Рефераты. Использование кругового метода в спортивной тренировке гиревиков

3.2.Техника соревновательных упражнений


Обучение в гиревом спорте начинается с рывка как более простого упражнения. Вначале осваивается простое положение. Оно принимается практически в каждом цикле упражнения, поэтому главным обра­зом следует обратить внимание занимающихся на положение ног и спины. Спина должна быть прямой, она является основной опорой, вокруг которой осуществляется работа в рывке. Расстановка ног на старте и при выполнении упражнения на ширине плеч, что обеспечивает спортсмену надежную опору. При обучении рывку следует акцентировать внимание занимающихся на том, что ноги и спина работают особенно активно в момент подрыва. Спина должна быть выпрямлена и располагаться под углом примерно 60-65° по отношению к согнутым в коленях ногам. Такое расположение звеньев тела способствует соз­данию наибольшей скорости подрыва и эффективному выходу гири вверх. Во время выполнения рывка и особенно после подрыва не следует отпускать гирю далеко от себя, так как это увеличивает амплитуду движения снаряда, нарушает структуру упражнения и значительно снижает работоспособность.

После подрыва рука незначительно сгибается в локтевом суставе и затем выпрямляется навстречу остановившейся в «мертвой точке» гире. Происходит фиксация — неподвижное положение системы «спортсмен — снаряд», которое свидетельствует о завершении упражнения.

Очень часто начинающие спортсмены после подрыва не сгибают руку в локте, а сразу поднимают гирю вверх прямой рукой. Это является ошибкой, на которой также следует обратить внимание занимающихся. Сгибание руки в локтевом суставе перед фиксацией дает возможность мышцам расслабиться и отдохнуть при многократном выполнении упражнения.

При выполнении  рывка начинающие спортсмены не могут сразу освоить подхват гири рукой в «мертвой точке» и после подъема вверх она всей тяжестью «ударяет» по предплечью. Изучению этого техниче­ского приема необходимо уделять как можно больше внимания, чтобы переход от полета снаряда к фиксации осуществился плавно и безболезненно.

Согласно правилам соревнованиям по гиревому спорту, опускание гири после фиксации должно происходить без касания ею плеча или предплечья. В этом случае движение снаряда вниз связано с затратами усилий мышц спины и кисти. Важное значение имеет оптимальная траектория движения, поскольку переход от опускания гири к очередному замаху должен быть плавным и эко­номным по времени.

После выполнения рывка одной рукой спортсмен перехватывает гирю другой рукой и вновь делает замах для продолжения упражнения.

Обучение толчку двух гирь требует от занимающихся хорошей общефи­зической подготовки, силы и особенно гибкости. Освоение техники начинается, как правило, с гирями меньшего веса (или даже с одной гирей) в установленной закономерности: ознакомление, разучивание и тренировка.

Главными элементами толчка являются исходное положение перед вы­талкиванием и фиксация.

От правильного исходного положения, которое принимается многократ­но в ходе выполнения упражнения, во многом зависит эффективность выпол­нения выталкивания и конечный результат. При освоении этого положения очень важно обратить внимание занимающихся на положение ног, рук и туло­вища, а также гирь на груди.

После взятия гирь на грудь и туловище должны быть выпрямлены, рас­становка ног на ширине плеч; гири лежат на плече и предплечье, локти прижа­ты к туловищу (это оптимальное положение перед выталкиванием). Как прави­ло, освоение исходного положения перед выталкиванием вызывает у занимаю­щихся наибольшие затруднения. Характерными ошибками являются: приподнятые локти, согнутые ноги или туловище, расслабленная поясница. Здесь важно подчеркнуть, что для эффективного выпрямления перед выталки­ванием системы «спортсмен - снаряд» должна представлять собой натянутую пружину. Такое положение принимается каждый раз после фиксации и опуска­ния гирь на грудь.

При освоении выталкивания необходимо обратить внимание занимаю­щихся на следующий момент: оно должно выполняться главным образом за счет активной работы ног и туловища, а не рук. При выполнении упражнений гиревого двоеборья руки выполняют функцию направляющего звена. Большин­ство же начинающих спортсменов при освоении выталкивания (особенно на первых занятиях) стараются активнее работать руками. Это объясняется тем, что мышцы рук значительно чувствительнее, чем мышцы ног, хотя и намного слабее их. Попытки «толкать» гири руками, как правило, приводят к ошибкам в технике и снижению результата.

Обучение выталкиванию следует начинать с освоения подседа: сначала без гирь (имитация), затем, с одной гирей, и наконец ,с двумя облегченными снарядами. Характерной особенностью этой части толчкового упражнения яв­ляется медленное сгибание ног в коленях (с постепенным нарастанием напря­жения мышц) и резкое их выпрямление с выходом на носки: туловище при этом создает ускорение, необходимое для свободного полета гирь на нужную высо­ту, а именно - выход на носки в заключительный момент выталкивания позво­ляет сообщить гирям дополнительное ускорение и освобождает спортсмена от нагрузки для выполнения подседа. Этот элемент толчкового упражнения осо­бенно тяжело осваивается начинающими, поэтому он требует дополнительной обработки с помощью имитационных упражнений и тренировки с облегченны­ми снарядами.

Второй подсед (перед фиксацией) позволяет спортсмену подхватить ги­ри в «мертвой точке» и расслабить ноги при сгибании. В момент подхвата сле­дует учить занимающихся прогибать и закреплять поясницу, которая должна выполнять роль жесткой опоры.

Эта часть толчкового упражнения, пожалуй, самая сложная в технике толчка и требует от спортсмена хорошей координации, гибкости и мощности работы ног.

