэкон определяет культуру как мир деятельности человека. В культурно - историческом процессе он различает две стороны: материальную и духовную. Материальную культуру Бэкон определяет как процесс преобразования человеком природы. Он называет наиболее значительные достижения в области материальной культуры - книгопечатание, порох и компас. Они изменили облик и состояние всего мира в области просвещения, военном деле и мореплавании. Духовную культуру Бэкон определяет как целенаправленное воздействие на духовный мир человека.

Важнейшее место в концепции Бэкона занимают проблемы науки, научного познания, роли науки в обществе. Он критикует предшествующую науку за схоластические споры, оторванность теории от практики, догматизм мышления и предлагает программу "великого восстановления наук". Бэкон считает, что наука должна давать достоверные знания и быть методологически совершенной (то есть должна использовать эффективный метод познания). Поэтому он разрабатывает проблему освобождения науки (научного познания) от ложных понятий (идолов) и индуктивный, эмпирический метод познания.

Бэкон рассматривает проблемы развития науки. Он понимает огромное значение преемственности научных знаний для развития человечества. Но вместе с тем Бэкон справедливо отличает, что "истина - дочь времени, а не авторитета". Это значить, что нельзя слепо следовать старым теориям и признанным авторитетам. Нужно изучать действительность непосредственно, исходя из потребностей своего времени. Наука должна продолжать поиск истины, проверяя ее практикой.

Выдвинув идею научного (а тем самым и культурного) прогресса, Бэкон не рассматривает этот процесс как прямолинейное движение вперед, лишенное отступлений и противоречий. Он видит, что те же механические достижения, которые свидетельствуют об овладении человеком силами природы и смягчают нравы, рождают "и орудия похоти, и даже орудия смерти". Это значит, что научно - технические достижения могут быть использованы в военных целях, обернуться против самого человека, привести к уничтожению людей. Таким образом, Бэкон понимал противоречивость культурного прогресса. Однако, в целом взгляд Бэкона на культурное развитие отличался оптимизмом. Бэкон считал науку важнейшим средством преобразования природы, общества и человека. Именно Бэкону принадлежит известное высказывание: "Знание - сила".

Важнейший вклад в изучение проблем общества, культуры и человека внес младший современник Бэкона английский философ Т.Гоббс (1588-1679). Важнейшими проблемами культуры в учении Гоббса являются: происхождение, сущность, социальные функции культуры в целом и ее отдельных компонентов (науки, искусства, морали, права).

Согласно Гоббсу, природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей. Поскольку человек руководствуется в своих поступках эгоизмом, не считается с правом других людей, то возникает состояние "войны всех против всех". Такое состояние общества Гоббс называет естественным. Выход из этого состояния Гоббс видит в переходе к гражданскому обществу, к созданию государства. Государство понимается Гоббсом как продукт культуры, как искусственное образование - Левиафан, призванное усмирить первобытные инстинкты, обеспечить для людей гарантии мира и безопасности.

Гоббс подробно рассматривает отдельные компоненты культуры. Важнейшей культурной ценностью он считает язык. Он различает два вида опыта: чувственный и речевой. В чувственном опыте человек учится связывать между собой предметы и явления природы. Но для упорядочения и регистрации мыслей человека, для перевода внутренней речи во внешнюю ему необходимы слова. Гоббс развивает концепцию языка как знаковой системы. Он отстаивает идею об условности и произвольности языка, считает, что "имена определяются не сущностью вещей, а волей и согласием людей". Между именами и вещами не существует сходства, люди устанавливают имена произвольно. Говоря о практической пользе языка, Гоббс отмечает, что благодаря языку человек может закреплять результаты познания и передавать их другим людям.

Рассматривая роль искусства и науки в жизни общества, Гоббс называет их важнейшим благом. К определению науки Гоббс подходит через анализ знания. Знания подразделяются на два рода:

1. знание фактов;

2. знание связей и зависимостей фактов.

Первый род знаний - это ощущения и память, второй род - наука. Употребление понятия "искусство" у Гоббса многозначно.

1. Он называет искусством то, что создано деятельностью человека, в отличие от данного природой.

2. Гоббс понимает искусство как умение, мастерство (например, "искусство хорошо строить").

3. Гоббс говорит об искусстве как художественной деятельности и относит к нему музыку, поэзию, живопись.

Залогом непрерывного прогресса науки и искусства является то, что человеку по природе свойственно интересоваться всем новым, жажда познания. Поэтому наука есть как бы пища духа и имеет для духа такое же значение, что продукты питания для тела. "Разница заключается, однако, в том, что тело может насытиться пищей, между тем как дух никогда не может удовлетвориться знаниями".

Рассматривая такие виды духовной культуры, как мораль и право, Гоббс показывает их взаимосвязь. По мнению Гоббса, законы, которые устанавливает государство, имеют нравственное содержание. "Закон, предписывающий средства для поддержания мира, называется моральным законом". Социальная функция гражданских законов заключается в том, чтобы, несколько ограничивая свободу людей, достигнуть состояния мира и согласия.


1.     5. ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ

ПРОСВЕЩЕНИЯ


XVIII век вошел в историю европейской культуры как век Просвещения.

Просвещение - это идейное и культурное движение, которое имело антифеодальный, антиабсолютистский характер.

В XVIII веке оно охватило в той или иной степени все европейские страны, в каждой из которых имело свою специфику, своеобразие. Просвещение зародилось в Англии, в конце XVII века. Особенностью английского Просвещения было то, что оно возникло после буржуазной революции и не содержало радикальных лозунгов и программ. Поэтому внимание английских просветителей было приковано не столько к политике, сколько к частной жизни и моральным проблемам. Французское Просвещение формируется в 20 - 40-х гг.XVIII в. Оно стало духовной, идеологический подготовкой революции. Во французском Просвещении на первый план выходят политические и правовые проблемы, проблемы будущего политического устройства общества. В немецком Просвещении центральное место заняли проблемы эстетического и этического воспитания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.