В момент фиксации все звенья тела должны быть жестко закреплены; ноги, руки и туловище выпрямлены. Часто у начинающих при выполнении это­го элемента упражнения одна или обе руки отклоняются в стороны. При обуче­нии необходимо акцентировать внимание занимающихся на том, что гири при фиксации следует держать ближе друг к другу.

При опускании гирь на грудь после фиксации очень важно умение к рас­слаблять руки в момент свободно падения гирь и приема их на слегка согнутые ноги. Это позволяет, во-первых, отдохнуть всем работающим мышцам и смяг­чить жесткость удара, а во-вторых, принять оптимальное исходное положение для очередного выталкивания.

Таким образом, толчок - наиболее сложное в техническом исполнении упражнения гиревого двоеборья - требует тщательного освоения отдельных его элементов.

В процессе обучения немаловажное значение имеет правильное дыха­ние.

Главным и необходимым условием является своевременное и достаточ­ное потребление организмом кислорода в ходе напряженной .работы с гирями. Независимо от ритма выполнения упражнений дыхание должно быть естест­венным, без задержек. Регулярные занятия позволяют выработать оптимальное дыхание для каждого упражнения гиревого двоеборья. Опыт показывает, что в полном цикле рывка выполняются два вдоха (на старте, во время выталкивания, до и после фиксации) и три выдоха (в ИП перед выталкиванием, во время фиксации и при опускании гирь).

В ходе тренировки дыхание постепенно доводится до автоматизма в соответствии с получаемой организмом нагрузкой.


3.3 Комплексы круговой тренировки и методика их применения в процессе тренировки гиревиков


Всего было разработано 4 комплекса круговой тренировки. Пер­вые два комплекса рассчитаны на новичков, незнакомых с техникой базовых упражнений. Третий и четвертый комплексы применялись во втором полуго­дии, когда занимающиеся уже освоили основы техники соревновательных и специальных упражнений. Упражнения подбирались по принципу всесторонне­го воздействия на все основные группы мышц, и при этом обеспечить опти­мальную нагрузку на кардиорестирриторную систему организма. В состав комплексов круговой тренировки вошли упражнения как глобального, так и регио­нального и локального характера, что обеспечивало не только прирост спор­тивного результата, но гармоническое развитие у занимающихся.

Комплекс 1

1 Жим гирь лежа. 2 Толчковый швунг штанги - 40-50 % max. 3 Рывко-вые махи гири поочередно до уровня пояса. 4 Полуприсед с гирями на вытяну­тых верх руках (16 кг). 5 Толчок гирь (16 кг). 6 Прыжки с козла. 7 Подтягива­ние на перекладине. 8 Наклоны с гирей в стороны. 9 Наклоны через козла. 10 Подъем прямых ног в висе.


Комплекс 2

1 Сгибание рук в упоре лежа. 2 Из И.П. широкая стойка, руки вверх держа гирю за дужку днищем вверх; выполнение круги туловищем в горизон­тальной плоскости сначала вправо, затем влево. 3 Подъем гирь на грудь. 4 Тол­чок гирь в разножке. 5 Рывок одной гири двумя руками. 6 приседание с гирей на груди. 7 Тяга на высоком блоке. 8 Накручивание груза на блоке. 9 Наклоны с гирей в стороны. 10 Сгибание и разгибание туловища на скамье, руки за голову, ноги фиксированы.


Комплекс 3

1 Подъем на грудь 2x16 кг. 2 Полутолчок 2x16 кг. 3 Толчок 2x16 кг. 4 Рывковые махи до уровня груди. 5 Рывок — 16 кг. 6 Пружинящие полуприсе­ды со штангой. 7 Наклоны со штангой. 8 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. 9 Сгибание и разгибание рук со штангой. 10 Сгибание и разгибание туло­вища и ног на скамье («складка»)


Комплекс 4

1 Жим гирь сидя. 2 Напрыгивание на гимнастического козла. 3 Жонгли­рование гирей. 4 Рывок. 5 Приседание со штангой на груди. 6 Толчок. 7 Сгиба­ние и разгибание рук на брусьях с весом. 8 Тяга штанги в наклоне. 9 Выкрут рук назад с металлической палкой.


Методика проведения занятия была следующей: намечалось 10 станций, соответствующих упражнениям одного из комплексов. Занимающиеся, объеди­ненные в подгруппы по 2 человека на каждом снаряде, распределялись по ука­занным местам. По команде (свистку) преподавателя начинала выполнять свои упражнения первая группа. Вторая группа в это время готовилась к выполнению очередного задания. Затем выполняла свои упражнения вторая группа, после чего все переходили к следующим снарядам по кругу, в опреде­ленной последовательности, в соответствии с символом круговой тренировки. Так продолжалось до тех пор, пока каждая подгруппа не позанимается на каж­дом снаряде данного комплекса. Количество «кругов» в одном занятии было от 1доЗ.

В втором полугодии наряду с круговой тренировкой, примерно раз в ме­сяц, проводились контрольные прикидки, в различных упражнениях, в том чис­ле и соревновательных.

Такие прикидки, во-первых, дают возможность тренеру объективно оце­нивать усвоение пройденного материала и вносить необходимые коррективы в тренировочные нагрузки, а во-вторых, помогают занимающимся наглядно ви­деть рост своих результатов, что естественно, повышает у них интерес к заня­тиям. Кроме того, такой соревновательный метод способствует росту результа­тов в тех упражнениях, которые включаются в эти прикидки, а это в свою оче­редь служит дополнительным средством физических качеств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.